10 советов родителям подростков
материал на тему

Костянова Анна Николаевна

Материал к родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_sovetov_roditelyam_podrostkov.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

10 советов родителям подростков

1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.

Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.

И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.

7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

Методика изучения удовлетворенности

родителей работой образовательного учреждения

(разработана Е.Н.Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать ниже перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4                 3                 2                 1                 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4                 3                 2                 1                 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4                 3                 2                 1                 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка

4                 3                 2                 1                 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4                 3                 2                 1                 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4                 3                 2                 1                 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4                 3                 2                 1                 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4                 3                 2                 1                 0

В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4                 3                 2                 1                 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4                 3                 2                 1                 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4                 3                 2                 1                 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4                 3                 2                 1                 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4                 3                 2                 1                 0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4                 3                 2                 1                 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4                 3                 2                 1                 0

 

Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

 

Анкета для родителей

(составлена В.А.Андреевой)

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1.      Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладеть умениями и навыками самопознания, самоанализа, самооценки.

2.      В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка.

3.      Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку.

4.      В школе нет ни психологического, ни морального насилия над детьми.

5.      Нашего ребенка в школе никто не унижает.

6.      Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего ребенка.

7.      Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние.

8.      У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями.

9.      В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.

 

Опросник  «Взаимодействие родителей и ребенка» (ВВР).                                                               Вариант для родителей.

Инструкция: Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.

5 – несомненно, да (очень сильное согласие)

4 – в общем, да

3 – и да, и нет

2 – скорее нет, чем да

1 – нет (абсолютное несогласие)

1.     Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2.     Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3.     Он (она) редко говорит куда идет и когда вернется.

4.     Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком

5.     Сын (дочь) может рассказать обо всем, что с ним (ней) происходит.

6.     Думаю, что он (она) ничего не добьется в жизни.

7.     Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.

8.     Я часто поручаю ему (ей) важные дела.

9.     Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Бывает, что я разрешаю ему (ей) то, что вчера еще запрещала.

11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.

12. Я бы хотел(а), чтобы он (она) относился к своим детям так же, как я отношусь к нему (ней).

13. Он (она) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случится несчастье, в первую очередь он (она) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечения.

19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне бы хотелось.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто иду у него (нее) на поводу.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23. Думая, что я для него (нее) авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у многих его (ее) друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (она) не хочет.

28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, что я его (ее) понимаю.

31.             Я хотела бы в нем (ней) многое изменить.

32.             При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33.             Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложения.

34.             Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35.             Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.

36.             Я считаю, что в целом, я правильно воспитываю своего сына (дочь).

37.             Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38.             По характеру я – мягкий человек.

39.             Я позволяю ему (ей) возвращаться домой когда захочет.

40.             Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

41.             Я не допускаю, чтобы он (она) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42.             Мне нравится его (ее) характер.

43.             Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44.             Всегда выслушиваю его (ее) с готовностью.

45.             Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.

46.             Я наказываю его (ее0 за такие поступки, которые  совершаю сама.

47.             Он(а) разделяет большинство моих взглядов.

48.             Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49.             Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50.             Я прощаю ему (ей) то, за что другие бы наказали.

51.             Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем она думает, как относится к своим друзьям и т.д.

52.             Он (она) не советуется с кем ему (ей) дружить.

53.             Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54.             Я приветствую его (ее) поведение.

55.             Я часто высказываю свое недовольство им (ей).

56.             Принимаю участие в делах, которые придумывает он (она).

57.             Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.

58.             Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и тоже.

59.             Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.

60.             Я хочу, чтобы он (она) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

 

 

ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ (ВВР) Марковская И.М.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале: 1 балл – совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит, 5 баллов – совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.

1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя

Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2 шкала: мягкость-строгость родителя

По результатам шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку

Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю

Шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и ребенка можно судить о точности представлений родителей о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем

Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителя может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6 шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество

Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимоднйствия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем

Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении поощрений и наказаний. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку.

9 шкала: авторитетность родителя

Результаты шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребека, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это обозначает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по 10 шкале.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем

По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми – как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Подсчет и обработка результатов опросника

Все три формы опросника обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

Ответы: 1 2 3 4 5

Баллы:   5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см.ключ).

Ключ к опросникам ВРР для подростков и их родителей.

         

Баллы        

         

Баллы        

         

Баллы        

         

Баллы        

         

Баллы        

Сумма по шкале №

1        

         

13        

***        

25        

         

37        

         

49        

         

1.                              

