Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ средствами мнемотехник
консультация на тему

Федотова Наталья Анатольевна

   Для детей с ОВЗ необходимы дополнительные приемы развития речи. Опираясь на традиционный подход к обучению детей связной речи, эффективную помощь педагогам может оказать использование мнемотхники.

   Что такое мнемотехника? Мнемотехника - это техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1111111111.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие связной речи дошкольников с ОНР средствами мнемотехник»

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности, «экспериментирует» со словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Только такое развитие ведет к подлинному овладению всеми богатствами родного языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Существуют три основных направления психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников в детском саду:

  • структурное;
  • функциональное;
  • когнитивное, познавательное.

В структурном направлении педагог

формирует разные структурные уровни систем языка:

  • фонетический;
  • лексический;
  • грамматический.

Фонетический уровень развивается в играх. Например: «Узнай по голосу», «Где котенок, где щенок?», «Кто как кричит?», «Кто больше назовет слов со звуком...», «Найди мишку», «Долгий звук, короткий звук».

Лексический уровень. Игры: «Скажи по-другому» (синонимы), «Скажи иначе» (прилагательные), «Скажи наоборот» (антонимы), «Подбери родственное слово», «Назови одним словом».

Грамматический уровень. Игры: «Чья мама?» (словообразование), «Что из чего?» (дом из камня - каменный, шляпа из фетра - фетровая), «Чей хвост, чья лапа?» (лиса - лисий хвост, лисья лапа), «Подбери по смыслу, «Один - много» (ухо - уши, яйцо - яйца).

     В функциональном направлении формируются навыки владения языком и его коммуникативные функции:

  • развитие связной речи;
  • речевое общение.

     Развитие связной речи близко с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияет на связность изложения того или иного содержания. Например: «Скажи тихо, скажи громко», «Угадай, кто сказал?», «Долгий или короткий?», «Скажи радостно, грустно», «Расскажи чистоговорку» и т.д.

Речевое общение и монологическая речь - это центральная задача развития связной речи.

Когнитивное направление формируется способностью к элементарному осознанию речевых и языковых явлений.

Все направления связаны друг с другом и ведут к общей задаче - развитию речи ребенка - одно из важнейших направлений педагогики, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка.

Для детей нового поколения в это информативное время необходимы дополнительные приемы развития речи. Опираясь на традиционный подход к обучению детей связной речи, эффективную помощь педагогам может оказать использование мнемотехники.

Что такое мнемотехника? Мнемотехника - это техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В нее входят:

  • мнемотаблицы;
  • мнемодорожки;
  • коллаж;
  • тактильные дощечки.
  • Задачи работы педагога
  •  Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

 Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью

условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

 Развивать у детей психические процессы: память (различные виды), внимание, мышление.

Вся работа по развитию связной речи у детей проводится поэтапно, по две мнемотехники.

  1. - подготовительный этап;
  2. - обучающий;
  3. - практический;
  4. - итоговый.

На подготовительном этапе реализуются следующие задачи:

  • расширение, уточнение и активизация предметно-глагольного словаря и словаря признаков;
  • развитие произвольного внимания, зрительной, словесно-логической памяти и логического мышления.
  • Во время обучающего этапа ставятся следующие задачи:
  • составление предложений по опорным словам;
  • распространение предложений с помощью вопросов.

В ходе практического этапа:

  • самостоятельное составление рассказа;
  • использование выразительных средств русского языка (однородные члены предложения, эпитеты, синонимы). В это время развивается долговременная память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание.

  Итоговый этап является для детей выходом на самостоятельные выразительные рассказы, пересказы, драматизацию, составление развернутых и правильно составленных рассказов по воспроизведению, последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мне- мотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки.

Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Например: Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы» «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?»,

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, цыплята - желтого цвета, у петушка - хохолок красного цвета, мышка

  • серая, елочка - зеленая, солнышко
  • желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице.

Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотабли- цу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времен года, следует научить детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление сюжетной сказки (с помощью воспитателя).

В работе с мнемотаблицами рекомендуется вводить следующие буквенные обозначения времен года: осень - желтая или оранжевая буква «О», зима

  • синяя или голубая буква «3», весна зеленая «В», лето - красная «Л». При этом устанавливаются условные обозначения, характерные для каждого времени года.

    Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу о времени года и рассказ по ней. Эта таблица имеет «ключ» к запоминанию и воспроизведению информации - букву «В», что символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года.

   Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».

    Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблиц:

  • для младших дошкольников - таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток  (3x3);
  • для дошкольников среднего возраста - таблицы на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4);
  • для дошкольников старшего возраста - таблицы на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5).

                                          Тактильные дощечки

 Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с «тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти.

Цели. Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Материал. Набор из 10-15 дощечек с разной шероховатостью поверхностей:

  • дощечка № 1 - с наклеенным кусочком искусственного или натурального меха;
  • дощечка № 2 - с наждачной бумагой:
  • дощечка № 3 - с кусочком мягкой ткани (байка, фланель);
  • дощечка № 4 - с каплями расплавленного воска от свечи;
  • дощечка № 5 с наклеенным куском толстой веревки или толстым шнурком (зигзагообразно);
  • дощечка № 6 - спички или маленькие тонкие палочки;
  • дощечка № 7-скорлупки от орехов;
  • дощечка № 8 - с фольгой или целлофаном (ее поверхность должна быть гладкой);
  • дощечка №9-бархат или бархатистая ткань;
  • дощечка № 10 - рубчатая ткань (вельвет);
  • дощечка № 11 - крупа (греча или перловка);
  • дощечка №12-чешуйки от шишки;
  • на остальные дощечки можно наклеить те материала, которые сочтет нужным воспитатель (мелкая крупа, разломанные кусочки палочек, засушенный листок и т.п.)

Этапы работы:

  1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.
  2. Вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать.
  3. Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.)
  4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.

Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста.

                                                         Коллаж

      Коллаж - это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

    Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить, т.е.связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка;расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Виды коллажей:

  • Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
  • Обучающий-способствуетполучению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический, по грамоте, по экологии, природе, геометрические фигуры, математические действия и ДР-).

Этапы работы:

  1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
  2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст - воспитатель, старшие дети – самостоятельно).
  3. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Например: «Почему они здесь изображены?»- «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и.т.д.
  4. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15-30 секунд, затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их месторасположения.

      Таким образом, мнемотехники способствуют развитию мышления, воображения, памяти, развитию связной, эмоционально окрашенной речи, составлению развернутых, выразительных рассказов с последовательным изложением событий.

                                             Список литературы:

  1. Журнал «Логопед в детском саду» №4, 2011. О.В. Соловьева «Развитие речи детей средствами мнемотехник».
  2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2001.
  3. Научно-методический журнал «Логопед», 2009, №5.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие связной речи дошкольников

ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет....

Развитие связной речи дошкольников

Одним из наиболее эффективных видов работы по развитию связной речи дошкольников является мнемотехника. Представляю вам "Рекомендации для родителей" по работе с мнемо-таблицами....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...

Развитие связной речи дошкольников

Развитие связной речи - важное направление дошкольной педагогики, которое развивает ребёнка всесторонне, и создаёт базу для успешного обучения в школе....

«Мнемотехника» как одной из форм развития связной речи дошкольников

laquo;Учите ребёнка каким-нибудьнеизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких словс картинками и он их усвоит на лету»....