Духовные основы родительства
консультация на тему

Куликова Елена Николаевна
Совместное воспитание детей - важнейший путь самовыражения супругов, ведь родительство - самая главная профессия каждой матери и каждого отца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_roditelskoe_sobranie.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на родительское собрание

«Духовные основы родительства»

Родительство!  Одно  из  самых возвышенных  предназначений  на земле есть утверждение о умножении жизни человеческого рода. В родительстве живет благодать божественной любви. Все самое важное и самое главное для жизни  носит печать родительства. Творца и Создателя нашего,  «иже  на  небесех»,   мы называем Отче наш! Царицу Небесную мы величаем  Матерь  Божия, Матушка, Пресвятая Богородица!   К священнику  мы  обращаемся  -батюшка, отче честный; к монаху -отец; к монахине - мать... То главное в устроении  церковной  жизни,  что определяет спасение души, пронизано дыханием родительского отношения: духовный отец - чадо.

Поэзия нашего языка одухотворяет символом родительства и восприятие природы: родное Солнышко, Мать-сыра-земля, Волга-матушка, Байкал-батюшка... Русская лексическая культура сохраняет сакральность постижения родительства как источника всякого благополучия и существования всего живого на земле.

Произволением Божьим устроено так, отмечает русский философ И.А. Ильин, что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для нас доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для того, чтобы наложить на себя призвание родительства. Так велико доверие  Господа к каждому из нас, что утонченнейшее, благороднейшее и ответственейшее искусство на земле - воспитание детей - Он вручает практически каждому мужчине и женщине, достигшим ранней зрелости! Восходя к родительству, мы становимся участниками  великого чуда в мироздании - рождения новой жизни, превращения  неживой материи в живое.

К сожалению, легкодоступность родительства как такового сделала нас равнодушными к пониманию его высокого предназначения для нас и для жизни в целом. Соитие, плотская соединенность, посредством которой становится возможным родительство, воспринимается современной субкультурой в форме предельного искажения. Мужчина в любовных отношениях с женщиной ищет сексуальности, а женщина в сексуальности ищет любви. В полоролевых отношениях и в интимной сфере также нас более привлекает собственная телесная услада, а зачатие и деторождение зачастую воспринимается как нежелательный «побочный результат», который в фирмах по продаже предметов для новорожденных выражается в рекламной формулировке «если такое случилось, то не надо отчаиваться, приходите к нам, у нас есть все для вашего Baby...».

Половая потребность, инстинктивные влечения могут стать причиной зачатия ребенка. Но «похоть плоти», будучи неустойчивой и самовольной, ведет к безответственным изменам, к поиску «чего-то новенького», к приключениям и капризам. У похоти «короткое дыхание», едва достаточное для простого деторождения и совершенно несоответствующее родительскому предназначению.

Родительство начинается с того, что, найдя друг друга, мужчина и женщина сначала становятся парой. Устремляясь, друг к другу, возрастая в мужественности и женственности, муж и жена в супружестве все более и более жаждут воплощенного выражения их единства, подтверждающего неразрывность их совместного существования. Совместное событие мужчины и женщины, по мере их прорастания друг в друга, становится, ориентировано на третьего. По закону любви развитие мужского и женского завершается в ребенке. Ибо, только став отцом, мужчина становится мужчиной в полном смысле, также и женщина обретает свою сущность в материнстве, и только в ребенке мужчина и женщина становятся в полном смысле и зримо для всех единым целым.

Тем не менее, нужно помнить о том, что их родительская любовь к ребёнку лишь продолжает и венчает их любовь мужчины и женщины как пары. Ведь любовь супругов друг к другу предшествует их родительской любви, и как корни - дерево, так и их любовь друг к другу держит и питает их любовь к ребенку.

Если в какой-то семье родители отдают приоритет своему родительству, не успев состояться как супружеская пара, то порядок построения семьи как системы здесь нарушается, и тогда возникают трудности и проблемы, т.к. нарушен закон восхождения к родительству.

