Главные вкладки

    Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания
    методическая разработка на тему

    Костянова Анна Николаевна

    Материал к родительскому собранию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ped.kultura_roditeley.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая культура родителей

    и условия эффективного

    семейного воспитания

    (беседа)

        Сегодня наша с вами встреча посвящена краткому изложению теоретических основ современной семьи и семейного воспитания. Чтобы давать вам, родителям, рекомендации по воспитанию детей, организовывать какие-то работы с вами, нужно попытаться ответить на вопросы:

    -Что такое семья?

    -Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития?

    -В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного? Каковы его противоречия, его плюсы и минусы?

         В этимологическом словаре русского языка даются различные значения слова «семья», отражающие суть этого всеобъемлющего понятия, его исторический и национальный смысл. В современной литературе семья определяется как «малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

         В настоящее время семья выполняет различные функции, важнейшими из которых следует считать такие:

    • Общения, возникающая задолго до образования семьи;
    • Организации быта и ведения хозяйства;
    • Поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
    •  Организации досуга;
    • Создания  условий для профессиональной деятельности;
    • Продолжения рода: рождения и воспитания детей.

         Изучение функций семьи выводит на осознание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна. Рассмотрим более подробно следующие функции.

      Функции семьи и родителей:

    -воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;

     - поддержка увлечений ребенка;

     - дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

     - сотрудничество с родителями других школьников и школьными учителями.

         Функции ребенка:

     - получение навыков, необходимых для школьного образования;

     - стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

     - постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

    включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

     - знакомство с правилами поведения;

     - расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли;

     - осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

    Семья с ребенком старшего школьного возраста

      Функции родителей:

     - передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи;

     - определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

    поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

     - воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);

     - понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

       Функции подростка:

     - положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

     - прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению;

     - достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

     - выбор профессии, стремление к материальной независимости;

     - подготовка к дружбе со сверстниками противоположного пола, браку и созданию семьи;

     - постепенное формирование собственного мировоззрения.

         В настоящее время современная семья характеризуется следующими особенностями:

     - в основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке);

     - преимущественное преобладание гражданских светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных церковью);

     - равноправие мужчины и женщины в браке; защита всех прав членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье);

     - свобода заключения и расторжения браков;

     - тенденция демократизации семейно-брачных отношений; экономическая и  нравственная раскрепощенность всех членов семьи;

     - потребность в свободе и самостоятельности молодых семей;

     - семьи в основном одно-двухдетные, многодетной в настоящее время считается семья с тремя детьми; регулирование рождаемости (известно, что впервые подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение смертности над рождаемостью с 1992г.).

          в последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого являются реалии последних трех-четырех лет, свидетелями которых мы являемся:

     - болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной ненависти;

     - развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

     - расширение безнадзорности и даже появление беспризорности;

     - рост детской и подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

     - сокращение влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования;

     - приобщение детей к алкоголю, никотину, наркомании и токсикомании; усиление бродяжничества детей и подростков;

     появление подростковой и юношеской проституции; рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью;

     - резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.

         Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой.

        Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

        Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечном счете, логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.

         Прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувство долга… Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей…

         Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения… Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения…

       Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно- творческую, игровую, свободного общения.

        Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать, следует считать такие:

     - неадекватное воздействие фактором материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

     -  бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

     - авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

     - безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

     - безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

     - противоправное поведение взрослых.

         Повышение педагогической культуры родителей – важный элемент в работе с родителями учащихся, ибо семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка, в единстве со школой и общественными организациями.

          Разумеется, уровень педагогической культуры родителей зависит и от их образовательного, и от общекультурного уровня, от общественной направленности личности, от индивидуальных особенностей, богатства жизненного опыта, уровня воспитанности…

         Однако немаловажную роль в повышении их педагогической культуры может играть и работа классного руководителя. Как профессионал, владеющий теорией и методикой воспитания, хорошо изучивший особенности конкретных детей конкретного класса, для бесед с родителями он отбирает материал с учетом конкретных возможностей родителей данного класса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие с родителями- ключ к эффективности процесса воспитания

    Одной из приоритетных задач сегодняшнего образования является воспитательная. Основная роль в решении данной задачи принадлежит семье. Именно родители, создают условия для всестор...

    Презентация на родительское собрание по теме "Психолого-педагогическое просвещение родителей как метод коррекции семейного воспитания "

    В данной презентации рассмотрены типы и функции семьи, педагогические технологии работы с семьей...

    Формирование информационной культуры родителей обучающихся как условие эффективности семейного воспитание.

    В статье описывается опыт повышения информационной культуры родителей обучающихся....

    Педагогический артистизм как необходимое условие эффективного преподавания иностранного языка

    Презентация содержит материалы для  учителей иностранного языка. В ней рассматриваются такие аспекты деятельности педагога, как импровизация, умение владеть своим голосом, управлять своими э...

    Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

    В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...