Родительский лекторий
консультация (5 класс) по теме

Иванова Елена Николаевна

Родительский лекторий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobr._oge.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий «Рекомендации и советы родителям по психологической подготовке к ОГЭ»

На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема формирования психологической готовности к прохождению государственной (итоговой) аттестации. Актуальность данной проблемы связана с появлением у школьников в процессе подготовки и прохождения ОГЭ определённых психологических трудностей, что  может негативно повлиять на результаты экзаменов.

 Для успешного прохождения ОГЭ выпускнику, кроме   знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как: стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, достаточный объём памяти (зрительной, слуховой), сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения, правильное распределение времени.

Уважаемые папы и мамы! Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора. От того, насколько серьёзно вы к ним отнесётесь, во многом зависит итоги ОГЭ     Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуального плана деятельности при подготовке и во время экзамена. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической процедурой экзамена. Низкая осведомлённость родителей о процедуре проведения экзамена повышает тревогу и снижает возможность оказания поддержки ребёнку. Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ОГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребёнка в период экзаменов, но и создание условий для развития  психологически зрелой личности.

.Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте придерживаться следующих рекомендаций:

 Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования.

 Обеспечьте дома удобное место  и тишину для занятий.

 Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

 Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

 Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

 Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

 Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых.

 Не критикуйте ребёнка после экзамена.

. При подготовка к ОГЭ следует придерживаться следующих рекомендаций:

  Подготовить место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

 Ввести  в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность.

 Составить план занятий.

 Начать с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего

 Чередовать занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.

  Выполнять как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету.

  Тренироваться с секундомером в руках, засекать время выполнения тестов

  К трудно запоминаемому материалу  возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем ещё раз – утром.

 Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца,   предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос,   положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант

Особое внимание надо обратить на психологические особенности детей.

 Тревожные дети .

 Тревожные дети    склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учёбой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде. Как распознать тревожного ребёнка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, часто  исправляют написанное, хотя это не ведёт к улучшению качества работы. Они обычно переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя  проверить работу на правильность выполнения. Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Наиболее трудной стороной ОГЭ для тревожного ребёнка является отсутствие эмоционального контакта с взрослым.

Как им помочь?  Для тревожных детей особенно важно создание   эмоционального комфорта перед экзаменами. Нельзя нагнетать бстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов, так как это приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача родителей  — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справился с контрольной по …". Во время проведения экзамена. Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать  невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый без слов говорит ребёнку: "Я здесь, я с тобой, ты не один".

Неуверенные дети.

Проблема таких детей в неумении опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей при  проверке качества своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного   решения. В такой ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или. Такие дети списывают  потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведении  им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к  выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. Для  поддержки на этапе подготовки  важно, чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Неуверенного ребёнка можно поддерживать простыми фразами: "Я уверен, у тебя всё получится", "Ты обязательно справишься".

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных», но на самом деле они имеют  низкий уровень произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им характерны частые колебания темпа деятельности, они могут часто отвлекаться, а ОГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

При оказании помощи надо учесть, что психические функции формируются через наличие внешних опор, поэтому на этапе подготовки   важно научить выпускника использовать   различные материальные средства: линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком

Дети-отличники и перфекционисты.

Понятие «перфекционист» происходит от английского слова «perfect», что означает «совершенный». Оно обозначает человека, который стремится к максимально высокому качеству своей деятельности. Такие Дети  обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных, стремятся  использовать дополнительный материал.

Перфекционисты очень чувствительны к и все, что они делают, должно быть замечено и должно получить высокую оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими и всё  делать  блестяще. Экзамен  для таких  обучающихся представляет сложность, так как им нужно сделать все, причем безошибочно, не пропуская заданий. Им также трудно контролировать свое эмоциональное состояние.

 Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им надо  понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания, можно предложить тренировочные упражнения, где им   не нужно будет делать все подряд. Необходимо также научить их планировать работу по времени.

Астенические дети.

Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. Основные трудности  ОГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени . Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. При подготовке астеничным детьмям очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать. Ребенок устают и не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать их с помощью витаминов или травяных сборов.

 Гипертимные дети.

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро и часто небрежно выполняют задания, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, которая требует высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с такими заданиями,  которые требуют высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация, а ОГЭ требует  высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

 Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое большое значение имеют результаты  ОГЭ.

 «Застревающие» дети.

Таких детей отличает  низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность – необходимость  длительного периода при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания.

Список использованной литературы:

1.http://school23nv.ucoz.ru/psixolog/rekomend_ogeh_9kl.docx.pdf

2.https://multiurok.ru/blog/dieti-ispytyvaiushchiie-niedostatok-proizvol-nosti-i-samoorganizatsii.html

3. http://s_18.edu54.ru/DswMedia/recomend-ege.pdf

4. http://sch922v.mskobr.ru/files/k_eg_og_sovety_psihologa.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Родительский лекторий "Роль отца и матери в воспитании ребенка".

Цель: формирование навыков семейного воспитания....

родительский лекторий "Родителям - о подростках"

Презентация является приложением к лекции для родителей детей 11-15 лет "Особенности подросткового возраста"...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...

Родительский лекторий "Что такое родительский комитет"

Цели: Показать родителям значение родительского комитета, его основные функции.Способствовать приобретению практических знаний по выбору родительского комитета, распределению обязанностей....