2        

         

14        

***        

26        

         

38        

***        

50        

***        

2.                              

3        

***        

15        

         

27        

         

39        

***        

51        

         

      3.        

4        

***        

16        

         

28        

         

40        

         

52        

***        

          /2

5        

         

17        

         

29        

         

41        

***        

53        

         

4.

6        

***        

18        

***        

30        

         

42        

         

54        

***        

5.

7        

***        

19        

***        

31        

***        

43        

***        

55        

         

            /2

8        

         

20        

         

32        

         

44        

         

56        

         

6.

9        

***        

21        

         

33        

         

45        

         

57        

***        

7.

10        

***        

22        

***        

34        

***        

46        

***        

58        

***        

8.

11        

         

23        

         

35        

         

47        

         

59        

         

9.

12        

         

24        

         

36        

         

48        

***        

60        

         

10.

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей

1.            Нетребовательность-требовательность

2.            Мягкость-строгость

3.            Автономность-контроль

4.            Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость

5.            Отвержение-принятие

6.            Отсутствие сотрудничества – сотрудничество

7.            Несогласие-согласие

8.            Непоследовательность-последовательность

9.            Авторитетность родителя

10.        Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем)

Для интерпретации данных опрсника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации:

Процентильная стандартизация опросника на выборке старшеклассников.

ШКАЛЫ ОПРОСНИКА

Процентили        

1        

2        

3        

4        

5        

6        

7        

8        

9        

10

10        

7        

5        

1        

10        

11        

9        

7        

9        

9        

7

20        

10        

6        

11        

11        

19        

11        

10        

11        

11        

11

30        

11        

8        

13        

12        

14        

12        

11        

11        

12        

13

40        

12        

9        

14        

12        

15        

13        

12        

12        

13        

15

50        

13        

1        

15        

14        

16        

14        

13        

13        

15        

17

60        

14        

12        

15,5        

16        

18        

15        

14        

14        

16        

17

70        

16        

13        

16,5        

17        

19        

16        

15        

15        

18        

18

80        

17        

14        

18        

19        

20        

18        

17        

16        

19        

20

90        

18        

15        

19        

20        

21        

19        

18        

17        

22        

21

100        

22        

18        

22        

24        

21        

24        

24        

21        

24        

25

Процентильная стандартизация опросника на выборке родителей старшеклассников

ШКАЛЫ ОПРОСНИКА

Процентили        

1        

2        

3        

4        

5        

6        

7        

8        

9        

10

10        

11        

5        

12,5        

15        

12,5        

13        

12        

12        

13        

14

20        

13        

7        

14        

16        

13,5        

14        

13        

14        

14        

17

30        

14        

8        

14,5        

16        

14        

16        

13        

15        

15        

18

40        

15        

8        

15,5        

18        

14,5        

18        

14        

16        

15        

19

50        

15        

10        

16,5        

19        

15        

19        

15        

17        

16        

20

60        

16        

12        

17        

20        

15,5        

20        

16        

19        

17        

21

70        

16        

12        

18        

20        

16        

20        

16        

19        

18        

22

80        

17        

14        

18        

 21        

17        

21        

17        

20        

19        

23

90        

18        

15        

2        

22        

18        

22        

19        

22        

20        

24

100        

19        

18        

22,5        

24        

19,5        

23        

25        

24        

23        

25

 

Регистрационный бланк

Ф.И.О_________________________________возраст______образование__________

Ф.И. ребенка __________________________________его возраст________________

         

Баллы        

         

Баллы        

         

Баллы        

         

Баллы        

         

Баллы        

Сумма по шкале №

1        

         

13        

         

25        

         

37        

         

49        

         

1.

2        

         

14        

         

26        

         

38        

         

50        

         

2.

3        

         

15        

         

27        

         

39        

         

51        

         

      3.      

4        

         

16        

         

28        

         

40        

         

52        

         

/2

5        

         

17        

         

29        

         

41        

         

53        

         

4.

6        

         

18        

         

30        

         

42        

         

54        

         

5.

7        

         

19        

         

31        

         

43        

         

55        

         

      /2

8        

         

20        

         

32        

         

44        

         

56        

         

6.

9        

         

21        

         

33        

         

45        

         

57        

         

7.

10        

         

22        

         

34        

         

46        

         

58        

         

8.

11        

         

23        

         

35        

         

47        

         

59        

         

9.

12        

         

24        

         

36        

         

48        

         

60        

         

10.

