воспитываем подростка
презентация к уроку (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дмитриева Виктория Николаевна

Данная подборка поможет родителям понять особенности  подросткового возраста, снизить риски дезадаптации. Разъясняет причины и способы решения проблемы зависимого поведения подростков.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерная зависимость

 

В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных людей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.

 

Хорошо это или плохо?

 

Некоторых родителей, с раннего возраста приучающих детей к компьютеру, это радует: ребенок сидит дома, не пропадает на улице, а поэтому у них не возникает причин для беспокойства. На чрезмерное увлечение компьютером родители, как правило, не обращают внимания до тех пор, пока в поведении ребенка не появляются ярко выраженные отклонения, такие как воровство денег, прогулы школьных уроков. Но даже и эти симптомы не всегда воспринимаются как серьезные нарушения в развитии ребенка. На самом деле игровая или компьютерная зависимость рассматривается психологами и психотерапевтами как одна из форм аддиктивного поведения.

 

Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь таит в себе еще одну опасность – зависимость от него самого.

 

Впервы6е о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов прошлого века. Проявлением компьютерной зависимости является патологическое стремление играть в сетевые игры, навязчивое желание проверять свой почтовый ящик, постоянное ожидание очередного выхода в сеть и непреодолимая тяга к поиску информации в сети. Из-за неограниченного доступа к информации это нередко создает иллюзорное ощущение всесильности. Побочным эффектом видеоигр становится чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности (особенно у детей).

 

Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.

 

Если человек лишается возможности пользоваться компьютером и выходом в Интернет, у него возникает подавленное настроение, все остальное в жизни теряет свой смысл. В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры. Самостоятельные попытки избавиться от зависимости чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое проходит, когда больной возвращается к привычному занятию.

 

Основная проблема избавления от любой зависимости состоит в том, что личность больного искажается, и даже активного желания бывает недостаточно. Часто встречаются случаи, когда избавившись от наркотической зависимости люди становились игроманами. По мнению врачей, тяга к игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

 

Игровая зависимость характерна для инфантильных людей: надежда на удачу, игра, счастливый случай освобождают от ответственности, от необходимости самостоятельно принимать решения.

 

Как правило, компьютерными аддиктами (зависимыми) становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, без серьезных увлечений. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психологического состояния. Игра дает ребенку те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которые в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления».

 

Мальчиков привлекает реализация их агрессивных тенденций. Ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. В такого рода играх быстро усваивается модель поведения. Недаром в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в особо агрессивные компьютерные игры, которые провоцируют реализацию агрессии уже не в игре, а реальном мире.

 

Наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые игры, которые быстро формируют игровую зависимость, распад личности на «Я идеальное» и «Я реальное», нарастание разрыва между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушение психического состояния. Бывают случаи, когда у некоторых психически неустойчивых подростков, «примеряющих» на себя различные виртуальные образы, возникают проблемы самоидентификацией – происходит отчуждение «Я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.

 

Но даже если компьютер ребенка не подключен к Интернету и он не играет в «ужасные» игры, это не означает, что многочасовое сидение за компьютером полезно. Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что когда-то было присуще детям.

 

Способом профилактики компьютерной зависимости является увлечение деятельностью не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни. Существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые позволяют не только пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компьютерная игромания. Проблема современного ученика

Слайд 3

Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, планирует будущие ставки, думает о том, как найти деньги на следующую игру). Играя, испытывает возбуждение и повышает ставки. Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости ограничить ставки или остановить игру. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии). При наличии 4 или более признаков увлечение азартными играми переходит в разряд заболевания :

Слайд 4

Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша. Обманывает членов семьи или врача с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру. Совершает такие незаконные действия, как подлог, обман, кража, или растрата для финансирования игры. Вызывает игрой риск потерять работу, близких друзей, возможность продвижения по службе или получения образования. Перезанимает деньги у других лиц, чтобы расплатиться с уже имеющимися долгами, вызванными игрой.

