занятия по нравственному воспитанию (конспекты)
план-конспект занятия по теме

Мерш Елена Владимировна

Методический материал представляет собой комплекс  конспектов занятий по  нравственному воспитанию несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  А сколько тебе лет?

Цель: Закреплять знание своего имени, фамилии, домашнего адреса.

Задачи: Развивать мышление, внимательность, речь детей (учить отвечать полным предложением).

Воспитывать в детях стремление помогать людям в беде (если человек потерялся).

Ход занятия.

Педагог:  Ребята,  у меня, как у каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Мое имя - Елена, мое отчество - Владимировна, моя фамилия - Мерш. А давайте с вами поиграем в игру.

1). "Передай флажок". Все дети становятся в круг и передают по кругу друг другу флажок.

2). "Возьми флажок и назови свое имя". Ребенок, у которого в руках флажок, должен назвать свое имя.

3). "Возьми флажок и  скажи сколько тебе лет?"

 Дети садятся .

1)  Педагог  читает текст.

2) Анализ прочитанного.

-Как зовут эту девочку?

-Сколько ей лет?

-А как зовут этого мальчика?

-Кем он приходится Маше?

-А сколько лет Мише?

-А куда готовятся поступать Маша и Миша?

3) Составление рассказа о себе

Педагог: Маша и Миша очень хотят с вами познакомятся. Кто сможет рассказать о себе?

-Как тебя зовут?

-Какая у тебя фамилия?

-Сколько тебе лет?

 Физминутка.

Изобразить то, что я буду говорить:

"Наши ребята любят рисовать,

любят прыгать через скакалку,

любят танцевать,

умеют кружиться.

Игра.

"Те, кому столько же лет, сколько Маше, хлопают в ладоши. А те, кому столько лет, сколько Мише, стучат ножками".

 Беседа.

Педагог:  Ребята, а зачем мы обязательно должны знать свое имя, свою фамилию, сколько нам лет и свой домашний адрес?

Ответы детей:

-Бывают случаи, когда ребенок, который потерялся (рассказать один случай).

-Если ты встретил ребенка, который потерялся, что ты сделаешь?

 Итог.

Педагог:  Чем же мы занимались сегодня на занятие?

Что вам понравилось?

Тема:  Здравствуй, хлебушек душистый

Презентация к занятию - Здравствуй, хлебушек душистый

Карточки к занятию - Здравствуй, хлебушек душистый

Песня - На печи сижу - к занятию Здравствуй, хлебушек душистый

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель:   Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба,  данным процессом  в современных условиях .

Задачи:  Воспитывать уважение к представителям данной профессии.

Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека. Закрепить знания детей о том, что хлеб - один из самых  главных продуктов питания в России.

 Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми.

Отметить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.  

Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами.

Материалы и оборудование:

Атрибуты: игрушка  домовёнок  Кузя, ширма для театра, кукольная мебель для чаепития

Мультимидийная установка

Картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни

Карточки с изображением различных этапов выпечки хлеба

Ход занятия:

Педагог  заранее  должен приготовить все оборудование для занятия, установить проектор.  

Неожиданно появляется сказочный персонаж -  домовёнок Кузя:

- Ой, беда, беда, огорчение! Ой-ой-ой.

Педагог:  Что случилось? Ребятки, смотрите кто это? ( ответы детей- домовёнок Кузя).

Педагог:  Что с тобой случилось, Кузенька?

Кузя:  Ой, беда, беда!!! Я сегодня в гости Нафаню пригласил, стол накрыл, спохватился а хлеба то нету! Ой, беда, беда.

Педагог:  Кузенька, а без хлеба нельзя обойтись?

Кузя:   Да вы что?! Да кто ж без хлеба за стол садится?! Это где ж видано, чтобы русские люди без хлеба трапезничали?!

Педагог:  Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме?  ( ответы- сходить в магазин)

Кузя:   Да ходил я. Нет там хлебушка. Что же делать? Нафаня мне этого не простит!

Педагог:  Ну как же нам поступить, чтобы помочь Кузьме? ( ответы- испечь самим). - Правильно. А как пекут хлеб, кто этим занимается? Вот сколько вопросов накопилось у нас. Хотите  получить на них ответы?

Кузя:  Яхонтовые мои,  устраивайтесь на стульчиках , а я вам расскажу и покажу  как  раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и ещё  много интересного. А поможет мне мой друг Колобок. Смотрите  ( дети рассаживаются на стулья, педагог  демонстрирует презентацию)

У народа есть слова:

«Хлеб- всей жизни голова!»

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе!

 Педагог:  Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе.  Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами.

 Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу -  Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образами. Гостя встречали всегда хлебом и солью.

Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным.

Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками.

Городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением.

Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах.  К печи  на Руси  тоже всегда было  особое отношение.  Печь  - центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его "дух"- домовой (запечник). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково "матушка", "кормилица".

На деревянную лопатку помещали капустный лист, затем заворачивали в него каравай и резким движением руки кидали в  печь . Через несколько минут каравай готов. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.

Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло

В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях- в духовке, а на смену русской печи пришли  электрические хлебопечки.

Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на «расстойку» чтобы оно забродило и поднялось и уже после отправляют в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов.

Но всем известно, что без огня не возможно затопить печь, но и обращаться с ним надо очень осторожно. Как и с электрической печью.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц

“Без хлеба – нет обеда”

“Хлеб – батюшка, вода – матушка”

“ Хлеб сердце человеку укрепит. Будет хлеб – будет и песня” Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеб хлебу брат.

Хлеба ни куска - и в горле тоска.

Хлебу - мера, деньгам - счет.

Бог на стене, хлеб на столе.

Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.

Педагог:  Ну что ж  мы с вами узнали о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб –главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд.  А вы хотите побывать в роли пекарей?. Ну что ж это возможно, но прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём, наберёмся сил, ведь выпечка хлеба- это процесс сложный и трудоёмкий.

Проводится физкультминутка:

Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет, ветерок его качает, к земле низко прижимает- вот как весело играет!

( потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели).

Педагог:  Ну что Кузя! Сможешь теперь сам испечь хлеб?

Кузя: Спасибо, яхонтовые мои. Конечно смогу. Выручили меня. Я много сегодня нового узнал про хлеб. Пойду Нафаню встречать. До свидание.

Тема: "Мы все разные"

 Цель: Формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне.

Развитие коммуникативных навыков.

 Материал: игрушечный персонаж Лесовичок, Лисенок, альбомные листы, краски, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

 Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы  отправляемся в путешествие в сказочный лес к нашему другу Лесовичку.

(Дети закрытыми глазами слушают звуки леса)

 Ритуал приветствия

 Педагог: «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно.

Вот мы с  вами оказались в сказочном лесу. А вот наш Лесовичок.

 Лесовичок: Здравствуйте, ребята! А вы хорошо себя знаете?  Давайте проверим и сыграем в игру.

Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание.

 Например:

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться все, у кто умеет помогать детям и взрослым.

Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

 Лесовичок: Послушайте одну сказку нашего леса.

Работа со сказкой «Лисенок-коротконожка»

Однажды в лесу в семье лисят родился маленький лисенок он отличался от других лисят тем, что хвост был не пушистым,  лапка была короче другой. Рос  лисенок одиноким. Никто не хотел с ним дружить. Ведь он был не такой как все. Его обзывали «Коротконожка»  И когда все лесные зверята собирались на лесной поляне, он сидел и один плакал.

Но вот однажды лисенок гулял по лесу, как вдруг заметил, что белочка которая хотела прыгнуть на ветку  упала. Лисенок сразу прибежал на помощь. Он помог белочке добраться до дома. Сообщил по лесному радио о помощи. С тех пор зверята подружились с лисенком. Перестали его обзывать, гордились, что у них есть такой друг. И если ему нужна была помощь, они помогали.