Известно, что подавляющее большинство браков в настоящее время происходит «по необходимости», т.е. факт беременности становится конкретным поводом для оформления отношений. Уходя от нравственной оценки этого явления, можно сказать, что родительство в этом случае не успевает набрать силу, оно как бы преждевременно и поспешно. И хотя социального осуждения нет, такое родительство всё же несет внутри себя не всегда проговариваемое чувство стыда. Высота родительского предназначения низвергается в состояние вины. Свобода любви сковывается ощущением досады и безысходного

   принуждения.

 Поэтому истинное, счастливое родительство может возникать не просто из взаимной естественной склонности, но из смыслового родства супругов. Только такая пара

может разрешить главную задачу брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей. Истиной и смыслом родительства является их потомство.

Воспитание потомства, как общее, пожизненное Дело супругов, имеет несколько содержательных аспектов исполнения.

Первый из них - формирование  основы духовного  характера. Воспитание одухотворенного характера возможно лишь через пробуждение и поддержание в нем божественной духовности его инстинкта. Нет ничего более важного, чем, приняв младенца в свою семью, дать возможность ему самому пережить радость встречи в себе самом с той могучей потребностью в Добре, которая делает человека человеком, а в нашей культуре -православным человеком. Дух есть дыхание Божие в природе и человеке, он освящает жизнь, придает всему живому силу и ценность.

Инстинкт ребенка имеет двойную природу - как животную, так и духовную. Животный инстинкт сохраняет тело для жизни на земле, душа ребенка в нем не свободна, она остается неразвитой, не преуготовляетя к жизни «будущего века». Духовный инстинкт делает душу живой, т.е. готовит к жизни в Царствии Небесном. Духовный инстинкт, как врожденная программа устремлений, тогда обращается к потенциалу добра в душе ребенка, когда внутри него лучом божественного Света будет пробуждена любовь. Происходит это посредством тех «случаев», которые создаются родительскими усилиями. Поэтому так важно с педагогической точки зрения, чтобы пробуждающиеся впечатления детства носили добрый и духовный оттенок, исходили бы от родительской духовности и будили в душе малыша дремлющий в нем дух. Детство ребенка должно оберегаться от травмирующих впечатлений, т.к. искаженный страхом инстинкт устремится к животному самовыживанию и пробуждение духовности не произойдет.

Основой духовного характера в ребенке является чувство предстояния, т.е. переживания личного ощущения присутствия Божьего.

Далее рождается чувство ответственности, происходящего из знания Истины и соизмерения с ней своих душевных движений и поступков. Ответственность возлагает на ребенка обязанности и полномочия, которые переживаются им как внутреннее осмысление своих действий.

Вторым аспектом исполнения родительства является забота об образовании детей.

Образование - это содействие, посредством знаний и умений, проявлению образа Божьего в ребенке во всех его личностных сферах: уме, сердце, воле. Родители должны точно знать, чему учат их детей на разных общеобразовательных курсах. Нельзя думать, что все, что узнает он в школе, есть просто полезное или нечто мирское, не имеющее никакого отношения к его духовному становлению. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы, каким языком и сленгом они пользуются и давать всему этому нравственную оценку. Искусство и наука должны стать для родителей и учителей тем средством, с помощью которого возможно развитие личности ребенка в познании Божественного мироустройства. Для того, чтобы дети нам поверили, нам необходимо предлагать им достаточно аргументированные пояснения, в которых бы присутствовало не только раздражение, но забота и любовь, внимание и знание, широта взглядов и уважение к тому времени, в которое живут их дети. Последнее очень важно. Если родители будут с презрением и отвращением рассуждать о современном времени вообще, то на глубинном, экзистенциальном уровне дети отвернутся от них, т.к. этот  исторический отрезок - именно то время, в которое Господь судил жить новым поколениям наших детей, и оно для них родное, единственно возможное в земном существовании.

Третьим аспектом исполнения родительства является развитие в детях способности к самовоспитанию.

