Игры на развитие связной речи дошкольников
статья по теме

Железина Елена Алексеевна

ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_svyaznoi_rechi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи у детей неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи.
Для развития связной речи у детей применяйте то, что окружает вашего малыша дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его разговорный словарь как названия предметов, так и их деталей и частей. Дети в возрасте 3-х лет обычно уже неплохо усвоили названия главных цветов, следовательно, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (светло-зеленый и т. д.). Рассматривая, вместе с крохой какой-то предмет, постоянно задавайте ему всяческие вопросы: " Какого он цвета? Из чего сделан? Зачем он нужен?"
Конечно же, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение различных художественных творений. Чтение сказок, стихов и других произведений обогащает словарь малыша, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Бесспорно, все это происходит постепенно, поэтому со временем, когда ребенок овладеет умением пересказывать произведения, предложите ему для пересказа маленькие рассказы с простым сюжетом.
Стоит заметить, крохи с удовольствием передают сюжеты мультиков, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Потихоньку подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Для таких занятий используйте интересные ребенку игрушки. Детям в возрасте 4-5 лет можно предложить две любые игрушки для сравнения. Поначалу ему придется внимательно их рассмотреть, а затем уже рассказать, чем они похожи друг на друга, и чем отличаются. Знайте, описание различий для большинства малюток оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Вспоминаем события
Дети 4-5 лет уже могут выразительно рассказать о событиях своей жизни. Выберите с малышом какое-нибудь ранее случившееся событие, в котором вы вместе участвовали. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, чем занимались. Вспоминайте как можно больше интересных моментов до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному

Говорим по-всякому
Попробуйте один и тот же детский стих прочитать сначала обычным голосом, потом очень медленно и очень быстро, делая неправильное ударение на словах. Изменив интонацию, можно веселое стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.

Меняем песни
Младенцам очень нравится петь о своих игрушках, о себе и своей семье и о том, что они видели на прогулке. Выберите любую известную песню и предложите своему карапузу придумать к ней новые слова. Ничего страшного, если в тексте будет много повторений, также рифмы не обязательны. Можете предложить и свой вариант переделанного текста.

Рассказываем по картинкам
Подберите несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите карапузику восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ему нелегко поначалу, задайте пару вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку.

Чем закончилось?
Начните вместе с ребенком смотреть смешной мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про экстренное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите малыша рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. И не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»
Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы...»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»

Играем со сказкой
Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).
Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино» и другие.
Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.

Игра "Нарисуй картину словами"
Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину». Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

Игра "Придумай сказку"
Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников

Одним из наиболее эффективных видов работы по развитию связной речи дошкольников является мнемотехника. Представляю вам "Рекомендации для родителей" по работе с мнемо-таблицами....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...

Развитие связной речи дошкольников

Развитие связной речи - важное направление дошкольной педагогики, которое развивает ребёнка всесторонне, и создаёт базу для успешного обучения в школе....

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Театрализованная деятельность...

Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ средствами мнемотехник

 Для детей с ОВЗ необходимы дополнительные приемы развития речи. Опираясь на традиционный подход к обучению детей связной речи, эффективную помощь педагогам может оказать использование мне...

Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников. Задачи семинара: Систематизировать знания педагогов ...