 Обсуждение:

-Почему зверята не хотели играть с лисенком?

-Что чувствовал лисенок?

 Педагог: Ребята, есть такие люди, у которых зрение плохое, ушки не слышат, ножки болят – у них слабое здоровье. У нас с вами много возможностей – и видеть, и слышать, и ходить, играть, что-то делать своими руками. А эти люди не имеют таких возможностей.  Это люди с ограниченными возможностями. Как мы можем им помочь? Поможем перейти им дорогу, отнести сумку, коляску повезти. Мы к этим людям должны относиться с уважением, как и в нашей сказке.

Как можно пожалеть?

Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будете себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?

Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будете жалеть одинаково?

Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.

Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.

Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

Давайте и мы с вами поиграем в игру. Я завяжу глаза одному ребенку. А второй  взяв его за руку должен провести  по лесному маршруту. Игра проводится до тех пор, пока  все дети не побудут в разных ролях.

Обсуждение:

-Сложно было вести другого человека.

-А сложно ли  было идти с завязанными глазами.

 Лесовичок: Ребята, а вы красивые? Красивый человек, это какой человек? У нас в лесу есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Психолог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них.

А теперь давайте нарисуем нашего лисенка. Подумайте, как его можно изобразить и его друзей.

 Лесовичок: Молодцы! Вы оживили сказку с помощью ваших рисунков.

 Педагог: Ребята нам пора возвращаться из сказочного леса. Вижу, вам было интересно, весело. Прощаемся с нашим героем Лесовичком. Но мы с вами еще не раз побываем в лесу (дети закрывают глаза).

Пока вы еще в сказочном лесу. Но вдруг  вы увидели тропинку. Вы прощаетесь с волшебным лесом, и по тропинке идете назад в нашу группу.

Все дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Тема:  «Добру откроем мы сердца»

Цель: формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых; закрепить представление о добре и зле с использованием мимики, интонаций, жестов; дать понять, что каждому человеку дана свобода выбора: творить добро или зло; учить сопереживать.

Материалы и оборудование: набор карточек желтого и коричневого цвета по количеству детей; игрушки новые и имеющие ненадлежащий вид, по числу детей в группе; аудиозапись песни « Что такое доброта».

Описание деятельности.

 1.Звукозапись песни « Что такое доброта» в исполнении группы "Барбарики».

 2.Чтение стихотворения с последующей беседой о добре.

 Быть легче добрым или злым?

 Наверно, легче злым.

 Быть добрым – значит отдавать

 Тепло свое другим.

 Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

 И радости порой не знать,

 Заботясь о других.

 Конечно, доброму трудней,

 И все же посмотри:

 Как много у него друзей!

 А злой всегда – один…

3. Ситуативный разговор.

 -Ребята, а как думаете вы, что такое добро? ( рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".

4. Игра « Выбери игрушку».

Дети приглашаются на ковер, где разложены игрушки. Педагог предлагает из игрушек выбрать ту, с которой хотелось бы поиграть. (Предложены игрушки новые и игрушки, имеющие неопрятный вид, какие-нибудь дефекты, например, сломано колесо у машинки, или нет руки у куклы.) После того как дети выбрали себе игрушки, выяснить, почему выбрал ту или другую игрушку. Спросить, почему есть те игрушки, которые никто не выбрал. Подвести детей к рассуждению о том, что видимо с ними плохо обращались, не по-доброму, предложить детям починить в свободное время испорченные игрушки.

 5.Ролевая гимнастика:

 С помощью мимики и пантомимики изобразить добрый поступок или злой. (Кто-то по очереди изображает задуманное, а остальные пытаются угадать задумано добро или зло.)

 6.Ситуация-упражнение «Незаконченные предложения».

 Педагог читает  незаконченные предложения, а дети должны придумать для них добрый и злой конец.

