Главные вкладки

    Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
    календарно-тематическое планирование на тему

    Мусенко Ирина Леонидовна

    краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_raboty_s_neblagopoluchnymi_semyami.docx26.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа по работе с неблагополучными семьями «Семья – это семь Я»

    Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Именно семья играет важную роль не только в развитии общества и государства, но и в жизни каждого человека. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. В семье формируются понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому.

    Трансформации в обществе не могли не повлиять на положение семьи; изменились ее состав и облик, содержание потребностей, социальные роли матери и отца, взаимоотношения с детьми. Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, возникает насилие и жестокое обращение с детьми. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.

    Мы все знаем, что семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

    Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без,  отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, отравляет существование многим нашим согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья».

    Семья, замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья.

    Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

    Одним из самых мощных неблагополучных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является алкоголизм и наркотизация родителей. Они могут влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.  Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становятся невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом и (или) находящимся под влиянием наркотиков приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается у специалистов таким термином - созависимость.

    Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

        Неблагополучная семья – это, прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
    Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье – разговор идет об отношениях между родителями и детьми.
      Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению. 
    Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями: 
    а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.
    б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.

    Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся самих неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях.  В нашем  небольшом  городе также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении  большого числа  заинтересованных  лиц  в защите прав детей.

    Цель: создание единого воспитательного пространства «Родители-дети-учителя» и условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи в обществе и в дальнейшей его жизни.

    Задачи:

    - повысить  профессиональную компетентность, заинтересованность классных руководителей, стимулировать деятельность педагогов, активно занимающихся проблемой работы с семьями обучающихся;

    - оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную помощь особо нуждающимся ученикам и их семьям;

    - корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

    - осуществление информационной  и посреднической помощи семье «группы риска»;

    - установить партнерские отношения с семьями обучающихся;

    -содействовать формированию у членов семьи  социально-коммуникативных  навыков;

    -снижать потребительские ориентации и общую пассивность;

    - углубить педагогические знания родителей;

    - вовлекать родителей в воспитательный процесс образовательной организации;

    -оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных  проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;

    -преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

    -формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей;

    -выработать у учащихся навыки релаксации и умения применять их в стрессовых ситуациях;

    - совершенствовать организацию  межведомственного взаимодействия по существующей проблеме.

    В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.

    Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе. Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных особенностей неблагополучных семей. Выполнение мероприятий предполагается осуществлять в хронологической последовательности, с учетом логики решения задач по достижению целей.

    По окончании реализации программы планируется получить следующие результаты:

    -выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи;

    -повышение эффективности работы по реализации права ребенка на семью;

    -выявление основных причин появления неблагополучных семей;

    -повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;

    -создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей из неблагополучных семей;

    -изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

    План работы с неблагополучными семьями:

    Мероприятие

    Исполнители

    Сроки

    Примечание

    -выявить педагогически запущенных детей и неблагополучных семей;

    -выявить из числа учащихся состоящих на учёте в ПДН;

    -направлять в КДП материалы для принятия мер к учащимся и их родителям;

    -направлять в ПДН и КДП информацию о правонарушениях несовершеннолетних и о проделанной работе с ними;

    -направлять в ПДН материалы и отчёты о проделанной работе с неблагополучными семьями.

    Социальный педагог,

    классные руководители

    В начале учебного года (изменения и дополнения в течение учебного года)

    Первичное выявление семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

    Провести совместно с субъектами системы профилактики рейдовые мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и содержанию детей, случаев жестокого обращения с детьми, выявление семей, нуждающихся в различных видах социальной помощи.  Составление актов обследования.

    Классные руководители,

    социальный педагог, инспектор ОДН

    Не менее 3 раз в год.

    Выявление соотношения факторов риска и здоровья. Скоординированная работа школы, семьи и общественности.

    Определение социальных и индивидуальных ресурсов членов семьи.

    Создание банка данных о неблагополучных семьях

    Классные руководители, социальный педагог.

