Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ.
методическая разработка на тему

Хорева Ольга Николаевна

Статья знакомит читателей сайта, что такое СДВГ. Раскрывает основные сиптомы синдрома дефицита внимания   и гиперактивности: такие как невнимательность , импульсивность  и высокая двигательная активность .  Предлагает педагогам программу обследования таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-_monitoring_po_obsledovaniyu_detey_s_sdvg.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа – мониторинг по обследованию  детей  с СДВГ.

        СДВГ – медицинский диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, рассматривается как психическое состояние ребенка.

R.Barkley (1998 г.) считает, что основным механизмом развития СДВГ является нарушение тормозящего поведения, все остальные механизмы вторичны. Гиперактивность и дефицит внимания – одна из самых распространенных форм нарушений поведения в дошкольном возрасте. Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, расстройстве внимания,  отсутствием мотивации к деятельности, требующей волевых усилий.

                     Основные проявления состояния:

        1 . Невнимательность –  повышенная отвлекаемость и снижение концентрации внимания у детей, неспособность удерживать целенаправленное внимание в течение определенного времени, снижение переключаемости и объема  внимания, не умение  дослушивать инструкции и  доводить  дело до конца.

        2 .Гиперактивность - высокая двигательная и моторная активность ребенка, отсутствие целенаправленности поведения. Активность носит бесцельный характер.

        3 . Импульсивность - проявляется в так называемом полевом поведении, отсутствие периода обдумывания, самоконтроля, поведенческая импульсивность часто сочетается с агрессивностью,  такие  дети  неспособны ждать и  дожидаться своей очереди в различных групповых ситуациях.

                    Данное состояние можно рассматривать не только как медицинскую проблему, но и как важный объект психолого-педагогической, дефектологической  и логопедической работы.

Комплексная программа  коррекционно – развивающей помощи детям с СДВГ включает несколько блоков:

1. Медицинский: заполнение анкеты, сбор анамнестических сведений о ребенке, медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза развития, подбор терапии.

2. Психологический: диагностика проявления психологического дизонтогенеза ребенка, преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможенности.

3.  Дефектологический: проведение интеллектуального  обследования, анализ уровня развития когнитивных процессов, поведенческих проявлений.

4.  Логопедический:    определение особенностей речевого развития ребенка.

         Программа базируется на основных  общедидактических      принципах:                                                                        взаимосвязь диагностических, коррекционных и развивающих  задач, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Программа – мониторинг по интеллектуальному обследованию включает следующие направления:

1.Общие представления ( Ф.И.О., возраст)

2.Общая моторика.

3. Мелкая моторика.

4. Оследование конструктивного праксиса и сенсорных эталонов: различение предметов контрастных по величине, нанизывание колец в соответствии с величиной, соотнесение однородных предметов по цвету, выбор цвета по инструкции или самостоятельное называние; выбор формы по инструкции или самостоятельное называние и другие задания.

  5. Пространственно – временные представления:

сформированность понятий вверху – внизу, впереди – сзади; ориентировка в схеме тела, понимание предложно – падежных конструкций в, на,   под, за; определение времен года и частей суток на стимульном   материал или без него.

  1. Состояние  элементарных  математических представлений:

основы счета, дифференциация один – много, выделение из множества количество предметов по слову или по образцу, сравнение множества больше – меньше, уравнивание множества на конкретном материале, выполнение счетных операций на конкретном материале, соотнесение цифры с количеством  предметов и другие задания.

  1. Общий запас сведений о себе и  окружающем:

 сколько тебе лет, как зовут родителей, где живешь;  знания животных, игрушек, предметов обиходно – бытового круга; какое сейчас время года и другие задания.

  1. Особенности речевого развития: понимание обращенной речи и собственная речь.

Такие дети обычно болтливы, часто говорят взахлеб, на вопросы отвечают не задумываясь, часто не выслушав их до конца или совсем не слушают обращенную  к ним речь.

9.Особенност когнитивных  процессов: внимания, работоспособности, памяти, мышления. Работоспособность (слабая, снижена в силу чего, не работает по  заданию и т. д.). Мышление (на уровне наглядно – действенного, конкретного, не        привлекается к обследованию и т.д.)

 Выбор  на предметных картинках изображения животных, посуды,  одежды, игрушек. Выбор осуществляется с опорой на обобщающее  слово, по функциональному значению или самостоятельно группирует     картинки. В  простых вариантах исключить 4 лишнюю картинку и   обосновать свой выбор. Разложить серии  сюжетных картинок и установить причинно – следственную зависимость.  Прослушать короткий рассказ и понять скрытый смысл, ответить на вопросы по содержанию рассказа.

  10.  Особенности эмоционально – волевой сферы:

  -    Поведение  во время обследования (полевое или упорядоченное).

  -   Контактность ( вступает активно, пассивно, формально или не вступает).

  -   Критичность ( критичен, некритичен, критика снижена),

  -  Переключаемость с одного вида деятельности на другой ( снижена ,

не переключается).

При обследовании обязательно отмечается характер деятельности выполнения задания,  обучаемость и перенос на аналогичное задание, способен ли ребенок организовать игру в свободное от обследования время. Дети с СДВГ предпочитают подвижные игры, во время которых кричат, топают ногами , хлопают в ладоши. Они не могут спокойно и тихо играть, придерживаться инструкций и доводить дело до конца. Часто игры носят деструктивный характер: разломать, разрушить, разбросать.

               Эти дети непослушны и трудноуправляемы. Требуется неоднократное повторение вербальной инструкции, чтобы добиться  

адекватной реакции. Дети совершенно не могут ждать: ребенок должен получить желаемое  здесь и сейчас. В случаи отказа топает ногами, падает на пол или совершает другие протестные действия.    

      Диагностические критерии, на которые родителям стоит обратить

                внимание.

- ребенок бесцельно слоняется по кабинету,

- отсутствует  целенаправленность  поведения,

 - ребенок не может сосредоточиться на задании,

 -  допускает массу ошибок по невнимательности,

  - неспособен  вслушиваться в обращенную речь,

  -неспособен  доводить задание до конца,

- дает протестные реакции на задания, требующие умственного       напряжения,

-  постоянно отвлекается на посторонние раздражители,

-забывчив.

   Это основные критерии которые заставляют родителей задуматься  о наличии СДВГ и их необходимо учитывать специалистам при обследовании гиперактивных детей. У  таких детей при обследовании обязательно должна быть эмоциональная и физическая разрядка. Необходимо позволить им прыгать и кричать, отвлечься от задания, а затем снова попробовать вернуться к нему через игру. Задания объяснять простым и доступным языком, ставить задачи соответствующие способностям и возрасту ребенка.

      Таким образом, диагностика и обучение  детей с СДВГ должны базироваться на всей информации, полученной в результате сбора жалоб родителей  и анамнеза ребенка, исследования интеллекта и его предпосылок, характеристики поведения и эмоционально – волевой сферы.

      Терпение, последовательность и настойчивость – вот три основных дидактических принципа для родителей и педагогов  воспитывающих  детей с СДВГ.