Рекомендации для родителей выпускников
методическая разработка на тему

Сартакова  Анастасия Владимировна

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» Эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций, быть ответственным, сильным и с то же время тонким и чутким. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения, поощрения его деятельности, создания благоприятной атмосферы доброжелательности.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  1. Создайте благоприятной психологической обстановки дома. (Ребёнку необходимо прийти домой и отдохнуть).
  2.  Поменьше давления на него поменьше упрёков, вопросов эмоционально негативной окраской.
  3. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Дайте ему понять, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  4.  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  5.  Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  6. Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  7. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
  8. Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  9. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  10. Не критикуйте ребенка после экзамена.

Экзамены - как к ним готовиться.

Последние 2 месяца перед выпускником, как для стайера последние метры на финише, самые трудные, самые неприятные. Хорошо, если в доме, где есть выпускник, понимают, сколь ответственно для ребят это время. Конечно же, родители волнуются, беспокоятся, болеют за выпускника. Но целиком полагаться на ребенка не следует. Нужна действенная помощь и контроль.

Как помочь выпускнику, на что в первую очередь направить свою энергию и заботу? К сожалению, не все родители хорошо это себе представляют.

  1. Прежде всего начните с контроля над посещением занятий. Последние уроки – это уроки повторительно-обобщающие, и пропуски их крайне нежелательны. Контроль должен каждодневным, а ваши требования жесткими.
  2. Также, крайне нежелательны пропуски консультаций, потому что на них учитель разбирает наиболее сложные темы, отвечает на вопросы.
  3. Расписание экзаменов и консультаций учащиеся узнают от классного руководителя за неделю до окончания учебных занятий.

Надо иметь в виду, что удача зависит не только от того, легкий или трудный вопрос достался. Случается и такое – ученик сбивается, путается, хотя, как утверждает, готовился хорошо, или вовсе не успел доучить – честно признается. И как ни снисходительны учителя, хороший оценки все-таки не будет. А ведь причина всякий раз проста – готовясь к экзамену, ученик не соблюдая простые, но очень важные правила гигиены умственного труда.

Экзамен – большая нагрузка на организм. Исследованиями установлено, что в этот период даже у вполне здоровых юношей и девушек подскакивает давление. Так называемый эмоциональный стресс.

В умеренной дозе он способствует работоспособности, однако продолжительное стрессовое состояние истощает организм. Этого явления можно избежать, соблюдая разумный режим труда и отдыха в период подготовки к экзаменам.

Помочь организовать этот режим – ваша задача. В чем должна заключатся ваша конкретная помощь?

  1. Готовиться к ним нужно спокойно, по-деловому. Очень важно, чтобы все члены семьи разделяли озабоченность выпускника предстоящим испытанием и поддерживали в них бодрое настроение и уверенность. Не следует раздражаться, предсказывать: «Вот увидишь, обязательно провалишься, если...». Не пророчьте провалов, не ворчите по любому поводу. Всю свою родительскую лучше энергию направить на то, чтобы создать в доме спокойную, доброжелательную обстановку.
  2. Наверное, не стоит в это время приглашать гости друзей и родственников, устраивать семейные торжества и даже следует сократить время на просмотр телевизионных передач. Такая общая забота поможет создать рабочее настроение у старшеклассников, развеет тревогу, придаст уверенность.
  3. При этом привычную работу по самообучению, самообслуживанию они должны выполнять. Времени это займет не так уж много, а необходимая кратковременная стена занятий станет разрядной. Так что мамам не стоит усердствовать и все заботы по дому брать на себя.
  4. Необходимо наладить режим дня, и отдых. Ребята, конечно, получат перед экзаменами исчерпывающие консультации педагогов. Но и родители должны правильно вести себя в эту трудную пору, помогать ребятам, а не мешать им. Например, неправильно поступают те родители, заставляют ребят заниматься непрерывно, без отдыха, чтобы каждую минуту использовать для повторения. Постоянная сосредоточенность на повторении, напряжение, которые усугубляют взрослые напоминаниями: «Учи! Завалишь», лишение прогулок, - все это приводит к утомлению, работоспособности.

Помогите наладить правильный режим.

Вот один из вариантов графика дневных занятий.

Утром начать в 8:30, заниматься 2 часа, отдых 15

Работа 1,5 часа – отдых 15

Работа 1 час – обеденный перерыв, отдых 1,5 часа. Еда вызывает отток крови от головы.

Работа 1 час – отдых 15

Работа 1 час – отдых 15

Работа 1 час – отдых 15

При таком решение заканчивается занятие в 18 часов, оставшееся время – отдых.

