Фонематическое восприятие - основа чистой речи!
консультация

Тулупова Мария Ивановна

image

                Фонематическое восприятие - основа правильной речи

 

Умение сосредоточиться на звуке, умение услышать и различать его от остальных - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат детей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. По большому счету, цель предлагаемых ниже игр – научить детей осознанно пользоваться возможностями данного от природы слуха. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

 

    Работа по развитию слухового внимания начинается с восприятия неречевого звука, развития внимания к звукам окружающего мира. Гуляя с ребёнком, необходимо привлекать его внимание к звукам окружающего мира: как поют птицы, журчит ручей, гудит машина, лает собака, каркает ворона, шуршат листья. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросите малыша определить тот или иной звук.

    Подарите своему ребёнку  музыкальные игрушки: гармошку, барабан, колокольчик, металлофон, бубен, дудочку, свистульку – они развивают слуховое внимание. Играя со звучащими игрушками, ребёнок учится различать звуки: долгие и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие. Он может передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом. 

Игровое упражнение: «Отгадай, что звучит»

     Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными, контрастными, чтобы ребенок  мог их угадать.

     Также для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребёнку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего (взрослого). Эти действия резко сменяются по команде. Ребенку необходимо быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение.

Игровое упражнение:  «Поймай звук»

Ребенку дают в руки два флажка(или любые другие игрушки). Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает их вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях.  Чередовать громкое и тихое звучание рекомендуется не более 4 раз.    Можно поиграть в игру  «Солнце и дождик». Когда светит солнышко, ребёнок гуляет по комнате. А услышав команду – дождик, ребёнок должен скорее идти в дом.

Игровое упражнение: «Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, или позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда он услышал звон, и, не открывая глаз рукой,  показать направление.

Игровое упражнение: «Угадай, кто сказал?»

Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне или Михайло Иванычу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, имеющуюся в сказке.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(старший дошкольный возраст)

 

1.     «Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучит сходно:  (луг-лук, трава-дрова). Если ребенок не справляется с заданием, взрослый предлагает ему произнести слова отчетливей.

2.     «Кто внимательней?»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более. Символами могут служить картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

3.     «Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ- дети кричат в лесу, ИА-ослик кричит, УА- плачет ребенок….Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем- второй. Затем можно предложить выложить последовательность звукокомплексов из символов.

4.     «Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного (а,о,у,и). ребенок называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например УУУ-дочка.

 

Дети любят отгадывать загадки. В младшем возрасте им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и формирование полноценного фонематического слуха, так как ребёнку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.

Для этого поиграйте в игру «Доскажи словечко»:

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (Лиса).

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …(белка).

    6. Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки  с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями. Например: «Тили- тили- тили- бом – загорелся кошкин дом!»; «Аты- баты – шли солдаты, аты- баты – на базар, аты- баты – что купили? Аты- баты – самовар».

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и т. д.

    Развитие речевого слуха является основой понимания речи и готовит ребёнка к экспрессивной речи, а при её появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, звукопроизношения.

 

 

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Фонематическое восприятие - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке, умение услышать и различать его от остальных - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат детей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. По большому счету, цель предлагаемых ниже игр – научить детей осознанно пользоваться возможностями данного от природы слуха. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

    Работа по развитию слухового внимания начинается с восприятия неречевого звука, развития внимания к звукам окружающего мира. Гуляя с ребёнком, необходимо привлекать его внимание к звукам окружающего мира: как поют птицы, журчит ручей, гудит машина, лает собака, каркает ворона, шуршат листья. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросите малыша определить тот или иной звук.

    Подарите своему ребёнку  музыкальные игрушки: гармошку, барабан, колокольчик, металлофон, бубен, дудочку, свистульку – они развивают слуховое внимание. Играя со звучащими игрушками, ребёнок учится различать звуки: долгие и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие. Он может передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.  

Игровое упражнение: «Отгадай, что звучит»

     Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными, контрастными, чтобы ребенок  мог их угадать.

     Также для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребёнку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего (взрослого). Эти действия резко сменяются по команде. Ребенку необходимо быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение.

Игровое упражнение:  «Поймай звук»

Ребенку дают в руки два флажка(или любые другие игрушки). Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает их вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях.  Чередовать громкое и тихое звучание рекомендуется не более 4 раз.    Можно поиграть в игру  «Солнце и дождик». Когда светит солнышко, ребёнок гуляет по комнате. А услышав команду – дождик, ребёнок должен скорее идти в дом.

Игровое упражнение: «Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, или позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда он услышал звон, и, не открывая глаз рукой,  показать направление.

Игровое упражнение: «Угадай, кто сказал?»

Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне или Михайло Иванычу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, имеющуюся в сказке.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(старший дошкольный возраст)

  1. «Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучит сходно:  (луг-лук, трава-дрова). Если ребенок не справляется с заданием, взрослый предлагает ему произнести слова отчетливей.

  1. «Кто внимательней?»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более. Символами могут служить картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

  1. «Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ- дети кричат в лесу, ИА-ослик кричит, УА- плачет ребенок….Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем- второй. Затем можно предложить выложить последовательность звукокомплексов из символов.

  1. «Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного (а,о,у,и). ребенок называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например УУУ-дочка.

Дети любят отгадывать загадки. В младшем возрасте им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и формирование полноценного фонематического слуха, так как ребёнку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.

Для этого поиграйте в игру «Доскажи словечко»: 

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (Лиса).

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …(белка).

    6. Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки  с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями. Например: «Тили- тили- тили- бом – загорелся кошкин дом!»; «Аты- баты – шли солдаты, аты- баты – на базар, аты- баты – что купили? Аты- баты – самовар».

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и т. д.

    Развитие речевого слуха является основой понимания речи и готовит ребёнка к экспрессивной речи, а при её появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух-основа правильной речи

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...

Презентация"Фонематический слух - основа правильной речи"

Уровни развития фонематического слуха....

Семинар: "Фонематический слух - основа правильной речи"

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...

Консультация - практикум для родителей подготовительной группы "Фонематический слух - основа правильной речи"

Родители познакомятся с  понятием фонематический слух, с приемами развития фонематического слуха у дошкольников, а так же с играми, способствующими созданию условий для постоянной тренировки фоне...

"Фонематический слух - основа правильной речи!"

Полноценное развитие фонематического слуха является основой формирования правильного произношения у детей. Четкое различение звуков на слух позволяет детям:- правильно произносить звуки в собственной ...