Пробудить духовность - значит поставить наших детей на дорогу совершенствования, по которой ребенок будет в дальнейшем шагать уже самостоятельно. Самостоятельность  обретается   целостностью характера. Основой же целостности ребенка является сердечное переживание им радости от всего Божественного, вкус к добру и любви, воля к совершенству. Механизм воспитания самостоятельности - доверие родителей ребенку в том, что он рад служить добру и совершенству. С этим связано обретение в душе ребенка чувства служения. Исполнение порученных родителями добрых дел помощи и служения другим позволяет детям в деле навыкнуть быть самостоятельными в добре, творчески участвовать в православной жизни.

Все, что касается воспитания в детях способности к духовному самовоспитанию, может осуществляться родителями, если они обретут смирение, строгость и власть, которые проистекают из чувства признанности и силы.

Родительство не умаляет супружества, а расширяет его, вводит в новые духовно-психологические пространства: мужа - в отцовство, а жену - в материнство. Отцовство и материнство осуществляются по-своему, внешне несхожим образом, но пронизанным единым светом Божественной благодати.

Правильное родительство происходит тогда, когда муж видит, ценит и уважает в ребенке себя и свою жену, а жена видит, ценит и уважает в ребенке себя и своего мужа. Тогда отношение к ребенку продолжает отношения в паре, не выходит за их рамки, а венчает их и придает им законченность. Это правильно. В этом случае ребенок одновременно связан с обоими родителями и, вместе с тем, свободен от них. Любовь матери к ребенку идет через мужа и подчеркивает его отцовство. Любовь отца к ребенку идет через жену и возвышает материнское начало в ней. Диапазон любви расширяется, а различное становится одинаково значимым.

Женщина находит свою реализацию в материнстве. Она достигает своего величия и своего максимального значения, родив много детей. Вся сущность женского обогащается материнством и в материнстве. Материнство дает женщине реальную силу как личности, то, что, является совершенно нормальным, делает её особенной. Всё, чем бы женщина ни занималась вне материнства, становится недостаточным в ее личностном самоощущении.

Отличие материнства от отцовства заключается в том, что оно наполнено заботой о развитии душевного строя ребенка, оно призвано разбудить личностные силы младенца, вызволить из «психологических кладовых» его духовный потенциал. Рождаясь, человек имеет только предрасположенность к развитию своих человеческих качеств и способностей, некий виртуальный образ самого себя. Именно мать, женщина, помогает освоить младенцу первую территорию мироздания -психофизиологическое пространство самого себя. Все материнские действия исполнены высокого предназначения. Речь и пение матери в наибольшей степени способствуют развитию интеллекта отклик и формируют волевую сферу. Большая, чем у мужчины, эмоциональность пробуждает в младенце чувство, сердечное движение. Это важно еще и потому, что развитие личности ведет не сознание, не мысль, а любовь. Мать настраивает духовную сферу своих детей на определенные симпатии и антипатии, вдохновляет на те или иные мечты и увлечения. Чуткость матери помогает ей слышать и различать едва заметные колебания в душе ребенка к самому себе и к другим. Но страстность матери будят и страсти дитя. Реакции матери на жизненные ситуации закрепляются в поведении ребенка.

Отцовство отличается от материнства тем, что отец заботится о главном - чтоб ребенок был. Человек рождается матерью от отца. В православии принято отчество по отцу, которое подчеркивает данность рождения человека от мужчины. Фамилия и определяет - чей он? -Ивана, Петра, Федора. Для матери важно какой ребенок. Для отца важно, что он есть. Отец не проводит много времени с ребенком, т.к. ребенку не это нужно. Ему нужен сам факт наличия отца. Это дает ему возможность предстать пред ним и показать чему научился, что умеет, на что способен. Отец для ребенка осуществляет власть высшей инстанции. Мать не может в полноте ограничивать его в чем-либо, т.к. она функционально призвана расширять пространство личности дитя. Отец же призван осуществлять корректирующий контроль, потому-то ребенок и предстоим пред ним.

Чуткость отца различает отношение ребенка к себе, миру и к делу. Отец настраивает духовную сферу детей на определенное мировоззрение и труд. Присутствие отца (и в раннем детстве особенно) способствует формированию оптимизма и уверенности в характере ребенка, развивает подсознательную убежденность в ценности собственного существования. Именно поэтому младенец так радуется встрече с отцом! Она подтверждает радость и духовный смысл восприятия им собственной жизни. И не в том дело, кого ребенок любит больше или меньше. Просто ему необходимо утвердиться в значимости своего существования. Это придаст больше энергии его развитию, поможет преодолевать невероятные сложности взросления (прямохождение, зубы, речь, т.д.).

