Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР
методическая разработка на тему
Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развитию связной речи детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_logopeda.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР
Успешность формирования устной монологической речи дошкольников зависит от интеграции в единое целое коррекционной работы педагогов разного профиля в ДОУ компенсирующего вида. Формирование и активизация описательно-повествовательной речи старших дошкольников с ОНР осуществляется путем комплексного воздействия силами учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Цель работы логопеда и воспитателей – не просто внести основы педагогической деятельности в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, семейный микроклимат.
Регламентирует коррекционную работу по формированию связной монологической речи учитель-логопед. Он знакомит дошкольников с правилами построения текстовых высказываний, с моделями описательных и повествовательных рассказов, активизирует речемыслительную деятельность детей по восприятию текстов и описанию наглядного иллюстративного материала, формирует специальные речевые умения и навыки лексико-грамматического оформления связных высказываний, стимулирует коммуникативную активность.
Работа над обогащением словаря и закреплением речевых умений и навыков в НОД, в самостоятельной игровой деятельности, общении проводится воспитателями и родителями детей.
Кроме того, воспитатели специально организуют игровую и практическую деятельность дошкольников с целью обогащения их сенсорного опыта. Воспитателям принадлежит существенная роль в ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, с картинами различных жанров, в формировании понимания смыслового содержания текста, наглядной ситуации, представленной на картине, в конкретизации сенсорного опыта, актуализации опорных знаний. Воспитатели рассказывают дошкольникам о творчестве художников, организуют экскурсии в художественный музей, устраивают тематические выставки репродукций картин и работ детей, созданных на основе восприятия содержания художественных произведений.
Родители также активно включаются в работу по закреплению практических умений, полученных детьми в детском саду. В домашних условиях дети пересказывают знакомые им тексты рассказов и сказок, самостоятельно или с помощью членов семьи иллюстрируют тексты или их эпизоды рисунками, реализуя художественно-образные впечатления, полученные в процессе подготовки к рассказыванию. Так, совместными усилиями воспитанников, родителей и педагогов в нашей группе была проведена презентация проекта «Как нарисовать рассказ?».
Цель проекта. Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития связной монологической речи ребенка.
Задачи проекта:
- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас ребенка;
- закрепить умение правильно составлять предложения;
- способствовать развитию связной монологической речи, ее интонационной выразительности;
- привлечь родителей к иллюстрированию текстовых сообщений;
- совершенствовать стиль партнерских отношений между ребенком и взрослым.
Этапы работы.
Организационный. Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для работы, изучение методической литературы, разработка плана реализации проекта.
Практический. Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по изготовлению иллюстраций к рассказу, сочинение дошкольниками историй с опорой на картинно-иллюстративный материал, запись родителями текстов детских рассказов.
Итоговый. Анализ текстовых сообщений детей. Презентация проекта.
Конечный результат реализации проекта.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах развития связной речи ребенка.
- Позитивные изменения в устной речи детей.
- Обогащение и распространение семейного опыта речевого воспитания дошкольников.
Практико-ориентированные проекты помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют осуществлению совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков речевого развития дошкольников с ОНР.
Советы родителям
- Как можно больше беседуйте с ребенком на интересующие его темы.
- Старайтесь чаще обращаться к ребенку с вопросами.
- Не забывайте загадывать загадки, цитировать пословицы, фрагменты стихотворных текстов.
- Знакомьте ребенка с доступными для его возраста произведениями художественной литературы, объясняйте значение незнакомых слов, образных выражений.
- Стимулируйте желание пересказывать и инсценировать сказки, самостоятельно сочинять интересные истории, описывать предметы и природные явления.
- Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, рассматривайте их с детьми.
- Записывайте рассказы и сказки, придуманные вашим ребенком, помогайте иллюстрировать их.
- Перечитывайте и обсуждайте ранее составленные рассказы, сказки, побуждайте к сочинению их продолжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи
Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
Данный конспект составлен по методике В. К. Воробьевой....
Игры на развитие связной речи дошкольников
ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет
Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет...