Программа "Духовные основы нравственности"
рабочая программа (5 класс) на тему

Мотовилов Олег Михайович

Программа "Духовные основы нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnye_osnovy_nravstvennosti_programma_opk.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Краснодарский край Северский район пгтИльский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

    _____________                 ______

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   

по конкретным видам внеурочной деятельности

 кружка

 

 «Духовные основы нравственности»

 

срок реализации программы 2 года

 для обучающихся от 11  до 13 лет

                                                                           

                                                                             

                                                                         

 

Составитель:

Лемайкина Елена Геннадьевна

зам. директора по ВР

Мотовилов Олег Михайлович, учитель ОПК

                                                                         

2015

 Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение обучающимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ребёнка отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: духовное воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся 5-6 классов.

Программа соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся.

Программа кружка «Духовные основы нравственности» составлена на основе методического конструктора  Д.В.Григорьева., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников»,   учебного пособия   А.Лопатиной,     М. Скребцовой «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и творческие задания: Для занятий с детьми 9–11 лет.  

 Внеурочная деятельность кружка «Духовные основы нравственности» организуется по духовно-нравственному направлению.

Программа включает в себя 68 занятия по 40 минут и рассчитана на два года  обучения, по одному часу в неделю. Первый год обучения – 34 часа, второй год обучения – 34 часа.  Занятия аудиторные и внеаудиторные, внеаудиторных занятий более 50% от общего числа занятий.  

Цель программы: создание условий для социального становления личности обучающихся, воспитания их нравственных чувств и этического сознания  

Задачи:

  1. Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
  5. Участвовать  в социально значимых практиках  и проектах

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Занятия  должны быть эмоциональными, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы.  На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.    

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Ученик включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Формы занятий внеурочной деятельности:

групповые, парные, коллективные

  • игры (подвижные, дидактические, настольные, народные, сюжетно-ролевые и.т.д)
  • экскурсии
  • поисковые исследования
  • выставки работ
  • наблюдения
  • творческие работы
  • «мозговой штурм»
  • наблюдение  
  • тренинг
  • инсценирование
  • защита проектов  

Формы контроля

Викторины, турниры, олимпиады, игра, рефлексия, презентации проектов, портфолио и др.

Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Духовные основы нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у учащихся 5-6 классов как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Духовные основы нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 6 класса обучающиеся  должны знать:

  1. Знать об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Знать правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Понимать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Знать приемы и правила  ведения дискуссии

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3.  Аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
  4. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Обучающийся  получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Методические рекомендации

      Внеурочная деятельность школьников  по программе внеурочной деятельности «Духовные основы нравственности» реализуется через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности можно использовать общешкольные помещения: читальный, актовый  зал, библиотеку, а также дом  культуры, центры детского досуга, и  самое главное храмы.

 

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

1)        занятия в учебном кабинете  

- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

2) выездные занятия:

- экскурсии, поездки;

- культпоходы  

- экспедиции;

- практические занятия «на местности»  

Методика подготовки и проведения выездного занятия.

Предварительная подготовка такого внеурочного занятия включает:

•        определение темы и содержания занятия;

•        определение места проведения занятия;

•        сбор информации или выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы учащихся (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;

 

Предварительная подготовка учащихся к выездному занятию:

•        рассказ педагога о месте проведения занятия;

•        установка (инструктаж) на выполнение заданий во время занятия;

•        обсуждение формы выполнения заданий;

•        обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

•        в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания, эмоции, ощущения в освоении мира;

•        на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у школьников выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки (культпохода), обговорить тему и место следующего выездного занятия;

•        обобщенные материалы выезда необходимо вместе с учащимися оформить в какой-либо «продукт детского творчества»: стенгазету, альбом, рисунок, страницы в портфолио учащегося и т.д.

Для эффективной организации занятий внеурочной деятельности и  достижения личностных результатов учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:

- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;

- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;

-  активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;

- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Содержание программы 

Россия – наша Родина.  Игра «Что отдаешь Земле родной». Самая нужная вещь. Сценка «Кто будет правителем». Творческое задание «Разговор с Родиной». Твоя Родина. «Любимое место». В родном углу все по нутру. Кубань многонациональная.  Служение Отечеству. Поездка по храмам района. Поездка к святому источнику «Золотая ручка».

Вера. Красношейка. Творческое задание «Вера в любовь». Ты – хранитель души своей. Творческое задание «Птица веры». «Цвета веры и надежды». Сценка «Верим и надеемся».  Будет ночь, будет и день. Творческое задание «Кому мы доверяем». Кочан капусты. Сценка «Нужно ли доверять людям». Доверяйте мне.  Игра «Цепочка доверия». Рисунок «Глаза доверия».  Экскурсия в Свято-Никольский храм посёлка.

Бережем природу. Красота божьего мира.   «Жизнь деревьев». Мальчик и море. Прощание с морем. Подвижная игра «Морские танцы». Сценка «Два представителя природы». «Подарки моря». Любовь к животным. Экскурсия на природу. Экологическая акция.

Дружба. Игра «Кто понимает без слов».  О чем мы думаем.  Две страны.   Творческое задание «Учимся пониманию».  Сценка «Пойми меня». Творческое задание «Разговор о дружбе». «Лучшая подруга». Игра «Помощь друга». Хорошо дружить с девчонкой. «Дерево дружбы». Сам пропадай, а товарища выручай. Мой лучший друг. Сценка «Настоящая дружба». Умение сотрудничать. Тренинг. Сценка «Два друга».

 

Трудолюбие и мастерство.  Игра «Волшебные инструменты». Ремесло – дороже золота. «Вещь мастера». Каждому молодцу ремесло к лицу. Золотые руки.  Сценка «Живые инструменты». Творческий проект.  Творческое задание «гордость профессии». Гордая инфанта. «Кто и чем гордится». Чем я горжусь.

Доброта, милосердие, взаимопомощь.  Творческое задание «Добрый поступок». Про сову. Игра «Кто добрее».  Добро без ума.  Учись доброму - плохое на ум не пойдет. Рисунок «Солнце доброты». Сценка «Ум и доброта». Творческое задание «Великодушный поступок». Корень добра не сохнет. Сценка «Великодушные министры».Свет великодушия. «Великодушное сердце».   Игра «Учимся заботиться». Незримая забота. Творческое задание «Забота о близких». Забота. Сценка «Заботливая пара». Игра «Милосердие». Юноша и морские звезды. Творческое задание «Как помочь». Вышивательница птиц.  

 Любовь. Игра «Круг любви».  Великан – эгоист.   Творческое задание «Спасение любовью».  Рисунок «Букет любви». Сценка «Научиться любить».  Как тебе объяснить. Сочиняем сказку «Ворота любви».  «Любовь матери». Игра «Цветок для мамы». История одной матери.  «Ангел любви». Плохо без мамы. Игра «Радуем родителей».

Красота души. Мудрость. Игра «Угадай цветок». Волшебный цветок. Рисунок «Цветок души». Красота души. Творческое задание «Творец красоты». Сценка «Красота лица и души». Игра «Сокровища мудрости». Завещание отца. Страна мудрости.  Творческое задание «Качество мудрого». Новогодний подарок. Рисунок «Мудрый подарок». Сочиняем сказку «Мудрый мир земли». Сценка «Семья качества».  Кроткий одуванчик. Игра «Шапка крепости».  Кроткий нрав.  Сценка «Кроткая речь». Творческое задание «Самый кроткий». Кроткий все простит. Творческое задание «Самый скромный». Пастух из Кальтанисетты.  

Куда пропала скромность. Игра «Золотая рыбка». Две елки. Сценка «Скромность и щедрость».

 

Стремление к свету. Стремление к совершенству. «Цепочка ценностей». Золотой цветок. Как обрести себя. Сценка «Служим людям». Сочиняем сказку «Пилот и самолет».   Творческое задание «Науки – людям». Как старец с горы Юньти помог людям. Жить – людям служить. Три сокровища.  Сценка «Служим друг другу». Есть же разница. Творческое задание «Как украсить мир».  Мир красоты. Сценка «Кто прекраснее». Творческое задание «Дерево жертвенности». Горячее сердце.  Сценка «Жертвуем друг для друга».

Кумирная рыбалка. Кто на жертву способен – свету подобен.   Творческое задание «Помогаем людям». Как домовой Настеньке помог. Сочиняем сказку «Мой домовой». Творческое задание «Взаимопомощь». Заботливая медсестра.   Сценка «Для тех, кто нуждается».

 

 

 Таблица тематического распределения часов

№п/п

Тема занятий

Всего часов

В том числе

Характеристика деятельности

5 кл.

6 кл.

5 /6 кл.

5 /6 кл.

аудиторные

внеаудиторные

1

Россия – наша Родина

5

5

1/1

4/4

Формирование любви к

России, своему народу,

своему краю, служение Отечеству; ценность

свободы выбора и признание

 закона и правопорядка,

 ценность мира в многонацио-

нальном государстве;

Приобщать детей к культур

ным традициям своего народа; ценностное отношение к

 России, государственной символике, законам

 Российской Федерации ; иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относить

ся к защитникам отечества, ветеранам  Великой Отечественной войны;

готовить сообщение о

патриотах России;

определять значение красных

дат календаря.  

 Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. 

2

Вера

3

3

1/1

2/2

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

  Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,

«настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

3

   Бережем природу

4

4

-

4/4

Приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

4

Дружба

4

4

2/2

2/2

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим одноклассникам, участвовать в классных играх.

 Знать правила поведения в школе  

5

Трудолюбие и мастерство

4

4

2/2

2/2

Планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Потребность творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим одноклассникам, участвовать в классных играх.

 Знать правила поведения в школе.

6

Доброта, милосердие, взаимопомощь

5

5

3/3

2/2

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,«настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь

7

Любовь

3

3

3/3

-

Формировать семейные

 ценности. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,    «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким.

8

Красота души. Мудрость

3

3

1/2

2/1

Формировать  эстетические потребности, ценности и чувства. Приобщать детей к культурным традициям своего народа.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,

«настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

9

Стремление к свету. Стремление к совершенству.

3

3

2/2

1/1

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«терпение»,«родина», «природа»,«семья»,«мир»,«настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким.

Итого

 68

15/14

19/20

Учебно-тематический план 5 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

Часов

аудиторные

внеаудиторные

Россия – наша Родина                        

1

4

Твоя Родина.

1

Кубань многонациональная.

1

Служение Отечеству.

1

Поездка по храмам района

2

Вера        

1

2

Ты – хранитель души своей.

1

Экскурсия в Свято-Никольский храм пгт Ильского

2

    Бережем природу        

4

Красота божьего мира. Наблюдения в природе.

2

Бережем природу. Экологическая акция.

2

Дружба

2

2

 О чём мы думаем.

1

 Хорошо дружить с девчонкой.

1

Умение сотрудничать.  Тренинг.

2

Трудолюбие и мастерство

2

2

 Ремесло - дороже золота.

1

Каждому молодцу ремесло к лицу.

1

Творческий проект по выбору.

2

Доброта, милосердие, взаимопомощь

3

2

Добро без ума.

1

 Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

1

 Корень добра не сохнет.

1

 

Сострадание.  Благотворительная акция.

2

Любовь

3

 Великан – эгоист. «Спасение любовью».

1

 Как тебе объяснить.

1

Сочиняем сказку «Ворота любви».

1

Красота души. Мудрость

3    

 Волшебный цветок. Красота души.  

1

 

 Завещание отца. «Сокровища мудрости».

1

 Страна мудрости.

1

Стремление к свету. Стремление к совершенству.

3  

«Цепочка ценностей». Как обрести себя.

1

 Жить – людям служить.

1

 Творческое задание «Как украсить мир»

1

Учебно-тематический план 6 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

Часов

аудиторные

внеаудиторные

Россия – наша Родина                        

1

4

В родном углу всё по нутру.

1

 

Поездка к святому источнику «Золотая ручка»  

4

Вера        

1

2

 Доверяйте мне.

1

Экскурсия в Свято-Никольский храм ст. Северской

2

    Бережем природу        

4

Любовь к животным.  

2

Бережем природу. Экологическая акция.

2

Дружба

2

2

Сам пропадай, а товарища выручай.

1

Мой лучший друг. «Настоящая дружба».

1

Умение сотрудничать.  Тренинг.

2

Трудолюбие и мастерство

2

 2

Гордая Инфанта.

1

Чем я горжусь.

1

Творческий проект по выбору.

2

Доброта, милосердие, взаимопомощь

3

 2

 Свет великодушия.

1

Незримая забота.

1

Забота.

1

 

Сострадание.  Благотворительная акция.

2

Любовь

3

Любовь матери.

1

История одной матери.

1

 «Ангел любви». Плохо без мамы.

1

Красота души. Мудрость

2  

1

 Сочиняем сказку «Мудрый мир земли».

1

 

 Кроткий одуванчик. Кроткий нрав.

1

 Куда пропала скромность. Творческое задание «Самый кроткий»

1

Стремление к свету. Стремление к совершенству.

2  

1

 Мир красоты. «Кто прекраснее».

1

 Горячее сердце. Кто на жертву способен – свету подобен.

1

 Творческое задание «Взаимопомощь»

1

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  3. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010. 41 с.
  5. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  6.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
  7. Д.В.Григорьев ., Степанов  П.В. Методический конструктор   «Внеурочная деятельность школьников» ,
  8.   Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и творческие задания: Для занятий с детьми 9–11 лет. — 4-е изд. — М.: Философская Книга, 2014. — 368 с.;   — (Серия «Беседы о воспитании»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Социальная роль семьи-основа нравственного воспитания

Социальная роль семьи-основа нравственного воспитания...

классные часы "Основы нравственности"

Содержит материал для 21 классного  часа по теме: дружба, если ты справедливый, забота о других, золотое правило жизни, как воспитать сдержанность, как стать лучше, как стать счастливым, милосерд...

Программа элективного курса по патриотическому воспитанию учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации»

Элективный курс под названием «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и на...

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"

Данный материал относится к внеклассным мероприятиям на английском языке. Цель данного мероприятия больше воспитательная - развитие такой нравственной категории, как уважение и любовь к ближнем...