Семья и школа: партнёры в воспитании.
статья на тему

Партнёрство педагогов и семьи - это совместное опре­деление целей деятельности, совместное планирование пред­стоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможно­стями каждого участника, совместный контроль и оценка ре­зультатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет но­вые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их дея­тельности может быть успешным только в том случае, если учи­теля и родители станут союзниками, партнёрами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья и школа: партнёры в воспитании.

                                                                  Абросимова С.В.

                                                                                          Учитель иностранных языков

Классый руководитель 10 класса


Говоря о теме «Семья и школа – партнёры в воспитании», уместно поставить такого рода вопрос: кто воспитывает - семья или школа? И очень соблазнительно ответить коротко: и семья, и школа. Так обычно и отвечают… Единого взгляда на этот вопрос нет. Я не слышала, чтобы родители говорили: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?» И чтобы педагог сказал: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?»

Обыкновенно говорят так: «Не мы - школа, а вы, родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?» Родители же говорят обратное: «Мы отдали детей в школу, пускай школа и воспитывает их»

Получается так, что особого желания захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы.

 «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» говорил А.С. Макаренко.

Но в наше сумашедшее время огромного потока информации и больших возможностей общения трудно определить, кто и что воспитывает наших детей. Как вы считаете, семья, школа или улица (сюда мы отнесём и Интернет)?  А вот что показал социальный опрос: кто оказывает влияние на ребёнка в течении дня? Родители считают, что семья и школа – примерно одинаково – 45 и 40%, и 15% улица. У детей другое мнение – больше всего влияет семья – 55%, и примерно одинаково школа и улица – 24 и 21%.

И ведь действительно, семья – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического, физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сёстры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу.


«Школа и семья должны из состояния «сосуществования» перейти к теснейшему сотрудничеству, основанному на единстве конечных интересов общества и каждой семьи». В этом сотрудничестве школа выступает ведущей организацией и руководящей силой. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Но отношение родителей к школе неоднозначно. Так, по-прежнему актуальна проблема, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Сохраняется тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания.

Самый проблемный возраст – это подростковый, и, чтобы понять отношение родителей к школе, необходимо дать небольшую характеристику нынешних родителей. Возраст данной группы людей разнообразен, однако, большинство из них – это люди поколения 90-х годов, тяжелого времени для всех слоев населения. До начала 1990 года труд учителя ценился, его уважали, им восхищались, и даже самый отъявленный «шалопай» боялся сделать на уроках что – то плохое, так как дома мог «получить» за простое неуважение к учителю. В 1990 году в школах отменяют пионерские и комсомольские организации. Уже только в результате этого теряется ниточка связи между учителем и учениками. В школах отменяют обязательную форму – нет дисциплинированности, в стране свобода слова перепутана с вседозволенностью, многие просто выживали. В это неспокойное время начинаются школьные годы наших сегодняшних пап и мам.

В одном из восьмых классов средней школы г. Москвы на родительском собрании всех присутствующих мам и пап попросили написать имена и отчества учителей, преподающих в этом классе. Из восемнадцати присутствующих, только одна мама написала все верно. Вот вам и отношение к школе. Можно у себя в классе попробовать провести этот опрос. Думаю, результат будет          неутешительным.

Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками, партнёрами.

Сегодня семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережного отношения к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. А мы, педагоги, должны быть первыми помощниками для родителей. (7)Наши задачи:

•  обучение родителей приемам, способам и стилю общения взрослых и детей;

•  оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций;

В просвещении родителей особую роль играет родительский всеобуч. (8) В его рамках используются разные традиционные формы работы:

Самая распространённая - родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителями с задачами и итогами работы школы;

Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы:

- организационно - деятельностная и психологическая игра;

- собрание- диспут;

- родительский лекторий;

- семейная гостиная;

- встреча «за круглым столом»;

- вечера вопросов и ответов;

- семинар;

- педагогический практикум;

- тренинг для родителей и др.

Например, в нашей школе мы с удовольствием используем родительские лектории, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов и тренинги.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Итак, родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, или поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации работы с родителями создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создание единого социально-воспитательного пространства.

Партнёрство педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,...

СЕМЬЯ И ШКОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Хотим мы этого или нет, но нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение...

Родительское собрание в 7 классе. Тема. Семья и школа - партнеры в воспитании и развитии ребенка.

Сценарий открытого родительского собрания в форме семейной гостиной. Работа учащихся и родителей в группах (Мастерских) позволяет им  выдвигать идею,обдумывать ее, обсуждать и развивать. Это веде...

семья и школа -партнёры в воспитании и обучении детей

презентация к классному родительскому собранию...

Выступление с докладом по теме "Семья и школа — партнёры в духовно-нравственном воспитании детей"

Как сделать родителей надёжными союзниками в воспитании детей.В первую очередь надо организовать работу по повышению педагогической культуры родителей. При этом учитывать, что семьи  бывают очень...

Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»

Общешкольное родительское собрание:«Семья и школа – партнёры в воспитании»...