доклад
статья на тему

Доклад на совещание при директоре "Взаимодействие классного руководителя с воспитателем, учителями-предметниками и родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад27.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»

«Взаимодействие

классного руководителя

с воспитателем,

учителями-предметниками

и родителями»

(совещание при директоре)

Подготовила:

Долинская И. П.

Октябрь 2016 год

Суть взаимодействия классного руководителя, воспитателя и родителей заключается в том, что все стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи по отношению друг к другу. Это помогает объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и реализации, для преодоления трудностей. 

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того, как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений, знаний друг о друге. На основе этого формируется взаимопонимание, которое существенно влияет в целом на характер взаимодействия педагогов и семьи, что, однако, зависит и от времени знакомства, установки на взаимодействие, длительности и интенсивности общения, от атмосферы коллектива класса и школы-интерната, от особенностей педагога и семьи, позиции родителей по отношению к школе, ребёнку.

Важно понять, какие цели объединяют педагогов, родителей и детей, как данные цели ими осознаются. На основе этого формируются взаимоотношения между педагогами и семьёй. Между родителями и педагогами могут быть деловые и личные отношения, возникающие на основе потребности в общении, положительные, индифферентные, отрицательные. От характера отношений зависит и участие родителей в делах класса, школы-интерната. При положительных отношениях родители стремятся содействовать педагогу в его замыслах и делах, участвовать в совместной работе, решении проблем. Это, в свою очередь, положительно влияет на развитие всех взаимодействующих сторон, отношений в семье.

Наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия. Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнёра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнёра таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения, на ту или иную ситуацию. Грамотно построенный диалог создаёт благоприятные условия для сотруднического взаимодействия педагогов и семьи.

Сотрудничество школы-интерната и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

- единым объектом (субъектом) воспитания;

- общими целями и задачами воспитания детей;

- возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;

- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

- возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребёнка;

- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества классного руководителя и воспитателя с родителями является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:

- обеспечение качественного образования обучающихся;

- формирование нравственности и культуры поведения у обучающихся;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Как правило, необходимость решения этих задач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у детей. В то же время очень важно добиться понимания сути этих задач всеми участниками воспитательной деятельности, а также сбалансированности действий в их решении. Главная роль при этом отводится педагогам как профессионалам в деле воспитания детей.

Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Традиционные формы работы с родителями

  • родительские собрания
  • общеклассные и общешкольные конференции
  • индивидуальные консультации педагога, социального педагога
  • посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Виды родительских собраний:

  1. Организационные:
  • составление и утверждение планов работы;
  • избрание родительского комитета;
  • распределение общественных поручений;
  • разработка мероприятий с участием родителей
  1. Собрания по плану классного всеобуча родителей.
  2. Тематические.
  3. Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).
  4. Собрания-практикумы.
  5. Итоговые и т.д.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более трех раз в год и носят характер отчёта работы школы-интерната за определённый период времени. На них выступают директор, его заместитель, старший воспитатель, отчитываются о своей работе родительский комитет школы.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием педагога-психолога, социального педагога, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель и воспитатель  должны дать возможность родителям рассказать им всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

Нетрадиционные формы работы с родителями

  • тематические консультации
  • родительские чтения
  • родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть обучающиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребёнка.
  3. Единственный ребёнок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей.
  5. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
  • учитель собирает и анализирует информацию;
  • определяется список литературы по данному вопросу;
  • изучение литературы родителями;
  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель — счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.

Встречаясь с родителями на индивидуальных консультациях, родительских конференциях, собраниях, мы видели, что многие родители хотят получить ответы по вопросам воспитания детей, и пришли к выводу, что там, где обычные лекции, индивидуальные консультации не помогают, эффективным средством может стать групповая работа с родителями.

Каковы же перспективы групповой работы с родителями?

Во-первых, эффект группового занятия позволяет снять ощущение уникальности собственных проблем.

Во-вторых, анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны, глазами других.

В-третьих, родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с ребенком. А это обучение становится наиболее эффективным, когда оно проводится в группе.

Идея родительской группы далеко не нова. В зарубежной психологии она давно зарекомендовала себя как эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей

Одна из главных задач педагога-психолога – ведущего, обеспечить условия конструктивной работы группы.

Во-первых, в начале, когда члены группы еще не знакомы друг с другом, и не готовы к групповой работе, важно создать атмосферу эмоциональной близости участников к группе (акцентирование чувства принадлежности к группе, знакомство), необходимо включить в одну из групп классного руководителя, учителя, как равноправного участника, что тоже способствует становлению доверительных отношений.

Во-вторых, внимательным выслушиванием, уточняющими вопросами побуждать участников откровенно излагать свои проблемы. Иногда получается так, что психолог, интерпретируя проблему участника, разрушает стереотипное видение проблемы и намечает творческое ее осмысление и новый подход к решению.

В-третьих, очень важно провести рефлексию, иногда итог проведенной работы, когда родители говорят о своих переживаниях, делятся впечатлениями о результативности работы.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства классного руководителя, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком в конкретной ситуации.

Работа классного руководителя и воспитателя с родителями интересна, многогранна, сложна, но она существенно улучшает микроклимат и в школе и в семье, если ее правильно организовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...