Материнство способствует освоению ребенком пространства самого себя. Отец - научает дитя управлять им. Отцовство способствует освоению ребенком социального и экзистенциального пространства мира. Мать - научает дитя взаимодействовать с ним.

Мать нужна ребенку для его развития преимущественно в младенчестве и детстве. Во взрослой жизни почитание матери укрепляет в человеке чувство благодарности и любви к людям.

Отец нужен ребенку для его развития преимущественно в отрочестве и юношестве. Во взрослой жизни почитание отца формирует чувство благодарности и любви к Богу.

Эти процессы становления личности нельзя представлять раздельно. Освоение всего и вся идет одновременно, но имеет приоритетность в осуществлении. Поэтому значение присутствия матери и отца для ребенка равнозначно изначально и всегда.

Способность супругов ко взаимной духовной любви дает родительству силу, рождает внутреннюю стройность и внешнюю согласованность. Если родители живут в согласии, дети чувствуют себя хорошо. Если же в супружестве что-либо не ладится и есть какая-то неудовлетворенность, то часть супружеской энергии переадресовывается ребенку (патологическая компенсация), а это вносит большую путаницу в его душу, т.к. родитель может искать в их отношениях нечто такое, что не соответствует иерархии семьи, приводит ребенка в замешательство и смущение, искажает его отношения с другим родителем, дезориентирует в самоощущении и подавляет развитие.

Мы живем в такое время, когда безответственность и беспомощность в родительстве возрастает от поколения к поколению. Зачатие/не зачатие, рождение/не рождение ребенка стало более значимым в общественном сознании, чем взращивание и воспитание детей. Родительство чаще всего воспринимается как обуза, хомут, который мы сначала норовим сбросить, а если не получается этого, то исполняем его по остаточному принципу - после сексуального самоутверждения, после развлекательного времяпрепровождения, после карьерной гонки и после других многих «после»...

Но нельзя убежать от законов, лежащих в основании самой жизни. Если мы уклоняемся от родительства, то неизменно получаем одиночество и холодящую пустоту бессмысленности собственного существования; если плохо или бездумно исполняем родительство, то плоды беспечности заставят нас содрогнуться, видя уродливую невоспитанность наших детей.

Мы безумны в построении гетерогенных отношений: хотим прочности, но избегаем родительства, жаждем единства, но убиваем в абортах воплощение нашей нераздельности. Мы путники бездуховной пустыни, утомленные жаждой и зноем духа дегуманизации, расчеловечивающего  человеческое в человеке. Мы зачастую духовно глухи и слепы, отвергаем смысл жизни в его простоте и величии. Поэтому постижение современными молодыми людьми высокого предназначения родительства - это восстановление Истины в отношениях мужчины и женщины. Совместное воспитание детей - важнейший путь самовыражения супругов, ведь родительство - самая главная профессия каждой матери и каждого отца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку ОБЖ "Патриотизм - духовная основа личности военнослужащего"

Презентация к уроку  ОБЖ "Патриотизм - духовная основа личности военнослужащего"   расчитана для использования  на уроках в 11 классе или 1 курсе училища....

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

Православная культура – духовная основа воспитания подростков (интервью корреспонденту районной газеты)

Это интервью, данное корреспонденту районной газеты год назад, вызвало большой интерес читателей. Предлагаю его более широкой аудитории.Упоминаемые в интервью материалы можно найти по ссылкам:Авторски...

2. Авторская концепция духовной основы личности.

                Национальный проект «Образование» набирает обороты. Во всяком случае, в этом нас уверяют средства массовой информации. Не только учителей...

Программа "Духовные основы нравственности"

Программа "Духовные основы нравственности"...

Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе

laquo;Сохранение духовного наследия немыслимо без сохранения и изучения памятников истории и культуры предыдущих поколений»...