Слайд 5

Психическими причинами игровой зависимости обычно являются: - одиночество, хроническая тоска. - склонность к импульсивному поведению. - финансовые проблемы. - чувство неудовлетворенности. - чувство легкой наживы. - другие зависимости, например, пристрастие к наркотикам, алкоголю. - психические расстройства разной степени.

Слайд 6

В группу риска игромании входят: - дети и подростки в возрасте от 10 до 16 лет, предпочитающие играть в компьютерные игры, не требующие интенсивного мыслительного процесса («стрелялки», «бродилки»); - дети и подростки в возрасте от 10 до 16 лет, любящие проводить время в чатах и социальных сетях. - дети и подростки в возрасте от 10 до 16 лет, отличающиеся застенчивостью или агрессивностью.

Слайд 7

Стадии игровой зависимости На первом этапе формируется основа игровой зависимости, которая проявляется в усиленном желании играть. Четко выраженной зависимости еще нет, как и осознания этого, но частота игр возрастает, увеличиваются размеры ставок, игровые сеансы становятся длиннее.

Слайд 8

На втором этапе трудно усилием воли подавить в себе желание играть. Возникает и превращается в настоящую борьбу мотив "играть – не играть". Характер игры приобретает безудержный характер. Возрастает азарт, появляются иллюзии – игрок верит в свою счастливую звезду, выстраивает свои методы игры, определяет для себя "счастливые" числа, опутывает весь процесс игры мистикой и суевериями.

Слайд 9

На третьем этапе у игромана уже отсутствует борьба мотивов. Он готов играть постоянно, ежедневно и сколь угодно длинный промежуток времени. В перерывах между игрой он грезит о ней. Деньги воспринимаются игроком, как атрибут игры. Желание играть становится непреодолимым, целью игры становится сама игра, долги и возможный проигрыш не имеет никакого значения.

Слайд 10

Последствия игровой зависимости: деградация личности; долги; распад семьи; потеря друзей; потеря социального статуса.

Слайд 11

Благодарим за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Сложно, но возможно: воспитываем подростка”

Слайд 2

Взрывоопасный возраст (подростковый кризис) Ребенок взрослеет, при этом изменяется не только он сам, но и его отношение к окружающему миру. Первыми эти изменения чувствуют взрослые, привыкшие играть ведущую роль в жизни ребенка, – родители и учителя. Они уже не являются для ребенка самым главным авторитетом, их мнение не всегда значимо для подростка.

Слайд 3

Современные родители должны быть готовы к тому, что их дети – тоже современные. И взрослеть современные дети начнут гораздо раньше, чем когда-то взрослели родители. Подростковый кризис – это способ заявить о себе как о личности, поэтому подросток может делать все неправильно, назло. Так выражается протест против «несправедливого» к себе отношения со стороны взрослых – родителей и учителей. В некоторых случаях протест выражается в виде агрессии или в виде истерики. Ребенок действует по принципу: лучшая защита – это нападение.

Слайд 4

Подростковый кризис – признак того, что ребенок вырос. Терпение, понимание и сочувствие – вот чем надо запастись родителям в этот период. а переходного возраста. Общаясь с подростком, не настаивайте на своем просто для того, чтобы доказать ребенку «кто в доме хозяин», давайте подростку возможность выбирать. • Не оставляйте ребенка один на один с его проблемами. Предлагайте ему варианты решения проблемы, пообещайте быть рядом во время непростого разговора, но основное он должен сделать сам (например, вернуть долг, извиниться).

Слайд 5

Подростковый кризис:

Слайд 6

Как бы ни пугал родителей подростковый кризис – он неизбежно наступит. Только через столкновения с требованиями и волей взрослых подросток способен лучше узнать себя, осознать свои способности. Если же подростковый кризис прошел у ребенка гладко и бесконфликтно, то вполне вероятен запоздалый и поэтому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17–18 лет (и даже позже).

