Открытое занятие для родителей "Путешествие в космические дали"
методическая разработка на тему

Чиркова Светлана Анатольевна

Районный конкурс методических материалов

Номинации: Работа с родителами

Возраст 8-9 лет - ученики 2 класса

Объединение "Талицкая дымочка" - Предподготовка

МКОУ ДОД Дома детского

творчества п.Фалёнки 2015 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества п.ФаленкиФаленского района Кировской области

РАЙОННЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Номинация: «Работа с родителями»

Открытое занятие для родителей
«Путешествие в космические дали!»

Чиркова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования Iквалификационной категории

МКОУ ДОД Дома детского

творчества п.Фалёнки

Возраст детей: 8 – 9 лет

Талица, 2015 г.


Пояснительная записка.

Открытое занятие для родителей по традиции проводилось в объединении «Талицкая дымочка» первого года обучения в начале учебного года.

Цель открытого занятия: познакомить родителей с педагогом, с требованиями, которые он предъявляет детям, продемонстрировать умения детей, их работу на занятии,  с первыми достижениями детей, с общей атмосферой на занятии,  предоставить родителям возможность увидеть своего ребенка в отличном от урочного виде деятельности, в новом творческом коллективе, с другой стороны его узнать.  

Данное мероприятие предоставило возможность родителям и детям вместе узнать новое о нашей Вселенной, заняться творчеством. Ребенок увидел свою маму, узнал о том,  что она уже много знает о  Вселенной, поднимается ее авторитет в глазах ребёнка. Веселая физкультминутка очень порадовала детей и мам, совместно выполняющих движения. Воспитанники  усвоили материал легко. Активно участвовали в подведении итогов занятия, дружно отвечали на вопросы, и родители расширяли кругозор своих детей, дополняя их ответы!

Цель: Познакомить воспитанников со Вселенной  в ходе совместной творческой деятельности детей и родителей!

Задачи:     Обучающая:  Познакомить детей с понятием «Вселенная», «Галактика», обобщить знания о небесных телах. Продолжать учить передавать природную красоту мира посредством художественной техники процарапывания рисунка на глиняной пластине с помощью палочки с заострённым концом.

Развивающая:  Продолжать развивать умения воспитанников работать с глиной, используя её свойства – пластичность, податливость при нажимании острой палочкой.

Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к Миру, в котором мы живём, желание работать совместно с родителями

Оборудование и материалы для занятия:

Глина, вода, ткань, подставка, полотенце, иллюстрация с изображением Вселенной, ноутбук, презентации. заготовки для головоломок и отзывов.

 Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций со звездным небом из книги Т.Д. Нуждиной. Энциклопедия для малышей

 Вручение родителям приглашений (Приложение 4.)


«Путешествие в космические дали»!

Ход занятия:

  1. Организационный этап

(Дети проверяют готовность рабочего места. Родители занимают места рядом со своим ребёнком, звучит музыка, ).

Светятся звёзды, светятся…

Даже порой не верится,

Что так велика вселенная.

В небо смолисто черное

Гляжу, всё,  забыв на свете…

А всё - таки это здорово,

Что ночью нам звезды светят.

                                                 В. Лошадкин

Ребята, а вы любите смотреть на звёзды? Мечтали вы когда-нибудь отправиться в космический полёт?

Сегодня мы с вами отправимся в звездное путешествие!

Занимаем удобное положение, космонавты! (ноги устойчиво стоят на полу корабля)

Пристегнем ремни  (хлопок в ладоши)

Заведем мотор (руки работают, как моторчики, рррррррр)

Полетели!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Закройте глаза, сосчитайте до 10 и откройте. Мы с вами в космосе!

  1. Теоретическая часть.

 (Презентация «Космос  2 класс»)

Слайд 1. Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется Космос. Космос называют и другим словом – Вселенная. Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звёзд, планет, комет и других небесных тел.

Слайд 2. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этом межзвёздном пространстве нет воздуха и нет ни одного небесного тела, которое стояло бы на месте. Все они движутся, живут.

Нам кажется, что звезды неподвижны, но на самом деле звёзды так далеки, что мы не замечаем, что они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью.

Слайд 3. В этой бесконечной и вечной Вселенной наша маленькая планета Земля, а наше Солнце – обычная звезда, но родная нам и самая близкая.

Наша Земля летит в космосе вместе с другими небесными телами.

Слайд 4. Каждая звезда, планета, комета или какое-то другое тело движется во Вселенной по своему пути. Во Вселенной  существует строгий порядок, и ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты и не столкнутся одна с другой.

Слово «Космос» обозначает «Порядок», «Строй».

Мир един. Закройте глаза и представьте живую  вселенную большую, огромную, бесконечную в ней галактики звёзды, планеты, и наша планета на которой мы с вами живем, зелёная, красивая, а главное живая, на  которой может жить и живет человек.  

Приземляемся на первую космическую станцию!

Первая остановка «Загадай-ка»

Дети:  отгадывают загадки, родители дополняют ответы,  делают сообщение о небесных телах. (Приложение 1).

Слайд 5. 

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

Ответ: Солнце

Слайд 6. 

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Ответ: Земля

Слайд 7. 

Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.

Ответ: луна, месяц

Слайд 8. 

По тёмному небу рассыпан горошек 
Цветной карамели из сахарной крошки, 
И только тогда, когда утро настанет, 
Вся карамелька внезапно растает.

Ответ: Звёзды

Слайд 9. 

Появилась среди звезд, распустила яркий хвост !

 Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.

Ответ: Комета

Слайд 10. 

Есть пространство надо мною,

Уживаются давно

Там и рыба, и весы,

Рак и дева, близнецы,

Лев, овен, телец, стрелец,

Водолей там, наконец,

Козерог и скорпион -

Все живут в пространстве том.

Место это назовешь -

Звездочетом прослывешь.

Ответ: Вселенная. Галактика

Заводим мотор! Отправляемся в весёлый перелет!

  1.   Закрепление нового материала.

Вторая остановка «Подскажи словечко» 
                                             (см. презентация «В  космосе»)

Дети: договаривают слова стихотворения. Родители помогают. Молодцы!

Физкультминутка. Слайд 11. 

  1. Практическая часть;

Третья остановка «Создай-ка»

А сейчас мы с вами изобразим вселенную на глиняной пластинке.  (Творческая работа  детей, родители по необходимости помогают)

Родители в это время создают головоломку для детей  на основе пустой таблицы.      (Приложение 21).

Последовательность изготовления глиняной пластины:

  1. Вымесить глину
  2. Раскатать шар
  3. Сплющить  в «лепёшку»
  4. Раскатать пластину толщиной 1 см
  5. Создать из пластины прямоугольную форму
  6. Загладить углы
  7. Зашлифовать
  8. Нанести рисунок «Как ты видишь космос» методом процарапывания

Последовательность нанесения рисунка  «Космос»

(педагог параллельно читает стихотворения)

Слайд 12.

Планета Земля

Методом процарапывания – процарапать круг

Есть одна планета – сад

В этом космосе- вселенной.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И  стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

                                        Я.Аким

Солнце

Процарапать круг побольше  – Солнце в отдаленности от Земли

Свети нам, солнышко свети!

Легко с тобой живется.

И даже песенка в пути

Сама собой поётся.

От нас за тучи-облака

Не уходи не надо –

И лес, и поле, и река

Теплу и солнцу рады.

Послушай песенку мою:

Свети с утра до ночи!

А я тебе еще спою,

Спою, когда захочешь…

                                  Я. Аким

Звёзды

Процарапать  круги – очень мелкие по всему пространству пластины.

Кто смотрел на купол звездный

Поздней осенью морозной,

Тот видал, как звездный Лебедь

Поднимается в зенит,

Тот слыхал, как в синем небе

Лира звездная звенит.

                                             Г. Сапгир

Луна

Луна - спутник Земли. Процарапать  небольшой круг – близко к Земле.

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьёз, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

 С. Баруздин

Кометы

Процарапать  небольшой кружочек – Комету, наметить, где у нее будет хвост .

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета  мчится между звезд.

- Послушайте, созвездия,  

Последние  известия,

Чудесные  известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у солнца я в гостях.

Я Землю видела в дали

И новых  спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

                                        Г.Сапгир

  1. Подведение итогов занятия.   Слайд 13.

Что нового узнали на занятии? (Ответы детей)

  • Что же такое вселенная?
  • Что находится во Вселенной?

