Развитие связной речи дошкольников
статья на тему

Головина Александра Олеговна

Развитие связной речи - важное направление дошкольной педагогики, которое развивает ребёнка всесторонне, и создаёт базу для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

                        Развитие связной речи дошкольников      

             Развитие связной речи – важное направление дошкольной педагогики, которое развивает у ребёнка первично неречевые психические процессы – внимание, мышление, память.

Вместе с этим формируются коммуникативные навыки, как средство общения и взаимодействия на окружающих. Что во многом определяет успешность обучения в школе ,социализация человека в будущем. Начиная с раннего возраста, формируется непосредственное развитие связной речи – речевая связь между ребёнком и мамой, начатки основных видов речи.

Основные виды связной речи – это диалогическая (разговорная), вопросно-ответная и монологическая (рассказывание), включает в себя обучение навыкам последовательного и связного логического изложения мыслей и достаточного словарного запаса.

Первично дети овладевают диалогической речью, она является основной формой общения детей дошкольного возраста. Для овладения этой формой речи необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, которые формируются под влиянием взрослого (педагога), умение задавать вопрос, т.е. строить предложение с заданной интонационной окрашенностью. Диалогическая речь дошкольников ситуативная. Главное дело в том, чтобы говорить с ребёнком о том, что у него беспрестанно перед глазами, за что он, так сказать, может ухватиться руками.

Диалог - самая естественная форма речи, которую необходимо поддерживать и развивать. У дошкольников ярко выражена потребность во внимании собеседника, желание донести до него цели и содержание своих действий, потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта. У детей не хватает терпения выслушать собеседника, но учатся контролировать себя. На помощь приходит взрослый, который может создать развивающую среду.

Диалог – двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных. Благоприятный для  восприимчивости  период развития речи – возраст от 2до5 лет. Самая понятная форма диалогической речи – беседа, она воспитывает устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь, побуждать к построению высказывания.

Наиболее сложный вид речи – овладение монологической речью. Он требует большего объёма памяти, сосредоточенности внимания, речь должна быть понятной и интересной для слушателя. Это пересказ услышанного, рассказ о реальных событиях и предметах, по картинке, серии сюжетных картинок, творческое рассказывание. Этот вид речи формируется в 4-6 лет.  Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно себе представить объект рассказа (предмет, событие), отбирать основные качества, устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Развитие монологической речи обогащает словарный запас, развивает психические функции, развивает грамматический строй речи. Самый доступный вид рассказа – рассказ с опорой на собственный рисунок. Ребёнок овладевает навыками рассказывания, несмотря на личностные особенности характера – стеснительность, замкнутость, повышенную двигательную активность.

К началу обучения в школе накопленный запас представлений об окружающем, личный опыт ребёнка в познавательной, речевой, игровой деятельности позволяет детям в дальнейшем  создать базу для успешного обучения в школе по многим предметам, формировать высказывание, правильной устной и письменной речи, в дальнейшем активно использовать богатство родного языка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие связной речи дошкольников

ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет....

Развитие связной речи дошкольников

Одним из наиболее эффективных видов работы по развитию связной речи дошкольников является мнемотехника. Представляю вам "Рекомендации для родителей" по работе с мнемо-таблицами....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Театрализованная деятельность...

Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ средствами мнемотехник

 Для детей с ОВЗ необходимы дополнительные приемы развития речи. Опираясь на традиционный подход к обучению детей связной речи, эффективную помощь педагогам может оказать использование мне...

Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников. Задачи семинара: Систематизировать знания педагогов ...