Второй вариант. С 8-15 – работа по 2 часа с 10; 11 часов – завтрак; в 15:00 – обед, сон 1,5 часа, полдник, прогулка, затем с 18 до 20 часов занят.

У нас у всех разные биоритмы. Есть категория людей, которым особенно хорошо работается по утрам. Начинать работу они могут уже в 7:00, а то и раньше. На это время надо оставлять наиболее сложные разделы программы, как бы разгружать себя к вечеру. И, наоборот, если продуктивность нарастает к концу дня – не надо заставлять себя сидеть с учеником с раннего утра, тупо глядя в него, лучше просматривать уже отработанный материал или учить что полегче.

Сон не менее 8 часов. Ни в коем случае не следует заниматься всю ночь напролет. Во-первых, пропадает для активной работы следующий день, а, во-вторых, важно, чтобы к экзаменам сохранилась хорошая форма и ясная голова. Даже самое полное знание материала сможет оказаться бесполезным, если человек устал и заторможен.

Весь материал следует равномерно распределить на все дни, ставя последним день для повторения. Повторять в разбивку.

Самые трудные вопросы надо учить в начале или в самом конце периода подготовки, так как известно, что лучше всего воспроизводятся

1-я и последняя части материала, надлежащего запоминанию.

Люди по-разному входят в работу, одни сразу включаются, в этом случае начинать надо с самого трудного, другие долго раскачиваются, начинать надо с самого легкого.

Многие любят заниматься в компании, и для этого у большинства найдется возможность. У такого способа подготовки к экзаменам есть безусловный плюс – тот, кто объясняет что-то товарищу, добивается большей ясности для себя и тем самым оттачивает пройденный материал. Но тот, кто воспринимает на слух, выступает в роли слушателя, рискует экзамен не сдать. Потому что идеальная слуховая память мало у кого развита.

Вообще пассивное запоминание, когда материал перечитывается, но не воспроизводится, крайне нежелательно. Обязательное содержание билетов надо проговаривать, потому что активное воспроизведение материала облегчает запоминание.

Особенно полезно проговаривание при подготовки к сочинениям, изложениям, оно приводит к накоплению речевых оборотов, необходимых на экзаменах.

Желательно использовать все виды памяти зрительную, звуковую, слуховую и моторную память, т. е. записывать опорные мысли, тезисы, планы.

Никакого компьютера, телевизора, посещений друзей.

Не стоит злоупотреблять кофе, транквилизаторами, переедать, но никакой кормежки на скорую руку, никакой сухомятки, только полноценное питание.

Вообще говоря, пора экзаменов служит как бы проверкой того, насколько хорошо организован учебный труд школьника дома.

Родители должны показать себя товарищами. В качестве контроля лучше не требовать пересказать какой-то вопрос, а сделать это иначе, например: «я что –то здесь не совсем понял, растолкуй, пожалуйста».

Родителям надо быть ненавязчиво внимательным, тактичным (надо учить вслух, а он стесняется, если вы рядом).

Вовремя хвалите, если экзамены сдаются хорошо, не забудьте всей семьей поздравить. А если срыв – «надеялся на 4, но растерялся, ответил плохо!» Не попрекайте. Человеку в такой ситуации нужна поддержка, он и так огорчен, надо помочь поднять настроение, чтобы он не спускал руки перед следующим экзаменом.

Сон не менее 8 часов! Ложиться лучше в 10-11, вставать в 7.

В день сдачи экзаменов заниматься уже стоит.

Таким образом, пора экзаменов служит не только проверкой качества знаний учащихся, насколько усвоена программа, но и как бы проверкой того насколько хорошо организован учебный труд школьника дома.

Рекомендации родителям выпускников

Уважаемые родители!

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» Эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций, быть ответственным, сильным и с то же время тонким и чутким. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения, поощрения его деятельности, создания благоприятной атмосферы доброжелательности.

Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

Выпускнику будет важна Ваша психологическая поддержка, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь принять сами и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Чтобы помочь ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребенок.

Подберите наиболее оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморелаксации не составит большого труда для Вас. Постарайтесь научиться сами, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребенку на экзамене.

Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы. Решив одну проблему, человек сталкивается с другой, уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые.

Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблем для себя и ребенка. Например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»

Очень многого можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

Психология выявила ряд данных, которые могут оказать большую помощь при подготовке к экзамену. Эти данные связаны с подготовкой своего рабочего места и усвоением экзаменационного материала.

Психологи считают, что хорошо ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа и т. п.