Подведение итогов практической работы.

Интересуюсь, какая картинка, понравилась Вам и за что?

Д: Вот эта картина самая гладкая, а эта самая ровная, эта самая аккуратная, эта самая интересная, эта самая пластичная, и т.п.…

Посмотрите, какое красивое космическое пространство  образовалось у нас в классе.

Давайте разгадаем головоломки, которые придумали Ваши родители.  

Дети: разгадывают головоломки своих  родителей.

Вот и подошло к концу наше космическое путешествие. Пришло время возвращаться  домой.

Пристегнем ремни  (хлопок в ладоши)

Заведем мотор (руки работают, как моторчики, рррррррр)

Полетели!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Закройте глаза, сосчитайте до 10 и откройте. Мы дома!

  1. Рефлексия. Слайд 14.

Вы сегодня хорошо поработали, сделали целую картину «Космос». Посмотрите на свою картину. Подумайте, выберите одно предложение и  закончите его:

  • Я желаю…
  • Я думаю…
  • Я представляю…

Ответы детей записать.

На эти же вопросы отвечают и родители (письменно на листочках, потом зачитывают).

Стация «Возвращение»

Космонавты

Мне сказал конструктор главный:

-Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть,

Часто в пятки уходить…

- Задеру повыше пятки –

Вот и будет всё в порядке!

И тогда за весь полет

Сердце в пятки не уйдет…

А. Шлыгин

Теперь наши картинки на глиняной пластине  будет сохнуть при комнатной температуре.  Без потоков воздуха, чтобы не образовались трещины.  Но чтобы пластина не изогнулась, кладём на каждый уголок по комочку глины. Отнесём на полку. Через неделю обожжем при температуре 900-1200 градусов в специальной электрической  печке.  Как она называется?

Дети: - муфельная печь.

А на следующем занятии мы с вами распишем картины и они станут еще наряднее. 

На этом занятие заканчивается, прибираем рабочее место.

Помощник – дежурный помогает мне. Всё чисто прибираемся.

  • Скалку и подставку  протираем влажной губкой, кладем на полку
  • Тряпочку стираем в чашке с водой и вешаем сушить на палочку
  • Протирают стол чистой влажной губкой.
  • Все дружно вместе  и  кабинет в порядке!

Спасибо вам. Вы все большие молодцы!

Слайд 15  Спасибо вам, ребята за работу сегодня на занятии. Дорогие родители, спасибо вам за помощь.  До свидания.

Литература:

  1. Т.Д. Нуждина Энциклопедия для малышей. Чудо всюду .Мир животных и растений. 2003. Ярославль. Академия холдинг.
  2. Презентация «Доскажи словечко»  - из Интернета.

Приложения


Приложение 1.

Сообщения родителей о Вселенной.

Что такое Солнце?

Солнце – Это огромный солнечный шар. Температура на поверхности Солнца – 20 миллионов градусов. Нам кажется что солнце – маленький кружочек. Но это не так, просто оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце – шар – великан. Если бы можно представить Солнце рядом с землей, это выглядело как большой футбольный мяч рядом с горошиной.

От Земли до Солнца 150 мин. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди благодарят его за тепло и приветствуют его восход по утрам.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр Солнечной системы.

Что такое Земля?

Это наша планета Земля – одна из девяти планет Солнечной системы. Только на Земле есть жизнь, потому что на ней есть воздух,  вода и подходящая для жизни температура воздуха.

Что такое Луна?

Луна –   не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Луна – самое близкое небесное тело, расстояние до нее 384 тысячи километров. На луне нет ни воды, ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега. На Луне нельзя жить. Вся поверхность луны покрыта толстым слоем пыли. Астронавты, которые побывали на Луне, говорят, что она выглядит так, как, будто на ней много лет не вытирали пыль.  На поверхности Луны днем бывает жара  до 130, ночью – мороз -170. Луна светит, потому что её освещает солнце. С Земли Луну можно увидеть то круглой, то серпиком, то совсем не видно.

Что такое Звезда?

Звезда. В старину люди думали, что звезды – блестящие фонарики, подвешенные к  хрустальному своду неба.Ведь тогда ещё не знали, что каждая звезда – отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.

Звезды – огромные раскалённые шары, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.