 • Девочка нашла котенка…

 • Мальчик нашел забытую игрушку и…

 • Мама заболела и ее сын...

 • Старенькая бабушка уронила палочку и…

 • Дети слепили красивого снеговика, а Миша проходя мимо…

 • Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…

 • Девочка Таня порезала палец, и ее подружка...

 • Маленькая девочка потерялась и Света…

Тема:  «В мире доброты»

Цель. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность;

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции;

Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

 Материалы. Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый, голубой; декорации сада (скамейка, деревья и т. д).

Ход занятия.

Дети сидят на стульях.

Педагог: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...

Дети: Привет!

Педагог: Небу ясному...

Дети: Привет!

Педагог: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Педагог: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы понимаете, что такое доброта?

Дети: Ответы.

Педагог: Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово - доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно! Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети: О человеке, поступке, дне, вечере, пути и т. д.

Педагог: Добрый человек!  А добрый, значит, он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный. ..

Педагог: А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый. ..

Педагог: Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус?

Дети: Ответы.

Педагог: Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?

Дети: В поступках, действиях, чувствах человека.

Педагог: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.

Дети: Ответы.

Педагог: Легко ли быть добрым?

Дети: Ответы.

Педагог:  Я вам сейчас прочту стихотворение И. Тулуповой «Доброта». И с помощью стихов мы узнаем, легко быть добрым.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и Дети:

Педагог: Прекрасное стихотворение! И ещё я вам расскажу, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю,

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда -

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Педагог: Теперь немного поиграем. Поможем маме со стиркой белья.

Физкультминутка.

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

1, 2, 3, 4

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились

Педагог: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом…

Педагог: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении. ..

Педагог: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

Педагог: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.

Инсценировка сюжета.

«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички.

- Ай-ай - (заплакала девочка).

На крик прибежала девочкина мать Она посмотрела сурова.

- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.

- Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»

- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово»-подумал мальчик. Мальчик с девочкой помирились.

Педагог: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем?

Дети: Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, веселее было играть

Педагог: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться?

Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.

Педагог: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста.

Дети: Рассказы детей.

Педагог: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман. Почему?

Дети: Ответы.

Педагог: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что. ..»

Дети: Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду.

Педагог: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать?

Дети: Извиняться!

Педагог: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что»

Дети: Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение Чтобы стало легче находиться вместе.

Педагог: Что чувствует человек, перед котором извинились?

Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились.

Педагог: И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя.

Педагог: Предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».

Зеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день.

Растает даже снежная глыба от слова теплого... Спасибо.

Если тебя бранят за шалости, надо сказать... Прости пожалуйста.

Где бы ни были, на прощание мы говорим... До свидания.

Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь... Здравствуйте.

Педагог: Вы правильно назвали «волшебные» слова. а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру. Игра «Вежливость» в руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый. Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.

Дети: Ответы.

Тема: «В плену у королевы Грубости»

Цель: формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; закрепить правила поведения в общественных местах; учить речевому общению в коллективе.

Материал: телеграмма от феи, картинки на правила поведения в транспорте, магнитофонная запись голоса королевы Грубости, маски с разным выражением лица, картинки с изображением хороших и плохих поступков, дерево, цветы, заготовки для цветов вежливости и грубости, кукла, сундук.

Ход занятия

Педагог: Ребята, нам пришла телеграмма от феи Вежливости. Давайте её прочитаем.

Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая королева Грубости. Помогите мне, выручите меня из беды. Фея Вежливости.

Педагог: Что будем делать? (ответы детей) Значит, решили освободить фею, а трудностей вы не боитесь?

Вбегает Шапокляк.

Шапокляк: Ой, куда это вы собрались?

Педагог: Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, мы не знаем, кто вы.

Шапокляк: Я – злая старуха шапокляк, люблю вредничать, пакостить, люблю невоспитанных детей.

