Проблемы общения с родителями
статья на тему

Нарышева Татьяна Александровна

Jбщение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы педагога. От этой работы, по сути дела, во многом зависит эффективность всей нашей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_obshcheniya_s_roditelyami.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы общения с родителями

Для нас, как педагогов, общение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, во многом зависит эффективность всей нашей деятельности. Особенно работа с родителями ложится на плечи классного руководителя.

Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Иногда среди нас можно услышать: «О, ну тебе повезло, у тебя такие родители, помогут, все сделают...». А бывает и наоборот: «У, меня такие родители, чуть что сразу  бегут жаловаться...». «А у меня родители ни рыба, ни мясо, ничего не допросишься сделать». Как же сделать так, чтобы работа с родителями была построена в обстановке сотрудничества и взаимопонимания?

Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит уже взрослый человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.

Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично.

Но, наверное, нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы с родителями в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.

Во взаимодействии с родителями важно также хорошо представлять себе, в чем, собственно, цель нашего общения. Если исходить из того, что мы встречаемся как коллеги, то, вероятно, наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких-то решений. Важно в ходе разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту цель, ради которой мы, собственно, встретились. В центре внимания должна быть всегда не сама проблема, а ее решение. В противном случае есть вероятность того, что столь дорогое для нас время будет потрачено на обсуждение того, что именно было сделано не так, как от этого трудно было школе и как трудно родителям, а решение проблемы так и не найдено, т. е. разговор не будет продуктивным. Важно правильно организовать индивидуальную встречу. Прежде всего, и вы, и родители должны быть уверены, что у вас будет достаточно времени для разговора. Значит, о встрече в точно назначенное время следует договориться заранее.

Для плодотворного сотрудничества родители должны знать определённую информацию о школе, что поможет избежать многих конфликтных ситуаций.

Родители должны знать:

  1. Устав школы, в т. ч. о том, что родители отвечают за посещение школы и выполнение домашних заданий; правила поведения своего ребенка в школе и т. д.
  2. Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций (лучше проговаривать его на каждом родительском собрании):
    обо всех возникающих вопросах сообщать сразу, не затягивая решение проблемы на месяцы (этот момент следует подчеркнуть особо, отметив, что, откладывая решение вопроса, родители должны понимать свою ответственность за все нарастающие "снежным комом" последствия!);

Порядок обращений: сначала обращаемся к учителю, по предмету которого возникли трудности; если не получилось взаимопонимания, то к классному руководителю, а затем уже к завучу и директору. Но если и на уровне директора не удалось разрешить конфликт, что маловероятно, – в вышестоящие организации.

  1. План учебной и воспитательной работы в классе. Количество уроков, предметы и требования к ним, внеклассные мероприятия, деятельность родительского комитета – обо всем этом нужно сообщить на родительском собрании заранее.
  2. О формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Телефон школы, координаты классного руководителя (Увы! А где личная жизнь?..), приемные часы администрации, психолога, логопеда и т. д.
  3. И самое главное: родители должны быть уверены, что педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем.

Нередко, но весьма метко выбивают из колеи ситуации, связанные с непредвиденными конфликтами. Соблюдение вышеописанных правил информирования родителей поможет избежать многих из них. Но, тем не менее, то и дело в школу приходят родители, возмущенные той или иной несправедливостью, проявленной к их ребенку. Что в этом случае делать? Прежде всего, вы должны помнить о том, что школа – это место вашей работы. Разговор с эмоционально возбужденным и возмущенным родителем на пороге кабинета за 2 мин до звонка вряд ли будет целесообразным. Просто попросите подождать, мотивируя это и вашими рабочими обязанностями, что вы должны провести урок.  Достаточно в этот момент лишь коротко выяснить суть вопроса, поблагодарить за визит, пообещать разобраться потом – эмоционально трудный разговор посреди рабочего дня лучше не начинать.

Итак, мы отложили разговор.   В дальнейшем при обсуждении конфликтной ситуации следует помнить, что, как бы ни был возмущен родитель, речь идет о вашей работе и именно рабочими реалиями объясняется все, что вы делаете. Поэтому желательно нам избегать личных аргументов,  а опираться только на деловые аргументы. Не стоит говорить родителю:
«Я лучше знаю, что мне делать и как учить детей». Лучше сказать: «Мы работаем по  таким то программам. В соответствии с этой программой мы выполняем то-то и тот-то».

Можно начать ответ, используя следующие выражения:

  • Согласно Уставу школы...
  • Дело в том, что в обязанность учителя согласно Закона РФ «Об образовании», входит то-то…, а вот это… не входит в наши обязанности.
  • Дело в том, что согласно Закона РФ «Об образовании» и Уставу школы (вы, наверное, читали у нас на втором этаже и сайте нашей школы) в обязанность родителей входит...
  • Этот вопрос не в моей компетенции, но я постараюсь выяснить все, что с этим связано и обязательно поставлю вас в известность.
  • Я бы рада вам помочь, я вам сочувствую, но в соответствии с правилами...
  • Я обязательно все проясню и сообщу вам о результатах.

Как вы, вероятно, заметили, речь идет здесь в основном о том, что личная ответственность учителя определяется существующими правилами, законами, т. е. решение вопроса передается в соответствующие инстанции. Тут есть один секрет: когда собеседник понимает, что лично от вас ничего не зависит, что и вы, и он вынуждены как-то приспосабливаться к некой третьей силе, его возмущение, как правило, стихает, и появляется возможность конструктивно решить проблему. Понятно, что в таких ситуациях еще важнее, чем в обыденной беседе, фиксировать внимание не на самой проблеме, а на том, как ее решить, т. е. что требуется делать. Из вышеизложенного следует, что для успешного взаимодействия с родителями необходимо:

  1. Исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;
  2. фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;
  3. убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени;
  4. объективно оценивая ребенка, начать разговор с позитивных моментов;
  5. создать доверительную атмосферу разговора;
  6. вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т. е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать;
  7. быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.

Работа педагога  – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Успехов и терпения вам, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы общения детей с общим недоразвитием речи.

Целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР часто остается за пределами внимания....

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Проблемы общения с "трудными детьми".

Одним из негативных последствий социально-эконо­мических и политических изменений, начавшихся в Рос­сийской Федерации в 90-х годах XX века, стало увеличе­ние количества неблагополучных семей.В настоящ...

Проблемы общения в социальных сетях

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. В последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас – в России. Результаты мног...

Общение с родителями по телефону Как правильно звонить родителям и отвечать на их звонки.

Общение с родителями—часть работы учителя и классного руководителя. Причём если ещё несколько лет назад преобладало всё же личное общение педагогов и родителей, то теперь из-за большой занятости...

"Проблемы общения подростков" - проект ко Дню науки

Меняются поколения, дети взрослеют, а проблемы общения подростков остаются. Как помочь им, родителям себе...Вечная тема......

Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде

Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде...