Главные вкладки

    Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей , Детская агрессия: причины и последствия"
    презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Бисинова Аида Сагангиреевна

    Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

     В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Оно нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

     Следующие правила позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon agressiya.ppt733.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Детская агрессия: причины и последствия Методические рекомендации подготовила педагог – психолог МБОУ – ООШ с. Новокривовка Бисинова А.С

    Слайд 2

    Человек обладает способностью любить и может найти при­менение своей способности любить, но способен он и ненави­деть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руко­водствуется как бегством от собственной душевной боли...

    Слайд 3

    Что такое агрессия? Агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний.

    Слайд 4

    НОРМА-НЕ НОРМА ВОЗРАСТ КАК РЕАГИРУЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ КАК ЧАСТО СЛУЧАЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ ГДЕ ЭТО ОТКЛОНЕНИЕ ПРОИСХОДИТ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ИЛИ НЕСОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ РАССТРОЙСТВО

    Слайд 5

    ФАКТОРЫ / ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

    Слайд 6

    Что должно насторожить родителей? Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям. Ребёнок сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо.

    Слайд 7

    Как поступить? Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Выясните мотивы его поступка. Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении. Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.) Научите не агрессивному и, в то же время, уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет. Научите правильно оценивать страдания другого человека. Пробудите в детской душе сочувствие.

    Слайд 8

    Как предотвратить детскую жестокость? Окружите ребенка вниманием и любовью. Нужно не только слушать , но и слышать его! Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером. На собственных примерах учите детей доброте, человечности, гуманности. Аккуратно и тактично контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии. Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание: запрет на игры с друзьями, телевизор, компьютер. Не давите авторитетом, объясните свое решение .

    Слайд 9

    Как вести себя с агрессивным ребенком 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка - очень мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

    Слайд 10

    2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков, лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

    Слайд 11

    3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

    Слайд 12

    4. Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды.

    Слайд 13

    5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

    Слайд 14

    6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

    Слайд 15

    7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребенка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

    Слайд 16

    Источники: Источники: Г.Э. Бреслав "Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности" А.А.Романов "Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей". И.А.Алексеева, И.Г.Новосельский Материалы к семинару «Нарушения поведения у детей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"

    Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...

    Методические рекомендации для социального педагога

    Предложенные  материалы  преднозначены социальным педагогам ОУ, специалистам по социально-педагогических служб. ...

    Методические рекомендации для социальных педагогов в школе

    Методические рекомендации  по подготовке документов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....

    Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей " Детская агрессия: причины и последствия"

    Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...

    Методические рекомендации для социальных педагогов по организации работы с несовершеннолетними, признанными комиссией КДН и ЗП района, находящимися в социально опасном положении

    Индивидуальная программа реабилитации (далее план ИПР) несовершеннолетнего, признанного комиссией КДН и ЗП, находящимся в социально опасном положении (далее СОП) представляет собой документ, описывающ...

    Методические рекомендации для социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.

    Методические рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и пути преодоления конфликтов в образовательной среде....