Вы должны обратить особое внимание на внешние помехи, поскольку они могут очень чувствительно влиять на эффективность усвоения материала. Возможно, ваша квартира находится на улице с шумным движением, с постоянно тормозящими машинами и громыхающими трамваями. Может ли ребенок уйти на время экзаменов в другую комнату?

Попросите ваших друзей и знакомых и друзей ребенка не заглядывать к вам, предварительно не предупредив. Если рабочий стол находится у окна, и ребенок все время отвлекается на внешние события, закройте окно шторками до уровня глаз. Не недооценивайте эти внешние мешающие факторы. Особенно тогда, когда ребенку приходится постоянно насильно заставлять себя учить, особенно когда стоит очень хорошая погода.

Организация письменного стола может также значительно повлиять на усвоение материала. Если он заставлен вещами, не имеющими отношения к экзаменационному материалу, тогда ребенок наверняка тратит ценное время и внимание в поисках нужных бумаг. Очистите его рабочее поле и сделайте так, чтобы оно было обозримым. Не оставляйте в пределах досягаемости предметы, которые могут соблазнить и отвлечь. К ним относятся журналы, фотографии, еда, радио и телевизор.

Также мы считаем, что музыка, как правило, при обучении, скорее вредна, чем полезна. Но это дело личное и зависит, наверное, от вида экзаменационного материала. Тихая фоновая не сумбурная музыка, скорей всего, позитивно может влиять на способности мышления и творчества.

Родителям полезно знать, что продуктивно человек может заниматься 8—10 часов в сутки. Оптимальный период для непрерывных занятий составляет 40 — 50 минут, после чего целесообразно сделать 5 —10-минутный перерыв, за день должно быть два больших (1 — 1,5 часа) перерыва, когда выпускник может заняться любимым делом, спортом, прогуляться. Самое благоприятное время для занятий с 7 до 12 часов и с 14 до 17 — 18 часов (мозг способен к наиболее продуктивной работе). Исключение делается только для закоренелых «сов», которые достигают наибольших успехов вечером и ночью.

Если ребенок не может сосредоточиться, используйте его «вялые» фазы, например, для походов за покупками в магазин, наведения порядка, прогулок и т. д.

Сон должен быть полноценным, желательно увеличить его на 1 час по сравнению с обычной его продолжительностью.

  Постарайтесь обеспечить ребёнку полноценное питание, по возможности включайте в рацион мясо, рыбу, овощи, фрукты, орехи.

Помните основные принципы психологической поддержки, особенно важной в период подготовки к экзамену.

►   Оказывайте ребенку внимание (интересуйтесь его настроением,  состоянием здоровья, проявляйте заботу о его нуждах).

  Позаботьтесь, чтобы дома было что-то вкусненькое, что любит ваш  ребенок, это будет снижать его эмоциональное напряжение (при этом  не злоупотребляйте сладостями и мучным).

►   Оставьте ему на период экзаменов минимальный круг домашних  обязанностей, давайте ему понять, что оберегаете его.

Выражайте ему готовность помочь и помогайте в различных вопросах подготовки.

  Рассказывайте о своем опыте сдачи экзаменов, где это уместно.  Расскажите, что вы испытывали перед экзаменами.

►  Старайтесь выражать уверенность в его силах, не пугайте провалом.

Сами постарайтесь регулировать свое волнение и не переносить его  на ребенка.

Будет полезно, если вы примете мысль, что в случае неуспеха жизнь ребенка не закончится и вы его любить не перестанете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сдаём ЕГЭ: рекомендации классного руководителя выпускникам и их родителям

            Сдаём ЕГЭ: рекомендации выпускникам и их родителямНовая законная реальность нашего образовательного пространства – единый государственный экз...

Сдаем ЕГЭ: рекомендации родителям выпускников по подготовке к ЕГЭ.

Единый государственный экзамен - новая реальность в нашем образовательном пространстве. Проблема подготовки к нему - это поле деятельности не только для школьников и педагогов, но и для Вас родителей....

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ

Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена.Как же поддержать выпускника?...

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА выпускников и их родителей

РЕКОМЕНДАЦИИ  И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к  ГИА  выпускников и их родителей(рекомендации составлены по материалам службы практической психол...

Рекомендации для родителей выпускников

В рекомедациях даны советы родителям,как помочь своему ребенку во время государственной итоговой аттестации....

Рекомендации для родителей выпускников.

Рекомендации для родителей выпускников....

Рекомендации для родителей выпускников

Слово «экзамен» в переводе с латинского языка означает «испытание». Именно испытаниями для выпускников, подчас серьезными и судьбоносными, становятся единый государственный экз...