Педагог: Ребята, как вы думаете, мы может взять с собой Шапокляк? (Ответы детей.) Вот видишь, не хотят ребята с тобой дружить и идти вместе с тобой выручить из беды фею Вежливости.

Шапокляк: Ну ладно, я всё равно отправляюсь за вами и буду вам мешать!

Педагог: Ребята, как поступить? Давайте подумаем. (Дети с воспитателем встают в плотный круг, чувствуя плечо друга.)

Педагог: Уважаемая Шапокляк, мы посоветовались и решили, что возьмём тебя с собой, но с условием, что ты будешь воспитанной и вежливой. Итак, в путь! Нам придётся добираться на троллейбусе. Садитесь. Шапокляк есть конфету и мусорит.

Педагог: Уважаемая Шапокляк, вы нарушает правила поведения в транспорте, наши ребята хорошо их усвоили. Расскажите, какие правила поведения вы знаете (показывает картинки). Дети называют.

Шапокляк: Какие воспитанные, как много знаю правил! Я тоже не буду их нарушать.

Педагог: Ребята, мы с вами приехали во владения королевы Грубости, выходите из троллейбуса.

Голос королевы Грубости (звучит магнитофонная запись). Я –королева Грубости, и вы попали в моё царство! Я захватила в плен фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, невежливыми. Но её можно освободить, выполнить три моих задания.

Педагог: Что же мы будем делать? Вы не испугались? Вам хотелось бы, чтобы все люди были невежливыми? (Ответы детей.)

Педагог: Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше всего подходит к королеве Грубости, мы её не видели, на голос слышали. (Дети находят и объясняют свой выбор.) Ребята, а попробуйте определить позу, в которой находится королева Грубости, покажите её.

Голос королевы Грубости: Итак, первое задание: чтобы выручить фею, нужно выбрать правильный путь. Ищите этот путь.

Педагог: Ребята, смотрите, здесь действительно две дороги. (На одной –картинки с изображением хороших поступков, а на другой –плохих.) По какому пути нам нужно идти?

Шапокляк: А я выбрала и пойду по дороге плохих поступков. Кто со мной?

Педагог: Что ты, Шапокляк, послушай, что тебе скажут дети. (Дети объясняют, почему надо идти по дороге хороших поступков.)

Голос королевы Грубости: Вы правильно выбрали дорогу, но вот второе задание. На вашем пути будет заколдованное дерево, попробуйте его расколдовать.

Педагог: Смотрите, ребята, действительно дерево. Я знаю, как его расколдовать: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости. (Дети рассказывают и украшают дерево цветами.)

Шапокляк: Я тоже знаю одну пословицу: «Вежливости открываются все двери».

Голос королевы Грубости: Молодцы! Вот третье здание. Выложите цвета вежливости на волшебной поляне, и тогда я верну вашу фею.

Педагог: Ребята, скорей сюда, мы с вами на волшебной поляне. Выкладывайте цветы вежливости. Какого цвета будете брать лепестки? (Нежные, розовые, яркие, солнечные, радостные и т. д.) Объясните, почему? (Ответы детей.)

Шапокляк: Я тоже хочу выложить такой же цветок. (Выкладывает цветок тёмных тонов.)

Педагог: Дети, посмотрите, Шапокляк выложила цветок, но разве он похож на цветок вежливости? А как бы его назвали? (Цветок грубости.) А почему?

Шапокляк: Да, действительно, ваши цветы красивее.

Голос королев Грубости: Итак, вы выполнили все мои задания, получайте свою фею Вежливости.

Педагог: Достаёт из-за ширмы куклы. А вот и фея Вежливости!

Фея: Здравствуйте, ребята, спасибо, что выручили меня. Вы не испугались трудного путешествия, выполнили все задания злой королев. Только воспитанные, вежливые дети смогли победить грубость. Ребята, у меня для вас есть волшебный сундучок, в нём лежит сюрприз, но открыть его можно только с помощь волшебных слов.

Шапокляк: (Берёт сундучок.) Да я его и так открою. