Развитие самостоятельности. Консультация для родителей 1 мл.группы
консультация на тему

Тимофеева Людмила Валерьевна

Развитие самостоятельности. Консультация для родителей 1 мл.группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности

Первый этап: до 1 года

На первом году жизни формируется базовое доверие ребёнка к миру. Если он попадает в безопасную, любящую, поддерживающую атмосферу, то это помогает сформировать доверие к миру. Если ребёнок попадает в тревожную атмосферу (перебои с едой, физические наказания, частое отсутствие матери и т.п.), то ребёнку трудно сформировать доверие к миру, скорее к нему он будет относиться с подозрением. Это базовое чувство доверия или недоверия к миру будет с человеком всю жизнь. Изменить его очень трудно. 

Человек, который доверяет миру является более открытым; ему проще проявлять самостоятельность, инициативу, ему проще справиться с ситуациями неудач. Каждый раз, сталкиваясь с необходимостью что-то сделать, перед нами встаёт выбор: сделать это самостоятельно или переложить ответственность на другого. Решив выполнить какое-то дело самостоятельно, мы либо его выполним, либо не сможем этого сделать... и тут нам может помочь чувство доверия к миру: если мы не можем самостоятельно выполнить стоящее перед нами дело, то мы без труда пробуем сделать ещё одну попытку, а если доверия к миру нет, то не справившись с заданием, мы начинаем переживать, искать корень проблемы в несовершенстве мира и поэтому второй раз мы уже не пробуем (или пробуем, но уже негативно настроены, ожидаем второй провал)

Второй этап: от 1 года до 3 лет
В этот период формируется автономия ребёнка (или она будет, или будут стыд и сомнения в своих действиях).
Приблизительно в возрасте одного года (кто-то раньше, кто-то позже) дети начинают отделяться от матери. Теперь они могут ползать и, как правило, начинают делать первые шаги. А значит, теперь они могут самостоятельно изучать окружающий мир. До самостоятельного перемещения они могли изучать мир пассивно: где мама посадит, там и сидишь, там и изучаешь мир. Но с началом свободы передвижения появляется возможность самостоятельно менять своё местонахождение. А значит, теперь можно активно изучать мир. Если до одного года у ребёнка было сформировано базовое доверие к миру, то в этот период ребёнок будет открыт миру и будет стремиться активно его познавать. Если доверия к миру нет, то ребёнок тоже будет стремиться его познавать, но будет это делать менее активно, с большей тревожностью и ему нужно будет больше поддержки от мамы.

На этом жизненном этапе ребёнку часто нужна поддержка родителей. Ребёнок, который только научился ползать начинает изучать мир следующим образом: он отползает от мамы на некоторое расстояние, затем возвращается к ней за поддержкой и, получив её, снова отправляется в путь. На этот раз ребёнок отползает чуть дальше, и снова возвращается к маме. Опять за поддержкой. И так далее. Постепенно ребёнок начинает отдаляться и отделяться от мамы. И вот тут родители могут поступить двумя способами: одни родители оказывают поддержку своим детям, а другие не оказывают, а все возвращения детей к ним расценивают как проявление трусости, несамостоятельности, застенчивости и так далее, поэтому они начинают детей упрекать в этих проявлениях слабости. Поэтому в первом случае родители смогут сформировать автономию у ребёнка, а во втором не смогут - их ребёнок будет испытывать стыд и сомнения в своих действиях.

На этапе отрыва от матери ребёнок начинает отделяться всё сильнее. Теперь иногда он может самостоятельно играть в другой комнате. В таких "далёких походах" ребёнку по-прежнему нужна мама для поддержки, но теперь иногда он может обойтись и без неё. Для этого ему нужен кто-то вместо мамы. Отсюда и традиция дарить на первый день рождения плюшевого медведя. Такая игрушка становится "и.о. мамы в дальних путешествиях ребёнка". Вместе с игрушкой ему проще изучать окружающий мир.

В возрасте одного-трех лет ребёнок, уже неплохо изучивший пространство квартиры (и тех мест, где он бывает), продолжает приобретать все новые и новые навыки: можно учиться строить из кубиков все более высокую башню, можно рисовать, можно учиться прыгать в длину или высоту, можно заниматься лепкой из пластилина, собирать все более сложные фигуры из конструктора и т.д. Во всех этих делах ребёнок может развивать или не развивать свою автономию. На первых этапах изучения новой вещи или игры ребёнку нужна поддержка родителей, но по мере освоения нового навыка ему поддержки нужно всё меньше и меньше.

Как определить, нужна ваша помощь,или нет? Ориентируйтесь на ребёнка: если просит о помощи, то помогите ему; если не просит, то не помогайте, но дайте понять, что вы рядом, что к вам можно обратиться и вы поможете.


