Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
календарно-тематическое планирование на тему

Мусенко Ирина Леонидовна

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_neblagopoluchnymi_semyami.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по работе с неблагополучными семьями «Семья – это семь Я»

Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Именно семья играет важную роль не только в развитии общества и государства, но и в жизни каждого человека. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. В семье формируются понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому.

Трансформации в обществе не могли не повлиять на положение семьи; изменились ее состав и облик, содержание потребностей, социальные роли матери и отца, взаимоотношения с детьми. Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, возникает насилие и жестокое обращение с детьми. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.

Мы все знаем, что семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без,  отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, отравляет существование многим нашим согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья».

Семья, замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья.

Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Одним из самых мощных неблагополучных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является алкоголизм и наркотизация родителей. Они могут влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.  Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становятся невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом и (или) находящимся под влиянием наркотиков приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается у специалистов таким термином - созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

    Неблагополучная семья – это, прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье – разговор идет об отношениях между родителями и детьми.
  Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению. 
Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями: 
а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.
б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.

Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся самих неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях.  В нашем  небольшом  городе также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении  большого числа  заинтересованных  лиц  в защите прав детей.

Цель: создание единого воспитательного пространства «Родители-дети-учителя» и условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи в обществе и в дальнейшей его жизни.

Задачи:

- повысить  профессиональную компетентность, заинтересованность классных руководителей, стимулировать деятельность педагогов, активно занимающихся проблемой работы с семьями обучающихся;

- оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную помощь особо нуждающимся ученикам и их семьям;

- корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- осуществление информационной  и посреднической помощи семье «группы риска»;

- установить партнерские отношения с семьями обучающихся;

-содействовать формированию у членов семьи  социально-коммуникативных  навыков;

-снижать потребительские ориентации и общую пассивность;

- углубить педагогические знания родителей;

- вовлекать родителей в воспитательный процесс образовательной организации;

-оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных  проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;

-преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

-формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей;

-выработать у учащихся навыки релаксации и умения применять их в стрессовых ситуациях;

- совершенствовать организацию  межведомственного взаимодействия по существующей проблеме.

В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.

Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе. Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных особенностей неблагополучных семей. Выполнение мероприятий предполагается осуществлять в хронологической последовательности, с учетом логики решения задач по достижению целей.

По окончании реализации программы планируется получить следующие результаты:

-выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи;

-повышение эффективности работы по реализации права ребенка на семью;

-выявление основных причин появления неблагополучных семей;

-повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;

-создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей из неблагополучных семей;

-изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

План работы с неблагополучными семьями:

Мероприятие

Исполнители

Сроки

Примечание

-выявить педагогически запущенных детей и неблагополучных семей;

-выявить из числа учащихся состоящих на учёте в ПДН;

-направлять в КДП материалы для принятия мер к учащимся и их родителям;

-направлять в ПДН и КДП информацию о правонарушениях несовершеннолетних и о проделанной работе с ними;

-направлять в ПДН материалы и отчёты о проделанной работе с неблагополучными семьями.

Социальный педагог,

классные руководители

В начале учебного года (изменения и дополнения в течение учебного года)

Первичное выявление семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Провести совместно с субъектами системы профилактики рейдовые мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и содержанию детей, случаев жестокого обращения с детьми, выявление семей, нуждающихся в различных видах социальной помощи.  Составление актов обследования.

Классные руководители,

социальный педагог, инспектор ОДН

Не менее 3 раз в год.

Выявление соотношения факторов риска и здоровья. Скоординированная работа школы, семьи и общественности.

Определение социальных и индивидуальных ресурсов членов семьи.

Создание банка данных о неблагополучных семьях

Классные руководители, социальный педагог.

Сентябрь (корректировка в течение года)

Обеспечение своевременной помощи каждой семье и каждому ребенку; четкое разграничение действия.

Участие в благотворительной акции «Помощь семьям»

Администрация,

классные руководители, волонтеры, социальный педагог.

По мере необходимости

Привлечение к проблемам неблагополучных семей общественности. Улучшение материального положения семьи

Вовлечение детей в кружки по интересам, различные праздничные мероприятия

Социальный педагог

В течение года

Педагогические наблюдения за каждым обучающимся в условиях повседневной жизни в коллективе

Классные руководители, социальный педагог.

По мере необходимости.

Информационно-просветительская работа профилактического характера среди обучающих:

- выставка-обзор «Семья крепка согласием»;

-выставка книг для обучающихся по психолого-педагогическому сопровождению;

-распространение тематических буклетов на темы: «Вред наркотиков и алкоголя на организм человека»,

«Как справиться со стрессом»,

«Моя семья»;

 «Как стать мастером общения» и пр.

-показ слайдов и плакатов, посвященных проблеме семьи

Классные руководители, социальный педагог.

Два раза в месяц.

Проведение анкетирования, диагностик и проективных методик.

  1. Посещение неблагополучных семей, беседы с родителями, выявление положительных моментов их жизни.
  2. Занятия-тренинги «Умей сказать «Нет!» (по результатам проведённых опросов).

Классные руководители, социальный педагог

1 раз в месяц

Симптоматическая диагностика семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи

Организация правового просвещения обучающихся:

- правовой лекторий

-проведение классных часов «Подросток и закон»

-круглый стол «Ответственность несовершеннолетних»

-беседы о состоянии преступности

-организовать выставку юридической литературы

Классные руководители, социальный педагог, инспектор  ОДН

1 раз в месяц

Индивидуальные беседы, консультирование,

телефонное консультирование,

социальный патронаж.

Социальный педагог

В течение года по необходимости.

Профилактика негативного семейного воспитания

Родительский лекторий:

-общие родительские собрания;

-пропаганда ненасильственного воспитания;

-встречи с представителями опеки и попечительства, с инспектором ОДН.

Сентябрь, январь, апрель.

Повышение педагогической грамотности родителей, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей.

Проведение конкурсов рисунков, плакатов и стенгазет.

Социальный педагог

В течение года

Классные родительские собрания тематика (примерная):

-«Возрастные особенности детей разного возраста»

-«Стили воспитания в семье»

-«Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций»

-«Поиск общения и понимания» и др.

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог.

В течение года

Организация работы по привлечению родителей к участию в культурно-массовых мероприятиях, посвященных знаменательным датам

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог.

В течение года

Выставка книг, посвященная теме «Материнства добрый свет»

Социальный педагог, библиотекарь.

Ноябрь, март.

Индивидуальные консультации по коррекции взаимодействия с детьми из неблагополучных семей

Социальный педагог,  

В течение года

Формирование теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями

Приглашение родителей на совет профилактики

Классный руководитель.

1 раз в месяц

Организация летней занятости детей из неблагополучных семей

зам. директора по ВР, социальный педагог.

Май, июнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы с неблагополучными семьями

Из опыта работы с неблагоолучными семьями социального педагога совместнос педагогическим коллективом и администрацией школы...

Организация работы с неблагополучными семьями

Нам приходиться работать с детьми из разных семей. Но особое внимание следует уделить детям из неблагополучных семей. Этой теме и посвещен наш семинар....

Работа с неблагополучными семьями

Презентация к семинару "Работа с неблагополучными семьями"...

«Совет профилактики – координирующий орган в работе с неблагополучными детьми и семьями»

Совет Профилактики, как комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении....

Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"

данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....

Программа психолого-социально-педагогической работы с неблагополучными семьями в условиях школы

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжа...