Семья и Отечество в моей жизни
методическая разработка на тему

Матинова Нина Андреевна

Единый урок для детей и родителей "Семья и Отечество в моей жизни". Самые главные ценности в жизни любого человека - Семья и Отечество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_otechestvo.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Единый урок «Семья и Отечество в моей жизни»

Одной из важнейших проблем современного общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства  как одной из основ для эффективного участия в образовательном процессе.

В условиях современной России для решения экономических задач, социальной стабильности, увеличения доли молодежи в инновационной деятельности необходимо особое внимание уделить молодым семьям, будущим родителям. По результатам мониторинга лишь 20 % образовательных организаций, социальных служб в субъектах Российской Федерации оказывают информационную поддержку, проводят разъяснительную работу для молодых семей, а основная масса - 80 % служб и центров работают только с семьями, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Проведение Единого урока «Семья и Отечество в моей жизни» направлен на актуализацию вопросов семейного воспитания, повышение роли семьи в формировании личности ребёнка, его патриотического мировоззрения – именно семья является местом первоначального формирования отношения ребёнка к малой и большой Родине, выстраивания логических связей «род-Родина», «отец-Отечество», «малая Родина-Россия». Актуализация этих понятий в рамках проведения урока для всех уровней общего образования является приоритетом Единого урока, исходя из возрастных особенностей детей. Другим важнейшим аспектом Единого урока является пропаганда успешного устройства семьи, рассмотрение примеров и привлечение родительской общественности (успешных в различных аспектах родителей), преподнесение учащимся живых примеров качественного семейного уклада, реальных жизненных достижений лучших семей.

Единый урок «Семья и Отечество в моей жизни»

Цель: создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества.

Задачи:

- определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого человека;

- формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества);

- формировать личностное отношение обучающихся к социальным и семейным ценностям;

- определять взаимосвязь семейных ценностей и ценностей российского общества в целом;

- развивать умение анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;

- формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

При проведении данного мероприятия огромную роль играла работа детей. Учитель лишь задавал направление данной работы.

Ход занятия:

Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить с вами о двух самых главных ценностях в жизни каждого человека: о СЕМЬЕ и ОТЕЧЕСТВЕ.

Наш с вами разговор я хочу начать со сказки:

«Звездочка и Луна».

Очень давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет был, то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный?». Звездочка долго молчала и ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной, нет ни одной звездочки похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой. А ярким, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат. Я спросила у странника, который был долгое время в пути. Он выглядел, очень изможденным, уставшим, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза?» «А какими были его глаза - спросила Луна?». Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему радуешься странник - спросила Звездочка?». Он ответил, что замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал, дома меня ждет тепло, уют забота моей семьи - жена, дети, внуки. Ради их счастливых глаз, я готов совершить невозможное. С тех пор я стараюсь дарить больше света, тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью. Луна спросила у Звездочки, хотела ли она иметь свою семью. «А разве это возможно?» – с надеждой спросила Звездочка. Луна махнула рукавом золотого одеяния и на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым, ярким светом, как будто говорили «Мы рядом, мы здесь, мы теперь одна семья!».

Вопрос: Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

(ответы детей).

 Сейчас у нас пройдёт единый урок «Семья и Отечество в моей жизни».

Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть у каждого человека - это его семья.

Обратите внимание какой смысл заложен в этом слово? Схематичное объяснения слова семь-Я. Фундамент:   две бабушки+ два дедушки+ папа + мама + Я и + братья, сестры.

Вопросы: Что для вас семья? Почему семья нужна человеку?

(ответы детей).

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит. Конечно, родные нам люди мамы, папы, дедушки, бабушки, братья, сестры.

Вопрос: Скажите, а если так случилось, что рядом нет родных, чужие люди, совсем не родственники, могут стать вашей семьей?

(Ответы детей)

Семья - это опора на всю нашу жизнь. Подчеркивая важность семьи в России проводится  – Днем семьи.

Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями.