Таким образом, к 1 году у ребёнка формируется базовое доверие или недоверие к миру. А к 3 годам формируется автономия ребёнка. Здорово, если у ребёнка будет и доверие к миру и автономия. Это хорошая основа для самостоятельности. Но такая основа ещё не является гарантией самостоятельности в дальнейшей жизни. В следующей статье я расскажу о том, что следует, а что не следует делать, если вы хотите вырастить самостоятельного человека.

Рекомендации родителям

  • Поощряйте все проявления самостоятельности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной игры или занятия
  • Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением
  • Предоставляйте ребёнку выбор ("Что ты хочешь надеть: эти штаны, или эти?", "Куда теперь пойдём?")
  • Помогайте ребёнку там, где он просит
  • Развивайте кругозор ребёнка
  • Позволяйте совершать ошибки. На них учатся. Вместо того, чтобы концентрировать внимание ребёнка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на том, как можно улучшить дело
  • Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия)
  • Когда ребёнок сталкивается с новой игрушкой, дайте ему достаточно времени для того, чтобы разобраться с ней самостоятельно. Помогите, когда он вас попросит об этом. Старайтесь помогать в той части работы, с которой самостоятельно ребёнок пока справиться не может. В той части работы, которую он может сделать сам помогать не стоит. Хорошо, если совместная игра с ребёнком приобретает форму сотрудничества. Плохо, если совместная игра с ребёнком больше похожа на вашу собственную игру с игрушкой и ребёнка-наблюдателя (который смотрит, как "правильно" играть с игрушкой)
  • Обеспечьте ребёнку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование, музыка и т.д.)
  • Старайтесь покупать игрушки по типу конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и разбирать. Желательно, чтобы было несколько вариантов сборки.
  • Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?
  • Старайтесь всегда выполнять свои обещания. Подражая вам, ребёнок тоже начнёт выполнять свои договорённости. Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать свою деятельность
  • Учите ребёнка убирать за собой. Поиграл в конструктор - убери его на место. Вылил молоко на пол - вытри тряпкой и т.п. Такие действия помогут ребёнку осознать последствия своих действий и помогут начать лучше организовывать свою деятельность
  • Если ребёнок начинает что-то делать не правильно, не спешите ему об этом заявлять. Пусть он сам поймёт это
  • Ребёнку необходимо иметь своё собственное пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната)
  • Запрещая что-то делать ребёнку не забудьте ему сказать, что делать можно
  • Соблюдение режима дня позволяет формировать волевые качества ребёнка и его чувство времени. Это поможет ему лучше упорядочивать свою деятельность во времени. Режим дня лучше визуализировать, например, это можно делать на детской меловой доске
  • Обеспечьте вашему ребёнку возможность играть в сюжетно-ролевые игры как самостоятельно, так и с другими детьми 
  • На определённом этапе своего развития дети начинают играть с предметами-заменителями. Вместо машинки можно использовать кубик. Вместо куклы - свечку и т.д. Это важный этап развития ребёнка. В это время развивается творческое начало ребёнка. Сегодня в детских магазинах продаётся большое количество дорогих и очень реалистичных игрушек, и некоторые родители начинают переусердствовать: они покупают только такие игрушки, забывая о простых игрушках, забывая о конструкторах, забывая о мозаиках, забывая о пластилине, красках, карандашах. В результате у таких детей всё реже возникает потребность играть с предметами-заменителями, а значит меньше развиваются творческие способности, а они тесно связаны с самостоятельностью
  • Если ребёнок хочет вам в чём-то помочь, - разрешите ему это. Пусть поможет (даже, если у него это плохо получается)
  • Не стоит стараться ограждать своего ребёнка от всех негативных переживаний. Некоторые родители, стараясь оградить своего ребёнка от конфликтных ситуаций на детской площадке, начинают её посещать в то время, когда там нет других детей. При таком подходе их ребёнок действительно оказывается избавлен от негативных переживаний, но вместе с этим, он избавляется и от общения с другими детьми: а это возможность поиграть в ролевые игры, возможность принимать свои собственные решения относительно того, как общаться с другими, это возможность наблюдать и перенимать поведение других людей
  • Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня
  • Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах (уборка, мытьё посуды, приготовление пищи)
  • Позволяйте ребёнку участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что уже может


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ САМОПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ

Развитие самостоятельности во время самоподготовки...

Консультация для родителей воспитанников группы компенсирующей направленности на тему: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук....

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Играем вместе с мамой».

Уважаемые родители! Получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза...

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов».

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых челов...

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики».

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.Пальчиковые игры могут стать прекрасным ср...