Конспект занятия кружка "Основы нравственности"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Шишкина Валентина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_slovo_nashe_otzovets1.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Как слово наше отзовется

Конспект занятия кружка «Основы нравственности»

учителя русского языка и литературы Шишкиной В. А.

Цели занятия:

Образовательная: дать знания о значении слова в нашей жизни, объяснить , что словами мы можем согрешать

Развивающая: совершенствовать устную речь , дать навыки сравнительного анализа текстов, навыки работы  со справочной литературой и первоисточниками  святоотеческой  мысли; показать приемы соотнесения народной мудрости и святоотеческого наследия.

Воспитательная: сформировать нравственное отношение к родному языку, воспитывать любовь к Родине через уважение к родному языку, способствовать формированию эстетического вкуса.

Ход занятия:

Слово учителя: Часто ли мы задумываемся , какую роль в нашей жизни играет звучащее слово? Если мы задумаемся , то поймем, что роль эта определяющая: вся наша жизнь организована словом, в каждой сфере нашего бытия слово создает и порядок, и смысл, и поэзию, и закон.

Обратимся к Толковому словарю В. И. Даля. Что такое СЛОВО?

«Слово- исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь . Человеку слово дано, скоту немота.

Слово есть признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».

-Человеку слово дано кем? Дар чей?

-Итак, слово-дар Божий.

Вы, наверное, со мной согласитесь, что немногие из людей относятся к слову, как к  Дару Божьему. Скорее, как к прозвучавшим и исчезнувшим в воздухе звукам. Мимолетным и бесплотным. Но ведь каждое слово обладает огромной силой. И сегодня мы поговорим с вами об этом, обратимся к Святому Писанию, высказываниям святых отцов, мнению ученых.

Представители современной науки, например академик Шипунов,   утверждают , что раз произнесенное слово» запечатлевается в любой точке Вселенной навсегда».

Обратимся к научно- популярному журналу.

Ученик зачитывает отрывок из статьи «Исследования ученых  из отдела теоретических проблем РАН»

-Какие выводы мы можем сделать для себя после этой информации?

Итак, генетически человек живет по тем же законам, что и растения. Когда мы  говорим  друг  о друге плохо, мы словно закладываем мины замедленного действия. Ведь ученые доказали, что наши ДНК «понимают» человеческую речь.  Мы не только получаем акустическую, звуковую информацию, но и воспринимаем световую. Читая написанный текст про себя, мы все равно получаем его содержание по электромагнитным каналам и усваиваем его даже на клеточном уровне. Оказывается, наш генетический аппарат так устроен  Господом ,что ему небезразлично, о чем мы думаем, что читаем, что говорим. Впрочем, для верующих людей в  этих научно  сформулированных фактах нет ничего нового. По молитвам святых исцелялись безнадежно больные. Благословения праведников распространялись на многие поколения, если, конечно, потомки были достойны своих предков.

Значение слова так необъятно и значительно, что Бог и был назван Словом. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога. И слово было Бог»(Ин.1.1-3.)

Как вы думаете, что значит в русском слове «человек»?

Замечательное объяснение слова «человек» находим мы в «Славянорусском корнеслове» А. С. Шишкова. Он возводит его этимологию непосредственно к понятию «слово»

Слово- словек- цловек- чловек-человек.

Если Бог- отец наш есть слово, то рожденные от него , конечно же, словеки, чловеки, человеки.  На какую же неизмеримую  высоту поднимает  нас эта мысль, какое высокое достоинство придает всем нам. Самое таинственное и великое слово-это слово Христа. Хотя его Слово просто и доступно, оно многозначно, и его нелегко понять сразу и до конца.

«Небо и земля прейдут, слова же мои не прейдут,»-говорит Христос .Слово Христа выражает полноту любви, оно обращено не к поверхностному логическому рассудку, а к душевной глубине человеческого сердца. Мы знаем, что одного слова Христа было достаточно, чтобы люди бросали все и шли за Ним.

Слово человека тоже имеет большую силу.  1942 году, в страшное для России время, когда решалось быть или не быть Родине, А. А. Ахматова пишет стихотворение «Мужество»

Чтение стихотворения «Мужество»

-Почему в такой  сложной период  поэтесса пишет о сохранении «великого русского слова»?

-Вашим потомкам, внукам и правнукам какие слова вы хотели бы оставить на память о своем  времени и почему?

Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в то же время она либо наполнена Божественным отсветом, либо искажена лукавой лексикой.    Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением. Что же он говорит?

«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».

-Как вы это понимаете?

Думали ли мы хоть однажды о нашей ответственности перед Богом за слово?

Мы должны помнить, что первое испытание, именуемое в Церкви мытарством, которое ожидает наши души после смерти,- ответ за сквернословие,  за лексическую грязь.

-О чем предупреждают нас евангельские строки: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12,36-37)

- Как мы это понимаем?

Что же происходит с нашим языком сегодня?

Сквернословие и мат- позорнейшие явления нашей с вами  жизни.  Сквернословие проникло в наши  жилища и дворы. Кажется,  сам воздух России напоен до предела миазмами этой заразы. Сквернословят и стар, и мал, отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери.

-Как вы думаете, почему это происходит?

- А знаем ли мы, что обозначают матерные слова?

Матерная ругань у язычников использовалась для вызывания демонов, произнося эти слова, человек привлекает к себе гнусных бесов и приносит сатане словесную жертву .Сквернословие имеет прямое отношение к  духовному миру тьмы. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовешь, тот и приходит. Называешь человека по имени- он отзывается. Призываешь имя Божье в молитве- Господь ответит, если будет Его воля. Когда произносишь имена чертей, дьявола, демонических сил, откликаются они,  которые и сопровождают чертыхающегося человека.

Язык человека не является чем-то случайным чем-то случайным. Это его выбор (сознательный или бессознательный), определяющий состояние души. Сквернословие совсем не напрасно Происходит от слова «скверна».

Словарь В. И. Даля дает нам такое определение: «Скверна- мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, нравственное растление, все богопротивное»

Святитель Иоанн Златоуст говори : «Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие»

- Как мы это понимаем?

Сквернословие распространяет вокруг его носителя невидимые глазу, но ощущаемые ангелами и святыми темные смрадные волны.

Очень интересные исследования современного русского языка представлены в книге Василя Ирзабекова «Тайны русского слова».Заметки нерусского человека. Василь Ирзабеков- азербайджанец по национальности фактически сложил гимн созидающей силе русского слова. Для него русский язык  стал более чем родным- он стал сутью и нервом его жизни. Данная книга издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея  Руси Алексия 2 в 2007 году.

Учащиеся рассказывают главы из книги ,из раздела «Хула и скверна»

Звучит песнопение: «Радуйся, Радости Наша, покрый  нас от всякого зла Честным Твоим Омофором»

В народе примечают, что сдержанные в речах люди дольше живут. Святые отцы писали о вреде многословия и сквернословия.»Если будешь больше молчать, то во всяком месте сохранишь мир душевный.» «Наблюдающий за языком своим, вовек не будет им обкраден и без труда возобладает над страстями»

В Православии глубоко верующие люди , монахи, часто дают обет молчания на какое-то время.

_ как вы думаете ,зачем им это?

Так они спасают свою душу от мирской, суетной пустословной во многом , жизни и достигают еще большей моральной чистоты.

Святитель Григорий Богослов сказал: «Говори, если у тебя есть нечто большее молчания»

- Как это мы понимаем?

Наш язык нам развязывают наши необузданные чувства, или страсти, как их называют в Православии.

- Какие же мы совершаем грехи, не следя за своей речью?

(Пустословие, многословие, ложь, сквернословие, осуждение, ябедничество, клевета, злоречие)

Обратимся к народной мудрости- пословицам:

Слово- серебро, а молчание- золото.

Рана, нанесенная копьем, заживает, а словом- нет.

Долг языка – творить Добро.

Зло на языке- заноза в сердце.

Язык длинный- ум короткий.

Бог любит праведника, а бес- ябедника.

Пословицы учат нас быть внимательными к своим словам.

- Как всем нам побороть грехи языка?

-От каких слов нам нужно избавиться?

Легко ли это сделать?

Необходимы  раскаяние, исповедь, причастие.

Это, как учит нас Святая Церковь, путь к спасению.

-Какие слова благоприятны Богу и спасительны?

Это слова молитв, псалмов. Это те слова, к которым мы прибегаем, давая добрые советы, жалея других. Э то язык прозы и поэзии Пушкина и великих русских писателей и поэтов.

Так будем же стремиться нести в мир добро через свой добрый язык, поскольку  слово есть дело, хорошее слово поможет расти как телом , так и духом в премудрости и любви Божией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

занятия по нравственному воспитанию (конспекты)

Методический материал представляет собой комплекс  конспектов занятий по  нравственному воспитанию несовершеннолетних...

Конспекты занятий по теме "Нравственные корни"

Тематика занятий1. Добро и зло. 2. Добрые и злые дела. Милосердие. 3. Что та­кое родительская доброта? 4. Добрые отношения с друзьями. 5. Как сделать людей добрее? 6. Театр и доброта. 7-8. А зачем нам...

Конспект занятия по нравственно – физическому воспитанию. Тема: «В здоровом теле - здоровый дух».

Цель:  воспитание в детях убеждения в том, что  здоровье является важным условием для счастливой жизни.Задачи: - обсудить с детьми  проблемы физического развития и нравственн...

План конспект занятия по этикету на тему: "Золотое правило нравственности" 2 год обучения (5-6 класс)

Методическая разработка предназначена для обучающихся второго года обучения программы дополнительного образования детей "Школа этикета", 11-13 лет....

Конспект занятия по нравственному воспитанию

Конспект занятия по нравственному воспитанию детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»

Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»...