Родительское собрание Трудовое воспитание
материал на тему

Материал о трудовом воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_trudovoe_vospitanie.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание

ТЕМА. Трудовое воспитание одно из составляющих единого воспитательного процесса.

ЦЕЛЬ:

сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей.

 

ХОД СОБРАНИЯ

 Смахтина Н.И.

        Добрый вечер, уважаемые родители! Мы сегодня проводим  общешкольное родительское собрание, на котором  будем говорить о трудовом воспитании как одном из составляющих единого воспитательного процесса. Позвольте представить наших гостей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

        Без труда человек становится пустым местом, - говорят в народе. Важная воспитательная задача  и школы, и семьи в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого ребёнка основывалось на трудовом успехе.

В нашей школе трудовое воспитание является одним из ведущих направлений воспитательной работы,  в которых успешно реализуются следующие формы воспитания:

  • учебный труд;
  • общественно-полезный труд;
  • бытовой  труд
  • производительный труд 

Учебный включает в себя труд умственный и физический. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно-полезный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; изготовление игрушек для дошкольников; создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке; восстановление исторических памятников.

 Бытовой (самообслуживающий)  труд направлен на удовлетворение бытовых потребностей  коллектива за счет личных трудовых усилий.

Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, в раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории. В процессе трудового обучения, общественно-полезного и производительного труда учащиеся следят за порядком на рабочем месте, убирают за собой после работы.

 Производительный труд организуется руководителями школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит  работа производственной бригады.

        Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, коллектива от которого тоже ждут помощи и  что  его помощь нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Я предоставляю слово заместителю директора по ВР Жеуровой О.Ю.

Жеурова О.Ю.

        Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце положительное отношение к труду. Труд для нас является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений.

        Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.         Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела - не перечислить. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что именно родители должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.

Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, вы, уважаемые родители,  воспитываете привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни - я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или учёным. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Доброе слово родителей -  очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Ведь если вы приготовили обед, это обычное дело, правда? А вам приятно услышать похвалу, знать, что вы доставили кому-то удовольствие. Поэтому доброе слово всегда уместно, если ребенок красиво накрыл стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.

Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если ваш ребенок хорошо поработал - помог разобрать кладовку, убрать зимние вещи, починил утюг, особенно, если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.

Награда за труд - это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интересное.

Работая с детьми, мы учителя, сталкиваемся с тем, что дети 9-11 лет не умеют выжать тряпку, помыть доску, парту.  А ведь школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе и в школе. В процессе самообслуживания у учащихся воспитывается чувство коллективизма, формируются прочные санитарно-гигиенические навыки. Школьники начинают ощущать себя организаторами своего быта.

 С  поступления ребёнка  в школу учителя вовлекают его в жизнь и дела нового коллектива. Простейшей формой такого включения ребят в коллективную      деятельность является дежурство. В педагогической литературе оно рассматривается как составная часть общественно полезного труда по самообслуживанию, школьники при этом выступают  в качестве организатора порядка в классе, в школе. Дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоуправления. В последнее время мы сталкиваемся с тем, что не все родители относятся к этому положительно. Некоторые стараются оградить своего ребёнка от выполнения какой-либо работы в школе. Готовясь к родительскому собранию, мы провели анкетирование среди обучающихся 3-11 классов. Прошу вас обратить внимание на результат.  На вопрос «Как ты относишься к участию в трудовых делах класса, школы?»

38% опрошенных ответили, что  участвуют с удовольствием

36 % Участвую, потому что это приносит пользу

24 %    Участвую, потому что заставляют

12%  Избегают  участия

Доставляет ли тебе удовольствие коллективный труд в кругу своих одноклассников?

  1. Да, безусловно 51%
  2. Иногда/ с некоторыми 46%
  3. Нет, никогда  3%
  4.  Другой ответ 0%

На вопрос при каких условиях труд тебе будет приносить радость и/или удовольствие?

16% опрошенных ответили если работать сообща

11 %  Если буду работать один

22% Если мне это будет интересно

21%  Если труд будет вознагражден (оплачен)

30% Если труд принесет пользу другим

Какие чувства и эмоции вызывает у тебя объявление, что завтра субботник?

  1. Желание помочь- 21%
  2. Энтузиазм-28%
  3. Надо - значит надо – 18%
  4.  Равнодушие – 15%
  5. Огорчение – 7%
  6.  Возмущение- 11%

Кто, по-твоему, должен следить за порядком в классе,  стирать с доски, убирать кабинет и территорию школы?

