Методическая разработка урока по ИЗО "Космические дали"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Мартюкова Надежда Николаевна

Конспект урока по ИЗО "Космические дали"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskie_dali_6_klass.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Джошуа Рейнольдс (1723-1792) - самый известный портретист британской столицы, человек всесторонне образованный, знаток живописи старых мастеров, крупный теоретик искусства говорил:  Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен почувствовать только воздействие результата его усилий”. Д. Рейнольдс.

Тема урока: «Космические дали»

Цели урока: Познакомить учащихся  с различными выразительными средствами графики.

Задачи:

Учебные:  научиться владеть графическими средствами изображения в рисунке, владея законами перспективы, соотношениями светлых и темных пятен, силуэтным построением;

овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность убедительного изображения действительности;

обучаясь графической грамоте, развить свои творческие способности.

Образовательные: Познакомить с различными графическими средствами изображения в рисунке

Развивающие: Развитие памяти, наблюдательности, творческого воображения.

-расширение представления об окружающем мире.

-развитие мотивации учебной деятельности, интереса к предмету.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: презентация, рисунки.

Для учителя: Листы бумаги, карандаш, маркер.

Для учащихся: Карандашный набросок  на тему «Космические дали»,мягкие карандаши, ластик, фломастеры, маркеры.

ТСО: Презентации к уроку ( приложения)

ПЛАН УРОКА.

  1. Организация рабочего места (2 минуты)
  2. Сообщение темы и цели урока( 3 минуты)
  3. Введение  в тему. Беседа (10 минут)
  4. Самостоятельная работа учащихся (25 минут)
  5. Итог урока (5 минут)

ХОД УРОКА

  1. Организация рабочего места.
  2. Сегодня вы будете выполнять работу на тему «Космические дали»
  3. Я расскажу вам об одном из видов изобразительного искусства- графике она более всего приближена к письму, рисунку. Так как важным ее средством является лист бумаги с нанесенными на него линиями, точками, пятнами и штрихами. Графика близка к живописи, но если там цвет является основным художественным средством, то в графике это линия, точка, штрих, пятно. Что бы нарисовать тот или иной предмет, не достаточно иметь четкое представление о его форме. Необходимо уметь выразить свойства предмета на листе бумаги. Подчиняя движение руки, задуманному изображению. Вот тут нам и помогут выразительные средства графики- линия, пятно и точка, переходы света и тени. (Презентация№!)Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами,  он может передать многоцветность мира, мягкость ткани, блеск стали. . Художник-график, так же как и художник-живописец должен знать перспективу, уметь хорошо рисовать. Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”.    Можно подумать, что графический рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны, значит художник располагает очень скупым выразительным средством: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. В рисунках художника В.М. Васильева(Презентация№2) линией и пятном с поразительной силой переданы величие, романтическая сила русской природы, русской деревни. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова “Тоска”, выполненная художником И.М. Филем, наталкивает на размышление о сущности человеческого бытия на земле, а графический рисунок И.И. Текучева «В доке» показывает могущество индустриального города – порта.

Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки. Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. Существует два способа организации композиции:

1.Сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;

2.Видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.

 Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости.

 Ощущение движения можно создать:

-если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;

-свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним.

Ощущение покоя можно создать:

-если не использовать диагональные направления;

-если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

-если объекты изображены в спокойных  позах;

-если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник.

 Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрим изображения, обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное  освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, снег или вода. Однако предметы в этих условиях теряют свой объем.                                                                                                                                                                                                 Ребята, у каждого из вас на столах лежит придуманный вами, карандашный набросок композиции о далеком космическом пространстве. Пользуясь полученными на уроке новыми знаниями , закончите его.

4.Практическая работа учащихся. 

5.Итог урока: Выставка и обсуждение работ. Понравилось вам выполнять графический рисунок? Мне очень понравились ваши работы. Спасибо всем.

Список литературы:

1. Н.М. Сокольникова «Основы композиции», «Основы рисунка». Обнинск. Издательство «Титул». 1996.                    2. Г.М. Логвиненко  «Декоративная композиция». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005

Приложения:

  1. Презентация «Точка, линия, пятно»
  2. Презентация «Художники- графики»
  3. Презентация «Виды освещения в изобразительном искусстве»

                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.И.ДАЛЬ – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ ,ЛЕКСИКОГРАФ, ПИСАТЕЛЬ И СОСТАВИТЕЛЬ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Внеаудиторное мероприятие,посвященное жизни и творчеству В.И.Даля.Состоит из устного журнала и  лингвистического конкурса....

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова» Цель: 1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 2. Сф...

Методические разработки уроков к юбилейным датам (В.И. Даль, Ф.М. Достоевский)

Талантливые поэты, драматурги и прозаики достойны того, чтобы воздать им положенные почести....

Методическая разработка мастер-класса "Космические дали"

Данна разработка направлена на формирование у детей младшего школьного возраста, представлений о космическом простанстве....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, посвященного В.И.Далю «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!», 2021 год

В.И.Даль - выдающийся русский филолог и врач, соратник и друг А.С.Пушкина, Н.И.Пирогова... Его жизнь полна поистине великих открытий, сделанных им как в литературе, так и в медицине. Об этом мы и хоте...