ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Взаимодействие педагога с родителями – очень важная составляющая в работе с детьми. Важно начинать работу с ребёнком со знакомства с родителями, которые могут помочь педагогу лучше узнать детей, особенности психики, здоровья и т.д. Задача педагога сделать родителей своими союзниками, помощниками в воспитании и обучении детей. Но как показывает опыт, общение с родителями вызывает определённую трудность у педагогов. Общение педагога с родителями должно строиться на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей.
Становление личности происходит под влиянием большого количества разнообразных факторов – семейного уклада и климата, успешности или неудач в обучении, места и роли в детском сообществе, окружающих взрослых и т.д.
Особое место отведено педагогам дополнительного образования. Именно он и должен стать тем авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребёнка.
Выбирая для себя направление деятельности в системе дополнительного образования, ребёнок имеет возможность выбора педагога.
Руководитель детского творческого объединения должен являться профессионалом, а значит и образцом для детей.
Общение воспитанников с педагогом происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно открытыми.
Такая позиция педагога дополнительного образования представляет ему огромные возможности для организации воспитательного процесса, помощи детям в их социализации: путём организации социально значимой деятельности, формирования детского творческого коллектива, решения важных возрастных проблем.
Но работа педагога может быть более эффективной и результативной в том случае, если он сумеет вовлечь в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность близких для ребёнка людей – его родителей.
Педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта.
Дети приходят в творческое объединение из разных семей и здесь важно помочь родителям грамотно выстроить отношения между детьми и родителями.
Приступая к работе с детьми, необходимо выяснить, в какой семье воспитывается ребёнок:
- состав семьи, её структура (полная, неполная, многодетная, проблемная и т.д.);
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
- характер взаимоотношений в семье;
- отношение ребёнка к родителям.
Взаимодействие с родителями может иметь несколько уровней:
- личностный (непосредственное общение педагога и родителей);
- опосредованный – взаимодействие педагога с большинством родителей через небольшой выбранный родительский актив;
- функциональный (социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов).
В моей практике используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в различных социально-образовательных ситуациях.
Основная цель системного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс. Совместная работа с ребёнком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет родителям увидеть своего ребёнка по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.
Взаимодействие педагога с родителями не должно основываться на потребление родительских возможностей. Приоритетом должна стать помощь и поддержка семьи теми средствами, которые есть в арсенале педагогического коллектива.
Дополнительное образование имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьёй. Это:
- повышение педагогического потенциала семьи через организацию консультаций для родителей, проведение родительских собраний, дней открытых дверей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через участие родителей в жизни детского объединения, организацию семейных коллективов, демонстрацию родителям учебных достижений их ребёнка;
- создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных праздников, фестивалей семейного творчества;
- организация практической помощи семьям в решении проблем детско-родительских отношений;
- развитие коммуникативной грамотности родителей;
- развитие культуры чувств родителей и детей.
Для достижения позитивных результатов в данном направлении работа с семьёй должна стать одним из приоритетов всех направлений и всех уровней деятельности учреждения дополнительного образования как особого типа образовательного учреждения.
В настоящее время именно учреждения дополнительного образования, особенностью которых является свободное творческое развитие личности на основе свободы выбора, готовы стать базой духовно-нравственного воспитания детей и дополнительного образования родителей по вопросам формирования нравственного образа жизни семьи.
В моём творческом объединении проводятся дни открытых дверей (в начале и в конце года), где родители могут посетить занятия и посмотреть, чему и как обучаются их дети и отследить динамику развития и обучения их детей. Родительские собрания (два раза в год), на которых решаются вопросы, связанные с воспитанием, развитием и обучением детей, знакомство родителей с задачами и перспективами на учебный год. Вот примерные темы родительских собраний: «День рождения вашего ребёнка», «Какую музыку вы слушаете в семье», «Как воспитать творческую личность», «Учитесь слушать и понимать друг друга», «Музыка ваш союзник в воспитании ребёнка» и т.д.
Так же в работе с родителями используются нетрадиционные методы работы: семейные конкурсы «Папа, мама и я – поющая семья», конкурсы «А ну-ка, девочки!», где родители являются членами жюри, совместные праздники, посвящённые дню матери и дню семьи. Два раза в год проводится анкетирование родителей.
Нужно помнить, что родители и педагоги должны осознать общность интересов и единство целей. Задача педагога дополнительного образования мягко, ненавязчиво подвести родителей к мысли, что главнейшим является развитие всесторонне развитой, духовно богатой, гармоничной и творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
(из опыта работы педагога дополнительного образования
Ершовой Э.В.)
Взаимодействие педагога с родителями – очень важная составляющая в работе с детьми. Важно начинать работу с ребёнком со знакомства с родителями, которые могут помочь педагогу лучше узнать детей, особенности психики, здоровья и т.д. Задача педагога сделать родителей своими союзниками, помощниками в воспитании и обучении детей. Но как показывает опыт, общение с родителями вызывает определённую трудность у педагогов. Общение педагога с родителями должно строиться на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей.
Становление личности происходит под влиянием большого количества разнообразных факторов – семейного уклада и климата, успешности или неудач в обучении, места и роли в детском сообществе, окружающих взрослых и т.д.
Особое место отведено педагогам дополнительного образования. Именно он и должен стать тем авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребёнка.
Выбирая для себя направление деятельности в системе дополнительного образования, ребёнок имеет возможность выбора педагога.
Руководитель детского творческого объединения должен являться профессионалом, а значит и образцом для детей.
Общение воспитанников с педагогом происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно открытыми.
Такая позиция педагога дополнительного образования представляет ему огромные возможности для организации воспитательного процесса, помощи детям в их социализации: путём организации социально значимой деятельности, формирования детского творческого коллектива, решения важных возрастных проблем.
Но работа педагога может быть более эффективной и результативной в том случае, если он сумеет вовлечь в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность близких для ребёнка людей – его родителей.
Педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта.
Дети приходят в творческое объединение из разных семей и здесь важно помочь родителям грамотно выстроить отношения между детьми и родителями.
Приступая к работе с детьми, необходимо выяснить, в какой семье воспитывается ребёнок:
- состав семьи, её структура (полная, неполная, многодетная, проблемная и т.д.);
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
- характер взаимоотношений в семье;
- отношение ребёнка к родителям.
Взаимодействие с родителями может иметь несколько уровней:
- личностный (непосредственное общение педагога и родителей);
- опосредованный – взаимодействие педагога с большинством родителей через небольшой выбранный родительский актив;
- функциональный (социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов).
В моей практике используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в различных социально-образовательных ситуациях.
Основная цель системного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс. Совместная работа с ребёнком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет родителям увидеть своего ребёнка по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.
Взаимодействие педагога с родителями не должно основываться на потребление родительских возможностей. Приоритетом должна стать помощь и поддержка семьи теми средствами, которые есть в арсенале педагогического коллектива.
Дополнительное образование имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьёй. Это:
- повышение педагогического потенциала семьи через организацию консультаций для родителей, проведение родительских собраний, дней открытых дверей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через участие родителей в жизни детского объединения, организацию семейных коллективов, демонстрацию родителям учебных достижений их ребёнка;
- создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных праздников, фестивалей семейного творчества;
- организация практической помощи семьям в решении проблем детско-родительских отношений;
- развитие коммуникативной грамотности родителей;
- развитие культуры чувств родителей и детей.
Для достижения позитивных результатов в данном направлении работа с семьёй должна стать одним из приоритетов всех направлений и всех уровней деятельности учреждения дополнительного образования как особого типа образовательного учреждения.
В настоящее время именно учреждения дополнительного образования, особенностью которых является свободное творческое развитие личности на основе свободы выбора, готовы стать базой духовно-нравственного воспитания детей и дополнительного образования родителей по вопросам формирования нравственного образа жизни семьи.
В моём творческом объединении проводятся дни открытых дверей (в начале и в конце года), где родители могут посетить занятия и посмотреть, чему и как обучаются их дети и отследить динамику развития и обучения их детей. Родительские собрания (два раза в год), на которых решаются вопросы, связанные с воспитанием, развитием и обучением детей, знакомство родителей с задачами и перспективами на учебный год. Вот примерные темы родительских собраний: «День рождения вашего ребёнка», «Какую музыку вы слушаете в семье», «Как воспитать творческую личность», «Учитесь слушать и понимать друг друга», «Музыка ваш союзник в воспитании ребёнка» и т.д.
Так же в работе с родителями используются нетрадиционные методы работы: семейные конкурсы «Папа, мама и я – поющая семья», конкурсы «А ну-ка, девочки!», где родители являются членами жюри, совместные праздники, посвящённые дню матери и дню семьи. Два раза в год проводится анкетирование родителей.
Нужно помнить, что родители и педагоги должны осознать общность интересов и единство целей. Задача педагога дополнительного образования мягко, ненавязчиво подвести родителей к мысли, что главнейшим является развитие всесторонне развитой, духовно богатой, гармоничной и творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-820978-1474887830.jpg)
Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...
Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями в системе дополнительного образования
В данном материале рассмотриваются основные элементы образовательных отношений, раскрывается понятие участников образовательных отношений. представлен обзор локальных актов, применяемых для регулирова...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/23/picture-43615.jpg)
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/19/picture-700507-1660891415.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"
Представленный методический материал направлен на отработку педагогами технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"
Представленный материал направлен на отработку педагогми технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/03/picture-1396885-1648996644.jpg)
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...