    Сентябрь (корректировка в течение года)

    Обеспечение своевременной помощи каждой семье и каждому ребенку; четкое разграничение действия.

    Участие в благотворительной акции «Помощь семьям»

    Администрация,

    классные руководители, волонтеры, социальный педагог.

    По мере необходимости

    Привлечение к проблемам неблагополучных семей общественности. Улучшение материального положения семьи

    Вовлечение детей в кружки по интересам, различные праздничные мероприятия

    Социальный педагог

    В течение года

    Педагогические наблюдения за каждым обучающимся в условиях повседневной жизни в коллективе

    Классные руководители, социальный педагог.

    По мере необходимости.

    Информационно-просветительская работа профилактического характера среди обучающих:

    - выставка-обзор «Семья крепка согласием»;

    -выставка книг для обучающихся по психолого-педагогическому сопровождению;

    -распространение тематических буклетов на темы: «Вред наркотиков и алкоголя на организм человека»,

    «Как справиться со стрессом»,

    «Моя семья»;

     «Как стать мастером общения» и пр.

    -показ слайдов и плакатов, посвященных проблеме семьи

    Классные руководители, социальный педагог.

    Два раза в месяц.

    Проведение анкетирования, диагностик и проективных методик.

    1. Посещение неблагополучных семей, беседы с родителями, выявление положительных моментов их жизни.
    2. Занятия-тренинги «Умей сказать «Нет!» (по результатам проведённых опросов).

    Классные руководители, социальный педагог

    1 раз в месяц

    Симптоматическая диагностика семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи

    Организация правового просвещения обучающихся:

    - правовой лекторий

    -проведение классных часов «Подросток и закон»

    -круглый стол «Ответственность несовершеннолетних»

    -беседы о состоянии преступности

    -организовать выставку юридической литературы

    Классные руководители, социальный педагог, инспектор  ОДН

    1 раз в месяц

    Индивидуальные беседы, консультирование,

    телефонное консультирование,

    социальный патронаж.

    Социальный педагог

    В течение года по необходимости.

    Профилактика негативного семейного воспитания

    Родительский лекторий:

    -общие родительские собрания;

    -пропаганда ненасильственного воспитания;

    -встречи с представителями опеки и попечительства, с инспектором ОДН.

    Сентябрь, январь, апрель.

    Повышение педагогической грамотности родителей, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей.

    Проведение конкурсов рисунков, плакатов и стенгазет.

    Социальный педагог

    В течение года

    Классные родительские собрания тематика (примерная):

    -«Возрастные особенности детей разного возраста»

    -«Стили воспитания в семье»

    -«Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций»

    -«Поиск общения и понимания» и др.

    Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог.

    В течение года

    Организация работы по привлечению родителей к участию в культурно-массовых мероприятиях, посвященных знаменательным датам

    Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог.

    В течение года

    Выставка книг, посвященная теме «Материнства добрый свет»

    Социальный педагог, библиотекарь.

    Ноябрь, март.

    Индивидуальные консультации по коррекции взаимодействия с детьми из неблагополучных семей

    Социальный педагог,  

    В течение года

    Формирование теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями

    Приглашение родителей на совет профилактики

    Классный руководитель.

    1 раз в месяц

    Организация летней занятости детей из неблагополучных семей

    зам. директора по ВР, социальный педагог.

    Май, июнь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация из опыта работы с неблагополучными семьями

    Из опыта работы с неблагоолучными семьями социального педагога совместнос педагогическим коллективом и администрацией школы...

    Организация работы с неблагополучными семьями

    Нам приходиться работать с детьми из разных семей. Но особое внимание следует уделить детям из неблагополучных семей. Этой теме и посвещен наш семинар....

    Работа с неблагополучными семьями

    Презентация к семинару "Работа с неблагополучными семьями"...

    «Совет профилактики – координирующий орган в работе с неблагополучными детьми и семьями»

    Совет Профилактики, как комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении....

    Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"

    данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...

    Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

    Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....

    Программа психолого-социально-педагогической работы с неблагополучными семьями в условиях школы

    Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжа...