Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями в системе дополнительного образования
статья на тему

В данном материале рассмотриваются основные элементы образовательных отношений, раскрывается понятие участников образовательных отношений. представлен обзор локальных актов, применяемых для регулирования взаимодействия педагогов с родителями в системе дополнительного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями

Образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять часть нормативной правовой основы своей деятельности. Это – компетенция образовательного учреждения. За органами образования в этом случае – рекомендации и контроль.

Среди направлений деятельности особое место занимает работа по приведению в соответствие с вступившим в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Они регламентируют правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

В данном аспекте рассмотрим основные элементы образовательных отношений. Согласно статьи 2 главы 1 Закона об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной или учебно-воспитательной деятельности и т.д.

Эта же статья раскрывает понятие участников образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, мы видим, что и педагоги и родители являются субъектами правоотношений в сфере образования. Каждый из участников образовательных отношений обладает правами, обязанностями и несет ответственность, которые, согласно законодательству, регулируются нормативно-правовыми актами различного уровня.

 Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

К компетенции (праву) образовательной организации в установленной сфере деятельности кроме прочих относятся:

  1. разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
  2. содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
  3. обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет"
  4. правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся,
  5. формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
  6. порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,
  7. порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Полный перечень прав родителей (законных представителей) обучающихся содержится в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации и в статье 44 Закона об образовании и включает в себя, в том числе:

- право знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. Данное право обеспечивается при ознакомлении с документацией образовательной организации в момент приема ребенка на обучение.

- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Данное право может быть реализовано законным представителем ребенка через ознакомление с образовательными программами и ведомостями промежуточного и итогового контроля знаний.

- защищать права и законные интересы обучающихся, принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации. С этой целью в образовательной организации разрабатывается Положение о защите прав и законных интересов обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов и Положение о Совете родителей (Родительском собрании).

Эта же статья уточняет, что «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». И при этом «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с обучающимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач, стоящих перед системой дополнительного образования.  

Обзор локальных актов, применяемых для регулирования взаимодействия педагогов с родителями

Анализ документации образовательных учреждений дополнительного образования позволил составить примерный перечень локальных актов, регулирующих взаимодействие педагогов с родителями:

  • Договор на оказание образовательных услуг (возможно свободное волеизъявление законного представителя обучающегося в форме заявления о приеме на обучение);
  • Положение об информационной открытости;
  • Положение об обработке персональных данных и согласие законного представителя обучающегося на обработку персональных данных;
  • Положение о Кодексе этики служебного поведения работников;    
  • Положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
  • Порядок  приема, перевода, восстановления и прекращения отношений между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;
  • Порядок приема обучающихся в образовательное учреждение;
  • Положение о Совете родителей (законных представителей) обучающихся;
  • Положение групповом родительском собрании;
  • Порядок ознакомления с документами образовательного учреждения, в том числе и поступающих в него лиц;
  • Правила внутреннего распорядка обучающихся;
  • Режим занятий обучающихся;
  • Положение об аттестации обучающихся в детских объединениях;
  • Положение о защите прав и законных интересов обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов;
  • Другие локальные акты, предусмотренные Уставом и действующим законодательством Российской Федерации.

Следует отметить так же и то факт, что при издании некоторых локальных актов и подготовке документов образовательного учреждения может потребоваться согласование с представительным органом родительской общественности или непосредственно с родителем (законным представителем) обучающегося. Например:

  • при разработке адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ необходимо участие родителя обучающегося в данном процессе, что отражено в Положении о рабочей программе;
  • при издании приказа о применении дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося необходимо учитывать мнение членов Родительского комитета (Совета родителей). С этой целью разрабатывается Порядок учета мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся при принятии локальных актов.

Согласно статьи 41 ФЗ № 273 в образовательном учреждении должна вестись работа по охране здоровья обучающихся и в том числе профилактику несчастных случаев. Законный представитель ребенка имеет право ознакомиться с объемом такой работы и ее содержанием, которые содержаться в:

  • инструкции по охране труда и технике безопасности;
  • правилах внутреннего распорядка обучающихся.

В случаях возникновения конфликтов в образовательной организации (в результате взаимодействия между участников образовательных отношений, последствий применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания) в целях урегулирования разногласий необходимо обращаться в Комиссию по урегулированию споров, которая создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В последнее время актуален вопрос антикоррупционной политики, в том числе и в образовательных учреждениях. О фактах коррупционного поведения со стороны педагогического и административного состава ОУ законный представитель может сообщить как в комиссию по противодействию коррупции так и в вышестоящие организации.

В заключении хотелось бы обратить внимание на основные трудности, возникающие при разработке и применении локальных актов, регламентирующих взаимодействие педагога с родителями. Касаются эти трудности, прежде всего, не разработки и введения в действие локальных актов (данный момент достаточно четко отрегулирован действующим законодательством, методическими указаниями и распоряжениями контролирующих органов). Основная трудность - это непосредственное исполнение этого акта участниками процесса. Далеко не абсолютное большинство сотрудников – педагогов с пониманием относится к введению новых локальных актов или к внесению изменений в действующие документы. Встречает непонимание в среде педагогов стремление руководителей к внедрению инновационных технологий в педагогический процесс, в том числе и в вопросах организации работы с родителями. Большая часть педагогов стремится уклониться от взаимодействия с законными представителями обучающихся, мотивируя это тем, что «данный вид деятельности не входит в обязанности педагога».  Что касается родителей, то тут возникают трудности в привлечении их к участию в образовательном процессе. Многие из них формально относятся к ознакомлению с локальными актами, в связи с чем, возникающие в процессе обучения конфликтные ситуации носят более интенсивный и затяжной характер, снижается результативность образовательного и воспитательного процессов. Администрации образовательного учреждения труднее добиться в этом результата, а педагогу легче, потому что именно он находится в непосредственной, почти "родственной" связи с родителями.

К сожалению, данные трудности носят не юридический, а, скорее, психологический характер, так как современное законодательство достаточно точно регламентирует взаимодействие участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Взаимодействие педагога с родителями – очень важная составляющая в работе с детьми. Важно начинать работу с ребёнком со знакомства с родителями, которые могут помочь педагогу лучше узнать детей,...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"

Представленный методический материал направлен на отработку педагогами технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....

Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"

Представленный материал направлен на отработку педагогми технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...