Выступление на род.собрании "Особенности детей с СДВГ"
методическая разработка на тему

Сартакова  Анастасия Владимировна

Основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Особенностями детей с дефицитом внимания являются гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными беспорядочными движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса - способность осуществлять сложные целенаправ ленные движения и действия. Это — неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше, чем у других детей. А многие психические процессы могут быть полноценно сформированы только при условии сформированности внимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detey_s_sdvg.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Особенностями детей с дефицитом внимания являются гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными беспорядочными движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса - способность осуществлять сложные целенаправ ленные движения и действия. Это — неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше, чем у других детей. А многие психические процессы могут быть полноценно сформированы только при условии сформированности внимания.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то он способен удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеют ждать, часто повышают голос, у них часто меняется настроение. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. При дефицитарной работе вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы они «сели прямо и не отвлекались». Но эти два требования вступают в противоречие. Если голова и тело неподвижны, у гиперактивных детей снижается уровень активности мозга. 

Перечисленные особенности способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются парциальные задержки на 1,5—1,7 года. 

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для этой особенности развития также характерна постоянная внешняя болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. У таких детей хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям и считались «трудными» подростками. 

Возрастная динамика СДВГ показала два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в возрасте 12—15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 лет и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Активизация СДВГ в 12—15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и на отношении к учебе. По имеющимся данным, среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства. Высокая частота встречаемости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к вредным воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому при поражении центральной нервной системы они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками.

Особенности, характерные для детей с гиперактивностью, система критериев, по которым она определяется:

  1. При невнимании:
  • имеет незаконченные проекты;
  • отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
  • слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
  • с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;
  • имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);
  • часто теряет вещи;
  • избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
  • часто бывает забывчив.
  1. Сверхактивность:
  • ёрзает, не может усидеть на месте;
  • проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
  • мало спит;
  • находится в постоянном движении (с "мотором");
  • очень говорлив.
  1. Импульсивность:
  • отвечает до того, как его спросят;
  • не способен дождаться своей очереди;
  • часто вмешивается, прерывает;
  • резкие смены настроения;
  • не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других — нет).

Если проявляются 6 из перечисленных моментов, то следует обратить на это большое внимание.

Рекомендации родителям:

  1. Чередовать виды деятельности (15 минут выполнение учебной деятельности, несколько минут подвижной деятельности).
  2. По возможности записать на спортивную секцию.
  3.  В оформлении комнаты ребенка желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  4. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  5. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
  6. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные эмоции, особенно если вы огорчены или не довольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  7. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упрёков.
  8. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологические упражнение для детей с СДВГ

Как играть с гиперактивным ребенком....

Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ

Комплексы двигательной коррекции предназначены для детей с СДВГ....

Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ

Статья знакомит читателей сайта что т акое СДВГ , с основными симптмами этого синдрома. Дает полную характеристику детям  имеющим   синдром дефицита внимания и гиперактивности.  Оп...

Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ.

Статья знакомит читателей сайта, что такое СДВГ. Раскрывает основные сиптомы синдрома дефицита внимания   и гиперактивности: такие как невнимательность , импульсивность  и высокая двига...

Особенности психического развития детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и пр...

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...

Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»

Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...