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл нескольких из них:

  • Вся семья вместе и душа на месте.
  • Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
  • В родной семье и каша гуще:

А теперь вместе поразмышляем:

В каждой семье существует различные семейные ценности и традиции. Скажите, как вы понимаете, что такое семейные ценности? Например, к семейным ценностям можно отнести старое кресло? (ответы детей). К семейным ценностям можно отнести многое: старые письма, бабушкин платок, мебель, дерево, посаженное прадедом - это и такие духовные ценности как любовь, верность, доверие. В ценности переходит все то, создает память о наших предках. Но и есть и материальные семейные ценности (счет в банке, золото и т.д.) Что ценнее? (ответы детей).

-  Итак,  фундамент – семья (из кирпичей)

            А из чего состоят стены - из брёвен – любовь, верность, доверие

Будем строить дом, где строительным материалом, будут семейные традиции, которые необходимы для того, чтобы семья была крепкой и счастливой.

Притча 1 (о любви)

Однажды в дом, где жили бедные муж и жена, постучали. Это было три старца, их звали Богатство, Удача и Любовь. Хозяева их гостеприимно пригласили войти. Они ответили, что они могут впустить одного из них, что они никогда об этом не пожалеют.

Муж и жена заспорили: «Давай богатство, мы так бедны!» - сказал муж.

«Нет, давай Удачу» - настаивала жена - «И будем жить счастливо».

И тут супруги посмотрели друг другу в глаза и разом воскликнули – «Надо позвать любовь!»

Порог переступили три старца, супруги очень удивились. Потому что там, где есть Любовь, всегда будут Богатство и Удача – ответили старцы.

Вопрос: Какое бревнышко?

текст 2

Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо. Почитать, значит, в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, а в зрелом возрасте о них заботиться. Если заповедь исполняется, то значит, что семя было посеяно не напрасно. Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят.

Вопрос: Какое бревнышко будет - уважении

Текст 3

Чувство надежности, поддержки, уверенности у членов семьи будет поддерживаться, если в доме живут мир и лад. Как гласит народная мудрость: «Не надо клад, если в семье лад».

Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу? Какое следующее брёвнышко - мир и лад

Текст 4

Легенда: В давние времена жила большая, дружная семья из 100 человек. В ней всегда царили, мир, любовь и согласие. Молва об этой семье дошла до правителя, вызвал главу семьи, чтобы узнать, как им удается так дружно жить. Ответ удивил правителя, на листе было написано 100 раз слова:  понимание и терпение

Текст 5.

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые нам по возрасту. Каждый занят работой - мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой – труд.

Стихотворение 6

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме,

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне

И угощенья принесли…….(Какие угощенья готовят у вас дома, когда долгожданные гости приходят?)

Традиций знанья - не пустяк!

Мне это в жизни пригодиться! Традиции в семье и гостеприимство.

Текст 8 (защита)

Родина берет начало с отчего дома. Отчий, значит отцовский, это слово того же корня, что и Отчество – земля наших отцов. Отцовское слово крепкое, нерушимое. Наши мужчины могут все: дом построить, и в трудную минуту встать на защиту Родины.

Вопрос: Если фундаментом нашего дома являться – семья, то что у нас будет являться крышей дома? (защита)

Семейные ценности и традиции – это фундамент, который определяет наше отношение к жизни. Даже за пределами дома человек будет поступать согласно этим семейным ценностям

- Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов.

Семейный альбом — кладезь исторической памяти. Почему людям дороги фотографии из семейного архива?

- Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение

Пикник па природе — одна из семейных традиций. А как традиционно отдыхает ваша семья?

- Семейные праздники 

Мы с вами построили прекрасный, крепкий дом, с добрыми традициями. Давайте, ребята, еще раз повторим, какими традициями наполнен наш дом.

Вопрос: Такой дом может разрушиться? (ответы детей).

Мы с вами тоже одна большая семья, и так хочется, чтобы она была у нас дружной и сплоченной, чтобы в нашей семье царил мир, покой и взаимопонимание.

На этом беседа наша закончена, благодарю всех за внимание!

1 .  «Творческая импровизация».