Слайд 7

Азбука для родителей Если подросток не хочет учиться? В подростковом возрасте учеба кажется ребенку скучной, однообразной. Занятия в школе и дома отрывают его от возможности провести время по своему усмотрению (пообщаться с приятелями, посидеть за компьютером). Постарайтесь узнать, какая область знаний больше всего привлекает подростка, помогите ему применить этот интерес на практике. Факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.

Слайд 8

Спрашивайте школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. • Задавайте вопросы по теме. Признайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Попросите объяснить вам. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем совместным просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и др.

Слайд 9

Если подросток влюбился? Если подросток влюбился, это чувство становится самым важным для него на данный период жизни. Переживания подростка взрослым могут показаться наивными и несерьезными, а влюбленного ребенка буквально захлестывает буря чувств: радость и воодушевление сменяются сомнением и отчаянием. Лучшее, что мы можем сделать для своего ребенка в такой ситуации – постараться его понять. Никогда не насмехайтесь над чувствами ребенка, не обесценивайте их. Будьте готовы выслушать ребенка: и его переживания, и его восторги. Не критикуйте ни объект влюбленности, ни самого ребенка (избегайте фраз типа, «первая любовь – это не серьезно», «да у тебя таких еще тысячи будут»).

Слайд 10

Если ребенок интересуется только компьютером? Доказано, что занятия на компьютере ускоряют развитие памяти, внимания, тонкой моторики, формируют у ребенка ощущение собственной успешности. Однако, слишком длительное сидение за компьютером способно отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребенка, особенно страдают зрение и осанка. Поэтому важно правильно организовать место и время компьютерных занятий (удобные стол и стул, специальный защитный экран, регулярные 15–20-минутные перерывы). Главное, чтобы компьютер полностью не заменил живое общение с друзьями и родными.

Слайд 11

Если ребенок связался с плохой компанией? Нередко даже послушные, домашние дети начинают «за компанию» курить, выпивать энергетические и алкогольные напитки, совершать асоциальные поступки (воровать, участвовать в драках). Дело в том, что подросток так сильно нуждается в компании сверстников, ему так важно, чтобы его где-то ждали и ценили, что он порой бывает весьма неразборчив в выборе друзей. Чтобы быть «своим», ребенок готов совершать различные проступки и нарушать правила, установленные во взрослом обществе.

Слайд 12

Также причиной противоправного поведения может быть желание ребенка доказать окружающим, что он уже взрослый. А может быть, ребенку просто скучно? Для предотвращения печальных инцидентов следует заранее направить бурную энергию подростков в мирное русло. Не допускайте, чтобы ребенок ничем не увлекался, не знал, чем занять себя в свободное время. Существует множество увлекательных видов спорта, в которых выброс адреналина не меньше, а то и больше, чем при совершении хулиганского поступка, – горные лыжи, мотогонки, альпинизм. СпасибО за ВниманиЕ! ЖелаЮ УспехоВ в ВоспитаниИ ДетеЙ!

Слайд 13

Будьте внимательны к друзьям подростка. Важно, чтобы ребенок не дружил с кем-то только из страха остаться в одиночестве. • Объясните ребенку, что настоящий друг никогда не будет шантажировать его, угрожать и запугивать. Приведите примеры из собственной жизни или из книг. • Учите детей не поддаваться на провокации со стороны сверстников. Объясните ребенку, что он может и должен уметь отказать сверстнику, если ему неприятно или не хочется что-то делать. Заранее обсудите с ребенком подобную ситуацию, подскажите, как можно ответить, чтобы выйти из нее с достоинством.

Слайд 14

Научите подростка делиться с вами проблемами. Ребенок должен знать, что вы поддержите его в любой ситуации. • Если вы узнали, что ваш ребенок смог отказаться от участия в хулиганской проделке, – это повод, чтобы гордиться им, ведь он повел себя как Личность. • Подавайте ребенку личный пример здорового образа жизни: занимайтесь спортом, откажитесь от вредных привычек. • Расскажите подростку о неообратимых последствиях употребления никотина, алкоголя и наркотиков, покажите фильмы и статьи. Это иногда впечатляет лучше любой нотации. Предупредите его об уголовной ответственности, возможности наступления нежелательной беременности и риске заразиться половыми инфекциями.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям:

                                    «Не допустить суицида!»

Ребенок может прямо говорить о суициде, рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

- пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей, покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Если человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность, такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы и может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.

Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.



Предварительный просмотр:

Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Аддиктивное поведение характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью.

        При формировании аддиктивного поведения происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Подобный способ закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

- психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества);

- активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.);

- люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм:

химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);

нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

гемблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Основными критериями зависимого поведения принято считать следующие:

- Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков.

- Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

- Стремление говорить неправду и уходить от ответственности в принятии решений.

- Предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются. Использование бегства в искусственную реальность как основного метода решения проблем.

- Тревожность и агрессивность.

- Безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины.

- Стереотипность, повторяемость поведения.

- "Туннельное" восприятие жизни, определенная узость и избирательность. Поглощение зависимостью всех сил, всей информации от жизни, что приводит к невозможности делать нечто, не связанное с зависимостью, полным устранением из действительности.

- Распад прежних отношений и связей, их агрессивное восприятие как "врагов", скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для обеспечения выхода в искусственную реальность.

Факторы риска формирования предрасположенности к аддиктивному поведению:

Демографические факторы: возраст, пол, национальность, раса, образование, занятость, доход семьи.

Макросоциальные факторы: терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления); уровень общественной поддержки борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами.

Социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.

Психосоциальные факторы: семейные нарушения и дисфункции; семейное злоупотребление психоактивными веществами и нарушения эмоциональных взаимоотношений родителей; уровень поддержки положительных школьных установок; дисфункции школьной среды.

Психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживание, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.

Биологические и генетические факторы: степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), соматические заболевания, задержка психического развития, органические поражения мозга, гиперактивность и дефицит внимания, поиск новых ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников.

Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется. 

Функции зависимого поведения:

Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).

Гедоническая функция (получение удовольствия).

Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в повелении).

Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).

Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).

Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики).

Анестетическая функция (избегание боли).

Разные психоактивные вещества оказывают различное влияние на человека, кроме того, каждый человек воспринимает их индивидуально, но какие-то специфические функции психоактивных веществ определяют их выбор конкретным человеком.

Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. 

Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, в частности, с подростками.

Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса.

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. 

Программа помощи и поддержки подростков с аддиктивным поведением включает следующие мероприятия:

1. Групповые формы работы, которые открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации; обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.

2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий - от групповых тренингов до интересной, предметной деятельности, профессионально ориентирующей, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей контакты подростка с другими детьми и социумом.

3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект собрания "Как правильно воспитывать ребенка"

Данный конспект поможет педагогу детского сада грамотно провести собрание для родителей по проблеме воспитания ребенка в зависимости от типа его темперамента. Правда, требуется предварительная работа ...

Публичное выступление к конкурсу учитель года: "Обучая -воспитывай, воспитывая-обучай".

Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай».     Существует легенда…..    Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки люде...

Как воспитывать подростков?

Памятка для родителей....

"Сложно, но возможно: воспитываем подростка"

Материал предназначен для выступления на родительском собрании в 5-7 классах. «Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст - это тот период...

Как воспитывать мальчиков и девочек-подростков

   Воспитание подростков – это нелегкий путь, полный проб и ошибок. Следуйте вышеуказанным советам – и этот процесс будет для вас проще, чем вам кажется....

Как воспитывать подростка не допуская конфликтов

Рассмотрим несколько рекомендаций по поводу того, как воспитывать подростка, не допуская конфликтов....