Выступление на педсовете на тему: «Качество и результативность классных родительских собраний»
статья на тему

Фазлыева Альбина Радусовна

Данное выступление будет полезно как классным руководителям, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_na_temu.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему: «Качество и результативность классных родительских собраний»

    Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны.   Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

     Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно – нравственного, интеллектуального и физического развития детей.  

    Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Когда же личность не получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и небезопасное времяпровождение.

     В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

    К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.

Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов. Именно поэтому благодаря совместной работе учителя, психолога, социального педагога, родители и дети научатся понимать и помогать друг другу. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками педагогического процесса -это важная, сложная и ответственная задача классного руководителя.

      Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Таким образом, классный руководитель организует взаимодействие школы и семьи, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.

     Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание .В работе с родителями  учителя  применяют  как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

    Анализ работы классных руководителей, анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей ,ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. Злободневность и сложность обсуждаемых проблем.   В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.

Почему  родители не любят ходить на родительские собрания?

 Когда заходит речь о родительских собраниях, многие папы и мамы недовольно морщатся: скучно, мол, неинтересно, пустая трата времени... Зачастую они могут предугадать ход событий: вот классный руководитель зачитывает оценки, вот ругает двоечника и хулигана Васю Петрова, а вот поет хвалебную оду отличнице Маше Калининой...Некоторые родители не ходят на родительские собрания так как не видят смысла в их проведении, считают, что собрание - это назидание, нотации. Чтобы родители пошли в школу их необходимо заинтересовать, т.е. показать практический смысл собрания.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность зависит от подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

а)  выбор темы собрания;

б)  определение целей родительского собрания;

в)  изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;

г)  проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

д)  определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;

е)  приглашение родителей и других участников собрания;

ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;

з)  оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

   Хочу дать несколько советов тем, кто организует родительские собрания:

- Во-первых, нужно отказаться от разговора об оценках и успеваемости каждого ребенка в отдельности. По себе знаю, это момент собрания, которого родители ждут с содроганием. Кому приятны публичные упреки?! Лучше заранее приготовить выписку из журнала о текущих оценках и раздать каждому родителю эту информацию. Пока родители изучают оценки своих чад, можно обсудить общеклассные события, рассказать о мероприятиях.

-Во-вторых, очень хорошо воспринимается небольшой концерт (представление, сценка и т.д.), подготовленные силами детей специально для родителей. Какой родитель не придет посмотреть на свое сокровище? Потом детей можно распустить по домам, а с родителями обсудить какие-то проблемы.

-В-третьих, хорошо воспринимаются встречи с компетентными специалистами - психологом, врачом, социальным педагогом. Если собрания перестанут напоминать только «накачку» по поводу детей, то и родители пойдут в школу.

    Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью классные руководители начальных классов проводят в классах мероприятия  с участием мам, пап, бабушек и дедушек. Организовывают выставки семейных творческих работ, работают совместно над проектами. В классах проводятся совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, рассказывают о родословной семьи, своих семейных традициях. Родители видят заинтересованность классного руководителя, доброжелательное отношение к ребенку и к себе, поэтому в начальных классах нет проблем с родительскими собраниями и т.д.

     При переходе ребенка в среднее звено у классного руководителя начинаются проблемы с посещением родителями родительских собраний, всеобучей. Почему? Ответ у каждого классного руководителя найдется свой и конечно аргументированный.

        Чтоб родители посещали родительские собрания, внеклассные мероприятия, интересовались жизнью класса, и принимали участие в воспитательном процессе класса,   классный руководитель должен знать секреты успешного проведения родительского собрания.

Таким образом мы должны:

  1. Установить доброжелательные отношения с родителями
  2. Помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире
  3. Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
  4. Определить совместные требованиях к ребенку, не ущемляя  его права
  5. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
  6. Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению.
  7. Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремясь к повышению их педагогической культуры.
  8. Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

        Необходимо  дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.

Рекомендации: 

  1. Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить методы и формы проведения родительских собраний.
  2. Привлекать специалистов (психолог, соц.педагог, сотрудник полиции, врач) в организацию и проведение родительских собраний.
  3. Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Создание благоприятного морально - психологического климата - важное условие достижения высокого качества образования"

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным услови...

Педсовет "Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"

Педсовет "Роль классного родительского собрания во  взаимодействии семьи и школы"...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....

Выступление на педсовете по теме «Использование ИКТ в целях повышения качества знаний обучающихся»

Современное общество находится в состоянии перехода от индустриального к информационному этапу своего развития, которое характеризуется перемещением центра тяжести на производство, переработку и наибо...

Выступление на классном родительском собрании на тему «Активная роль родителей в жизни детей»

        От того, какими будут взаимоотношения в семье, зависит, какими вырастут дети. От того, какими они вырастут, какое получат воспитание в детстве, зависит их будущее и ...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...