Ученикам было предложено сравнить   «Семья» и «Отечество». Пока дети работали была включена спокойная, ненавязчивая музыка, которая помогала создавать теплую атмосферу. Дети с удовольствием включились в работу и поделились со всеми своим творчеством.

2.  «Ромашка семьи и Отечества» нарисовать в правом углу ещё одну ромашку. В центре «Отечество», а лепестки - Подумайте, что сближает эти два понятия? - любовь, долг, истоки, начало, ответственность, что-то родное, близкое, дорогое, ценное.

      На каждом лепестке  они написали ,что для них значит семья, с каким словом она ассоциируется. Семья – это  малая группа (больше 2х), члены которой связаны  в кровном родстве,  общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Отечество − страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

6. «Я горжусь….» Нарисовать флаг и написать «Кем я горжусь»

Люди, которые внесли неоценимый вклад в развитие нашей страны, которые прославили нашу Родину  на весь мир.   Чувство гордости за страну  и за этих великих  людей переполняло ребят.

Конечно, в наших сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему и к своей Родине.

Дом – это не только то место, куда мы возвращаемся каждый вечер после трудового дня. Дом – это то место, где тебе все родное, близкое, дорогое. Где ты чувствуешь безграничную любовь и заботу

 

3. «Семейный Круг»

      Ребята сели в круг и по очереди рассказывали о традициях своих семей, о том, как они любят проводить семейный отдых, о праздниках, которые способны сплотить их семьи.    Побеседовали о том, как научиться не огорчать близких, как научиться понимать настроение родителей, как повысить настроение папе и маме.

      Беседа была очень плодотворной, и дети увлеклись заданной темой.

Защита проектов «Семья и Отечество в моей жизни»

(В итоге участники урока должны прийти к выводу, что СЕМЬЯ и ОТЕЧЕСТВО - близкие по смыслу слова, их сближают общие ценности и принципы, на которых они держатся).

Прекрасно. А теперь я вам предлагаю послушать поэтические строчки о семье.

А дом, заставленный добром - это  ещё не дом.
И даже с люстрой над столом- это ещё не дом.
И на окне с живым цветком – это ещё не дом.
И даже  чайник с парком – это ещё не дом.

Вопросы для обсуждения:

- О каком же доме идёт речь?

 Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?          

(Заслушиваются варианты ответов учащихся).

Примерные ответы: дом – это люди, которые живут рядом с нами, это тепло, которое мы дарим друг другу.

По окончании  мероприятия ребята поделились своими впечатлениями.  Им все очень понравилось. Урок помог не только задуматься о семейных ценностях, но и способствовал творческому  самовыражению, ведь темы, затронутые на  нём, одни из самых главных в жизни человека. Что может быть дороже и   важней  семьи, Родины,  родной деревни , дома, березки под окном?  Ведь для ребят семья  - это не только папа, мама, браться, сестры, а это ещё и класс, в котором он учится , и который тоже должен стать родным. И наша задача сделать все от нас зависящее, чтобы   дети чувствовали 

Провела руководитель РДО «Надежда» Матинова Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Семья и Отечество в моей жизни"

Презентация "Семья и Отечество в моей жизни"...

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Единый урок «Семья и Отечество в моей жизни»

Единый урок «Семья и Отечество в моей жизни»План мероприятия, проведенного с учениками 5-х классов.Цель: Обсудить  ценность семьи, как структуры общества, ее устрой и функции, ее значимость ...

Классный час " Семья и Отечество в моей жизни"

Материал был создан к Последнему звонку 2016. Ученики представили проект " Книга памяти"....

"Семья и Отечество в моей жизни" единый классный час

Сценарий классного часа в конце 2015-2016 учебного  года в 8 классе....

Презентация "Семья и Отечество в моей жизни" классный час

Презентация "Семья и Отечество в моей жизни"  классный час в 8 классе...

Презентация к классному часу 25 мая 2016 г. "Семья и Отечество в моей жизни"

Презентация к классному часу 25 мая 2016 г. "Семья и Отечество в моей жизни"...