Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР
методическая разработка на тему

Агафонова Наталья Викторовна

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развитию связной речи детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Успешность формирования устной монологической речи дошкольников зависит от интеграции в единое целое коррекционной работы педагогов разного профиля в ДОУ компенсирующего вида. Формирование и активизация описательно-повествовательной речи старших дошкольников с ОНР осуществляется путем комплексного воздействия силами учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Цель работы логопеда и воспитателей – не просто внести основы педагогической деятельности в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, семейный микроклимат.

Регламентирует коррекционную работу по формированию связной монологической речи учитель-логопед. Он знакомит дошкольников  с правилами построения текстовых высказываний, с моделями описательных и повествовательных рассказов, активизирует речемыслительную деятельность детей по восприятию текстов и описанию наглядного иллюстративного материала, формирует специальные речевые умения и навыки лексико-грамматического оформления связных высказываний,  стимулирует коммуникативную активность.

Работа над обогащением словаря и закреплением речевых умений и навыков в НОД, в самостоятельной игровой деятельности, общении проводится воспитателями и родителями детей.

Кроме того, воспитатели специально организуют игровую и практическую деятельность дошкольников с целью обогащения их сенсорного опыта. Воспитателям принадлежит существенная роль в ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, с картинами различных жанров, в формировании понимания смыслового содержания текста, наглядной ситуации, представленной на картине, в конкретизации сенсорного опыта, актуализации опорных знаний. Воспитатели рассказывают дошкольникам о творчестве художников, организуют экскурсии в художественный музей, устраивают тематические выставки репродукций картин и работ детей, созданных на основе восприятия содержания художественных произведений.

Родители также активно включаются в работу по закреплению практических умений, полученных детьми в детском саду. В домашних условиях дети пересказывают знакомые им тексты рассказов и сказок, самостоятельно или с помощью членов семьи иллюстрируют тексты или их эпизоды рисунками, реализуя художественно-образные впечатления, полученные в процессе подготовки к рассказыванию. Так, совместными усилиями воспитанников, родителей и педагогов в нашей группе была проведена презентация проекта «Как нарисовать рассказ?».

Цель проекта. Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития связной монологической речи ребенка.

Задачи проекта:

  • уточнять, обогащать и активизировать словарный запас ребенка;
  • закрепить умение правильно составлять предложения;
  • способствовать развитию связной монологической речи, ее интонационной выразительности;
  • привлечь родителей к иллюстрированию текстовых сообщений;
  • совершенствовать стиль партнерских отношений между ребенком и взрослым.

Этапы работы.

Организационный. Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для работы, изучение методической литературы, разработка плана реализации проекта.

Практический. Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по изготовлению иллюстраций к рассказу, сочинение дошкольниками историй с опорой на картинно-иллюстративный материал, запись родителями текстов детских рассказов.

Итоговый.  Анализ текстовых сообщений детей. Презентация проекта.

Конечный результат реализации проекта.

  • Повышение  компетентности членов семьи в вопросах развития связной речи ребенка.
  • Позитивные изменения в устной речи детей.
  • Обогащение и распространение семейного опыта речевого воспитания дошкольников.

Практико-ориентированные проекты помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют  осуществлению совместной деятельности  педагогов и родителей по преодолению недостатков речевого развития  дошкольников с ОНР.

Советы родителям

  1. Как можно больше беседуйте с ребенком на интересующие его темы.
  2. Старайтесь чаще обращаться к ребенку с вопросами.
  3. Не забывайте загадывать загадки, цитировать пословицы, фрагменты стихотворных текстов.
  4. Знакомьте ребенка с доступными для его возраста произведениями художественной литературы, объясняйте значение незнакомых слов, образных выражений.
  5. Стимулируйте желание пересказывать и инсценировать сказки, самостоятельно сочинять интересные истории, описывать предметы и природные явления.
  6. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, рассматривайте их с детьми.
  7. Записывайте рассказы и сказки, придуманные вашим ребенком, помогайте  иллюстрировать их.
  8. Перечитывайте и обсуждайте ранее составленные рассказы, сказки, побуждайте  к  сочинению их продолжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи

Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...

Игры на развитие связной речи дошкольников

ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет

Совместная деятельность  учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет...