Главные вкладки

    Родительское собрание "Как помочь ребенку учиться"
    методическая разработка на тему

    Цвирко Раиса Владимировна

    В материале содержатся рекомендации родителям как помочь ребенку учиться, советы по организации режима дня, контролю за выполнением домашних заданий, развитию самостоятельности у детей.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_pomoch_rebenku_uchitsya_.docx32.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание «Как помочь ребенку учиться»

           Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Учителя объясняют детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще видно по домашним заданиям и проверочным работам. У родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. В этом случае особенное значение приобретает сотрудничество родителей и учителя.

        Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Мотивы (т. е. стремление к учебе) учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Родителям необходимо:

    -  следить за организацией режима дня;

    -  осуществлять контроль за выполнением домашних заданий;

    - приучать детей к самостоятельности.

    Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки?

    После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

           Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т. е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным.

           Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

          Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, т. е. важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе!

    Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал.

         Для этого возраста еще  характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

    Например, выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:

    - повторить правила;

    - прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;

    - прочитать упражнение и выполнить все задания устно;

    - выполнить задание письменно;

    -  проверить работу.

    Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

    - какая бы погода ни была;

    - какие бы ни шли телепередачи;

    - чей бы день рождения ни отмечался.

    Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

    Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час.

    Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка.

       При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом; сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не. выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

         Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

    У детей бывают два повода для отвлечения.

    Первый повод - игра.

    Второй повод - деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник- справа.

    Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

    Направление помощи - приучение к самостоятельности.

    При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы.

    Оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

     Решение собрания

    1. Использовать полученную информацию в своей работе с ребенком.

    2. Применять различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми (для развития памяти, мышления, внимания, наблюдательности, воображения и т. д.).

    3. Приглашать для работы в классе психолога с целью выяснения проблем в обучении

     и нахождения путей их преодоления.

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

    Дэвид Льюис, обобщивший опыт тысяч семей, где имеются одарённые дети, составил в помощь родителям советы, помогающие вырастить одарённого ребёнка.

     • Я отвечаю на все вопросы ребёнка насколько возможно терпеливо и честно.

     - Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка я воспринимаю всерьез.

     • У нас в квартире стоит витрина, на которой ребёнок может демонстрировать свои работы.

    - Я не ругаю ребёнка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не окончена.

     • Я предоставил ребёнку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.

     • Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

      • Я помогаю ребёнку строить его планы и принимать решения.

     • Я стараюсь показать ребёнку интересные места.

     • Я помогаю ребёнку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.

     • Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей.

     • Я никогда не наказываю ребёнка унижением.

     • Я покупаю ребёнку книги, связанные с его интересами.

     • Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.

     • Я приучаю ребёнка к чтению с детства.

     • Я пробуждаю фантазию и воображение ребёнка.

     • Я внимательно отношусь к потребностям ребёнка.

     • Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребёнком наедине.

     • Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейного бюджета.

     • Я никогда не ругаю ребёнка за неумение и ошибки.

     • Я хвалю ребёнка за учебную инициативу.

     • Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

     • Я побуждаю ребёнка учиться и решать проблемы самостоятельно.

     • В занятиях ребёнка я нахожу достойные похвалы.

     • Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребёнком.

     • Я помогаю ребёнку быть личностью.

     • Я помогаю ребёнку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

     • Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка, говоря: «Я это тоже не умею».

    • Я верю в здравый смысл ребёнка и доверяю ему.

    ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ.  СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ

     1. Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера «предупреждали».

     2. Не отправляйте ребёнка в школу голодным. Впереди у него трудный день, и пища придаст ему энергии.

     3. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы не было замечаний о твоём поведении» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

     

    4. Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячи вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы себя сами чувствуете после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

     

    5. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

     

    6. Лучшее время для домашних занятий с ребенком – утром или с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребёнок уже устал от насыщенного учебного дня.

     

    7. Не заставляйте делать все домашние задания в один присест, это должно занимать не больше 30 минут времени, и только после 20-минутного отдыха можно вернуться к заданию. Не учите подряд однотипные уроки, это приводит к быстрому забыванию. Лучше учить после литературы математику или наоборот.

     

    8. Во время занятий с ребёнком необходимы: спокойный тон, поддержка («не волнуйся», «всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу», похвала (даже, если не очень получается).

     9. В перерывах между занятиями нужно подвигаться, сделать что-то по дому. В такие моменты ребёнок переключается с умственного труда на физический. А польза двойная: мозг ребёнка отдыхает, и выполняется нужное дело.

     

    10. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учёбы.

     11. Перед сном старайтесь не вспоминать о неприятностях, скажите ласковое слово, это помогает снять напряжение, спокойно уснуть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    родительское собрание "Как помочь ребенку учиться"

    Для родителей обучающихся 5 класса...

    Как помочь ребенку учиться (из опыта проведения родительского собрания)

    В представленном материале предлагается интерактивная форма проведения родительского собрания. По ходу занятия участники (родители учащихся) знакомятся с разными приемами работы с информацией для того...

    Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребенку учиться"

    Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребенку учиться"...