 

Тест, определяющий степень   риска употребления ПАВ.

Программа профилактики наркозависимости подростков для родителей.

Тест для родителей, который поможет получить приблизительный ответ на вопрос о том, подвержен ли ребенок риску в связи с проблемой алкоголя и наркотиков.

Инструкция: Отвечайте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1.Может ли ваш ребенок купить себе алкогольные напитки (пиво, вино, водку)?

2.Замечали ли вы, что в магазинах вашего района алкоголь продают несовершеннолетним?

3.Считают ли взрослые, близкие вашему ребенку, что нормально пить, курить, принимать лекарства в больших количествах?

4.Есть ли недалеко от дома, школы винные магазины (по дороге, в районе, где вы живете, до которых легко добраться)?

5.Живете ли вы в крайне тяжелых материальных условиях (долги, недоедание) или в очень благоприятных материальных условиях, далеко отстоящих от возможностей окружающих (в этом случае тоже обведите «да»).

6.Напиваются ли ваши соседи, нарушают ли закон или хулиганят в пьяном виде?

7.Есть ли в семье еще родственники со стороны матери или отца, зависимые от алкоголя или наркотиков (дед, дядя, отец, брат)?

8.Пьет ли кто-либо в семье (употребляет ли наркотики) даже время от времени?

9.Даете ли вы детям полную свободу в поведении по отношению к алкоголю и наркотикам?

10.Находится ли ваш брак в состоянии затяжного и серьезного конфликта (постоянные ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении важных вопросов)? Может быть , существует конфликт между другими взрослыми людьми, воспитывающими ребенка?

11.Ваш ребенок бывает с вами неохотно, неохотно разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе?

12.Часто ли ваш ребенок вел себя агрессивно в раннем детстве (до 10 лет)?

13.У вашего ребенка постоянные неудачи в школе.

14.Вы замечаете у своего ребенка пренебрежение по отношению к своему будущему, обучению, профессии.

15.В раннем детстве вашего ребенка не принимали ровесники.

16.Друзья и подруги вашего ребенка курят, выпивают, пробуют наркотики

17.Ваш ребенок испытывает чувство одиночества, он изолирован,  у него нет друзей?

18.Случалось ли вам замечать, что ваш ребенок положительно  отзывается о курении  или алкоголе, ждет удовольствия от употребления алкоголя или наркотиков?

19.Был ли у вашего ребенка ранний (до 14-15 лет) контакт с алкоголем, курением, наркотиками?

20.Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?

Обработка теста:

Каждое «да» - это одно очко. Чем больше очков, тем выше степень риска у подростка. Каждый вопрос соответствует научным исследованным факторам риска.

От 1 до 6 очков – средняя степень риска, охватывающая практически большинство (90%) молодых людей и зависящая от ситуации во всем обществе. Вы можете:  помогать ребенку приобретать навыки воспитания , укреплять связь с ребенком.

От 7 до 13. Повышенная степень риска, охватывающая значительную часть молодежи, зависит от круга общения и типа школы. Может быть, необходимо изменить поведение взрослых, отношения в семье.

От 13 до 17. Степень риска очень высока, охватывает от 10 до 15 % учеников средних школ, которые уже пьют и наносят урон своему здоровью. Эта степень требует большого участия родителей и сотрудничества с другими людьми (учителя, другие родители).

Больше 17. Крайне высокая степень риска, может означать необходимость обращения к специалистам. Многие специалисты считают, что период впадения в зависимость у подростков может быть очень коротким – менее полугода.

 

Чего не должны делать родители,

если они узнали,  что подросток употребляет ПАВ.

Если в семью пришла беда, перед родителями возникают две равноценные по значимости задачи: во-первых, сделать все возможное для того, чтобы спасти попавшего в беду  ребенка, а во-вторых, не поддаться самим разрушительному действию наркотика – проникая в семью он затрагивает всех  ее членов без исключения (так называемые, созависимые семьи). Все это чаще всего приходится делать в состоянии эмоциональной подавленности, испытывая страх, растерянность, граничащие с паникой.

Ошибки и неверные ходы, которые способны усугубить ситуацию:

1. Скандалами, обвинениями вы не решите проблему. Бойтесь скандалов!

Ребенок не виноват в том, что делает то, что ему интересно – это его поиск, и, как мы уже знаем, у него есть немало поводов и возможностей попробовать наркотик. На первых порах это не его, а ваша проблема: ему весело и интересно, а страх испытываете вы. Можно сосредоточить  его внимание на вашем состоянии, ваших переживаниях. Но лучше, если вы дадите ему возможность заметить негативные изменения в его жизни – неудачи в учебе, потерю друзей, перемену интересов. Пусть он пожалеет о потерянном.

2.Не стоит в резкой форме выражать свое отношение к наркоманам – среди них могут быть друзья вашего ребенка.

3.Не стоит сразу окружать ребенка чрезмерной заботой и вниманием. Он должен понять ваше отношение к его «выбору» и привыкнуть к тому, что «носиться» с ним никто не собирается.

4.Не стоит ослаблять контроль за действиями ребенка. Не давайте лишние карманные деньги. Уберите ценные вещи. У него должны возникнуть трудности с приобретением наркотика.

5.Будьте рядом. Дайте ему понять, что вы по-прежнему любите его и готовы помочь ему.

6.Наркоману можно помочь только в том случае, если он сам этого захочет.

Чтобы все приведенные выше советы не понадобились родителям, необходимо изначально не доводить ситуацию до состояния проблемы. А значит,  семья должна строить свои взаимоотношения с ребенком  с учетом  знаний  законов развития личности и  семьи. Все то, о чем было рассказано в данном курсе.

Уважаемые родители!

В вашей школе проводится социологический опрос. Для этого Вам нужно ответить на вопросы этой анкеты. В анкете в каждом вопросе есть перечень возможных вариантов ответов. Все варианты ответов имеют буквенное обозначение. При ответе на вопрос выберите тот вариант, который соответствует вашему мнению. Подчеркните этот вариант ответа. Если Вы посчитаете необходимым, допишите и свой вариант ответа. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

 

Анкета для родителей

 

1.   Пол ___ Возраст ___ Профессия _________ Место проживания___________

Школа № ______ (школа, в которой учится Ваш ребенок)

2.   С удовольствием ли посещает ваш ребенок школу?

         А. Да

         Б. Нет.

         В. Не всегда.

3.   Знаете ли вы о любимых школьных предметах вашего ребенка?

         А. Да ___________________________________________

         Б. Нет.

4.   Предоставляется ли в вашей школе ученикам и родителям право выбора спецкурсов, профильных классов, кружковых занятий?

А. Да

Б. Нет.

В. Не всегда.

5.   Посещает ли ваш ребенок…

А. Спортивную секцию.

  Б. Кружки биологической направленности: зоологический, экологический, ботанический и др.

  В. Кружки декоративно-прикладного направления: оригами, бисероплетение, декоративное выпиливание, роспись по дереву, мягкая игрушка, макраме и др.

  Г. Кружки технического направления: автоконструирование, картинг, радиопеленгация, судомодельный, радиотехнический и др.

Д. Курсы иностранного языка.

Е. Кружок литературного творчества или театральную студию.

Ж. Курсы по программированию.

З. Другое ___________________

З. Не разрешаем посещение.

6.   С какого возраста, на ваш взгляд, ребенку нужно посещать кружки по интересам?

7.   В какие кружки по интересам Вы хотели бы записать Вашего ребенка?

8.   Имеете ли Вы возможность оплатить посещение ребенком секции, студии и т.д.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога

14.10.2009 00:00

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

                  4 – совершенно согласен;

                  3 – согласен;

                  2 – трудно сказать;

                  1 – не согласен;

                  0 – совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

3. Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с учителем нашего ребенка.

5. Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка.

6. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.    

7. Учитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка.

8. Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания.

9. Педагог заботится о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

10. Учитель создает условия для проявления и развития способности нашего ребенка.

    Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой педагога (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

    Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 советов родителям подростков

Здесь даются советы родителям подростков профессиональным психологом. Рекомендую взять на вооружение....

Советы родителям подростков.

Подростковый возраст- самый трудный возраст в воспитании. Ребенок уже не маленький, но еще и не взрослый. Помочь пережить этот сложный период должны самые близкие люди- родители....

10 советов родителям подростков

Советы психологапрофессор Валентина ЗАЙЦЕВА,  источник http://zdd.1september.ru...

Советы родителям подростков.

Подростковый возраст - самый трудный. Прислушайтесь к этим советам, они помогут вам в воспитании ваших детей....

10 советов родителям подростков

Я считаю, что это интересные, умные и полезные советы....

Советы родителям подростков склонных к суициду

Советы помогут родителям при общении с детьми, склонными к суициду....

Советы родителям подростка

Советы родителям подростка...