Наше Солнце -  звезда. Возможно, и у других звезд, похожих на Солнце, есть планеты и их спутники. Возможно, на тех планетах есть жизнь. Но об этом мы  пока ещё не знаем.

Что такое Комета?

Комета. Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда, когда они приближаются к солнцу, даже без бинокля и телескопов виден полет кометы, потому что у неё появляется светящийся хвост. Замершие газы и лед начинают испаряться, и тянутся за кометой, как шлейф. А когда она удаляется от солнца, то остывает и опять путешествует только твердая глыба. Хвосты комет не страшны Земле, хотя они пугали людей в древности. Опаснее твердое тело, но к счастью, космическое пространство так огромно, что мы можем не бояться этих встреч.


Приложение 2.

Составь головоломку!

К

О

С

М

О

С

5

5

5

О

5

О

5

5

5

5

5

5

М

5

Л

5

5

5

5

5

5

Е

5

Н

5

З

Е

М

Л

Я

Т

5

Ц

5

5

5

5

У

5

А

5

Е

5

5

5

5

Н

5

5

5

5

5

5

5

5

А

5


Приложение 3.

Работы детей.


Приложение 4.


Медиаприложения

  1. Презентация «Космос 2 класс».
  2. Презентация «Доскажи словечко»

Приложение 6

Структ. элементы занятия

Дидактические задачи

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Деятельность родителей

Показатель реальных результатов

Организационный момент

Создание условий для настроя воспитанников на занятие

Читает стихотворение «Светятся, светятся звезды» В.Лошадкин

Слушают

Наблюдают за  работой своего ребенка

Быстрый настрой на работу

Теоретиче

Актуализация занятия Обеспечение мотивации.

Организует рабо-ту по вопросам, связывает их с жизнью

Дают ответы на вопросы

Смотрят и слушают наблюдают

Ответили на вопросы

Формулирование темы занятия

Создание условий для формирования темы и целей

Организует беседу …

Формулируют вместе с педагогом тему занятия

Смотрят и слушают узнают о активности своего ребенка

Сформулировали тему и цели занятия

Освоение новых знаний

Создание условий для восприятия и понимания инструктажа по выполнению работы

Организует подачу информации в виде презентации «Путешествия в космические дали»

Путешествуют по космическим станциям

Путешествуют по космическим станциям, наблюдая за деятельностью ребенка

Установили различие и сходство звезд и планет по и размерам  и расположению в отношении друг друга и солнца.

Физкультминутка

Создание условий для отдыха, снятия напряжения

Организует физкультминутку

Выполняют движения за педагогом

Могут вместе с детьми выполнять движения

Снятие мышечного напряжения

Самостоятельная работа

Создание условий для формирования умений изображать Вселенную

Организация самостоятельной работы, выставки работ, оказание дозированной помощи

Самостоятельная работа по желанию показывают свои работы педагогу или родителю

Составляет головоломку

Открытость воспитанников, осмысление своей деятельности

Итог.

Создание условий для анализа деятельности воспитанников на занятии

Организует подведение итогов

Подводят итоги, оценивают работы свои и товарищей

Узнают способности своего ребенка

Адекватность самооценки воспитанников

Рефлексия

Мобилизация воспитанников на рефлексии

Предлагает оценить себя

Оценивают себя

Оценивают работу своих детей на занятии

Открытость воспитанников в осмыслении своих действий

Технологическая карта занятия «Путешествие в космические дали



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Космические дали»

г. Муром Владимирская область...

К космическим далям

расширение знаний учащихся о космосе и космонав¬тике, расширение кругозора; - формирование определенных качеств личности и черт характера: ловкости, меткости, смекалки, находчи¬вости, доб...

Методическая разработка урока по ИЗО "Космические дали"

Конспект урока по ИЗО "Космические дали"...

Космические дали в гимназии № 1 города Курчатова

Викторина к 50-летию полета первой женщины космонавта Валентины Терешковой....

Открытый урок ИЗО в 6 классе "Космические дали".

Открытый урок ИЗО в 6 классе "Космические дали" посвящен Дню Космонавтики. Может использоваться на классных часах, посвященных первому полету человека в космос....

Открытое мероприятие ко Дню космонавтики Тема: «Космические дали»

Открытое мероприятие ко Дню космонавтикина тему «Космические дали» для учащихся 5-8 классов...