Главные вкладки

    Педагогический совет
    методическая разработка на тему

    Алькина (Иванюк) Надежда Иннокентьевна

    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovershenstvovanie_raboty.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет

    «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

    Цель: Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.

    Задачи:

    1.    Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.

    2. Сформировать у педагогического коллектива представление о путях развития сотрудничества.

    3. Разработать правила педагогической этики работы с родителями.

    Участники: администрация, социальный педагог, психолог и учителя школы.

    Подготовительный этап.

    1. Создание инициативной группы по подготовке педсовета.

    2. Проведение анкетирования учащихся и их родителей . Обработка полученных результатов.

    3. Собеседование с классными руководителями по проблемам их взаимодействия с родителями.

    4. Посещение родительских собраний, подготовка по итогам наблюдений аналитической справки.

    5.Формирование группы экспертов.  

    Оформление, оборудование педсовета.

    1. На презентации тема педагогического совета и высказывание: «Осуществление на деле, а не на словах индивидуального и дифференцированного похода к родителям по существу и есть основной принцип работы школы с семьей». (Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то для чего // Директор школы. Спецвыпуск №2, 1997.)

    2. Подготовлены рабочие места для двух групп педагогов и группы экспертов (два-три стола, необходимое количество стульев, бумага для записей, ручки).

    Этап  проведения  (задание)

    1. Директор школы называет тему педсовета и информирует присутствующих о его цели и задачах.
    2. Сообщение заместителя директора по ВР на тему: «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка».
    3. Выступление представителей ШМО классных руководителей.
    4. Выступление педагога-психолога.
    5. Деловая игра. Поэтапное выполнение следующих заданий:

    1. Обсуждение и поиск выхода из кризисной ситуации во взаимоотношениях учителя и родителя.

    2. Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся.

         VI. Обсуждение и принятие решения заседания педагогического совета.

    I. Вступительное слово.

    В семейном кругу мы с вами растем,
    Основа основ — родительский дом. 
    В семейном кругу все корни твои, 
    И в жизнь ты выходишь из семьи. 
    В семейном кругу мы жизнь создаем, 
    Основа основ — родительский дом.

    Сегодня образование – это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство.

    Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.

    С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.

    На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

    Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

    Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

            Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

            Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.

            Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?     

             Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

    Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

    В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей, чтобы родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, и между ними возникло взаимопонимание. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

    К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

    - познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);

    - поддержка физического здоровья учащихся;

    - дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;

    - поддержка одаренных детей;

    - социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

    Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?

    • Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
    • Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна  связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
    • Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
    • Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
    • Информация об успехах детей;
    • Заинтересованность учителей в успехах детей;
    • Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать  работу с родителями.

    От успешного развития взаимодействия выигрывают обе стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов является:

    • повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;

    • улучшение межличностных отношений с родителями;

    • повышение авторитета в глазах детей, родителей;

    • повышение удовлетворенности своей работой.

    Для родителей положительным результатом является:

    • повышение самооценки и самоодобрения;

    • лучшее знание школьных программ;

    • уверенность в том, что при обучении (воспитании) учитывается мнение родителей и их пожелания;

    • ощущение своей значимости в ОУ;

    • повышение их родительской компетентности;

    • улучшение общения с ребенком вообще и в ОУ в частности.

    Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:

    • в лучшей посещаемости школы;

    • улучшении знаний, развитии умений;

    • социальном становлении.

    Наиболее важные факторы успешности обучения и воспитания ребенка, на которые оказывают влияние родители, это:

    • посещение ребенком ОУ;

    • выполнение домашних заданий, дополнительное образование дома;

    • количество и качество просматриваемых телевизионных программ.

    Работа с родителями эффективна и приносит удовлетворение, так как педагог встает на позицию «взрослый-взрослый» и создаст атмосферу равноправного сотрудничества.

    Стратегия успешного взаимодействия с семьей, определенная педагогами ОУ состоит из следующих положений:

    — Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны.

    — Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности семьи.

    — Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать их недостатки.

            Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?

             Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников и затем продолжается в начальной школе, о чем сейчас расскажет руководитель МО классных руководителей начального звена _________________________.

    Учителя основной школы продолжают эту работу, об этом нам расскажет руководитель МО классных руководителей среднего звена _____________________.

    О работе с родителями учащихся в старших и выпускных классах нам расскажет руководитель МО классных руководителей старшего звена ____________________.

    Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с родителями КТД помогают приобщить их к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться. У нас есть интересные примеры такой деятельности.

    СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ

    1.Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.

    2.Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.

    3.В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

    Заключительное слово:

    Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.

    Решение педсовета:

    1. Администрации и педагогическому коллективу школы  в своей работе ориентироваться на «Правила педагогической этики работы с родителями», разработанные в ходе педагогического совета.

    Отв.: Администрация, педагогический коллектив.

    1. Классным руководителям использовать в своей деятельности инновационные формы работы с родительской общественностью.
    2. Руководителям методических объединений классных руководителей создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями учащихся по параллелям классов в течение 2014-2015 учебного года.

    Отв.: Зам. директора по воспитательной работе, председатели МО классных руководителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

    Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

    Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"

    Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"...

    Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

    Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

    Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

    Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

    Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

    Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...