1. Дворник, технички -51%

2. Учителя- 3%

3. Ученики- 42%

4. Все вместе- 4%

        Понимая важность трудовой деятельности  педагогический коллектив нашей школы всегда уделял особое внимание трудовому воспитанию.    Первые навыки любви к труду наши  ученики приобретают в начальной школе на уроках труда, рисования, в группах продленного дня.

Всевозможные поделки и другие творческие работы, создаваемые ребятами на данных уроках, не только развивают их творческие способности, учат правильно организовывать сам процесс труда и творчества, но и имеют огромное воспитательное значение. Вся система уроков труда в начальной школе адаптирована к системе общешкольных мероприятий. Так, младшие школьники готовят поделки к Дню матери, Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества, Международному дню 8 Марта, Дню Победы (подарок ветеранам), выставкам. Каждый такой урок несет радость не только ребенку, но и всем, кто его окружает. Учебная деятельность по труду, рисованию в начальной школе получает дальнейшее развитие в системе дополнительного образования. Для  детей в школе на протяжении уже нескольких лет успешно работают кружки «Стиль жизни», «Цветоводство», «Юный флорист» и др.

    На уроках технологии для девочек с 5 класса обучение ведется по нескольким направлениям: кулинария, шитье, рукоделие, этика и эстетика домоводства. Девочки не только приобретают навыки по этим направлениям, но и успешно применяют их на практике. На ежегодных выставках декоративно – прикладного искусства отмечаются работы наших учащихся. В прошлом учебном году работы Анпилоговой Александры и Петровой Софии стали призёрами областной выставки декоративно-прикладного искусства.

   Мальчиков на уроках технологии  обучают конструированию, резьбе по дереву, выпиливанию, выжиганию, токарным и  слесарным работам.          Большое значение на этих уроках придается воспитанию дисциплины, любви и уважения к труду, людям труда. Навыки, приобретенные на уроках технологии, позволяют ребятам самостоятельно произвести мелкий ремонт школьной мебели, изготовить своими руками спортивный инвентарь, отремонтировать некоторые узлы сантехники, украсить стены декоративно-прикладными изделиями и поделками .

    Отдельно нужно сказать об организации трудовой бригады. В июне месяце из учащихся 8,10 классов формируется трудовая бригада. Ребята помогают в косметическом ремонте школы, моют окна, ремонтируют мебель в своих классах, благоустраивают школьный двор. За свой труд они получают денежное вознаграждение.

    Трудовое воспитание в  школе выходит за рамки учебного процесса. Наши ученики участвую в экологических акциях по уборке городской  территории,   сажают деревья, убирают воинское захоронение на Ст.кладбище.

 Еще один пример трудового воспитания – это участие наших учеников в социальных проектах «Чистый берег», «Мы – будущее страны», «Протяни руку помощи» и других. Для успешного участия в этих проектах было необходимо, чтобы ребята ориентировались в потребностях и сложностях современной общественной жизни человека, имели представление о значении труда в жизни каждого. Наши школьники успешно справляются с поставленной перед ними задачей. Главной целью участия в этих проектах остается бережное отношение не только к школе, но и к своему  городу, а в целом – к своей стране.  

Уважаемые родители, я предоставляю слово  начальнику центра  занятости населения Гатиловой Ольге Евгеньевне

Слово предоставляется Носиковой Е.Г.

Слово предоставляется педагогу-психологу Сергеевой С.В.

Жеурова О.Ю.

Наше собрание подходит к концу. И в заключении хочу привести высказывание выдающегося химика Д.И.Менделеева «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Трудолюбие – результат трудового воспитания, трудового обучения и профориентации, оно выступает как важнейшее нравственно – личностное качество. Развить это качество в наших детях  -  насущная задача школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Правовое воспитание родителей"

Напомнить родителям о правах ребенка, которые родители должны уважать, только в такой семье вырастет творческая личность. Основные документы, которые защищают права  ребенка, р...

Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"

Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....

Родительское собрание "Семейное воспитание и здоровье наших детей"

Родительское собрание на тему «Семейное воспитание и здоровье наших детей»Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.Задачи: Получение родите...

Родительское собрание "Нравственное воспитание"

Презентация была подготовлена для родиттелей по вопросу "Нравстенное вопитание в семье"...

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье"

Методическая разработка к родительскому собранию....

Сценарий родительского собрания "Трудовое воспитание в семье"

Сценарий родительского собрания "Трудовое воспитание в семье"...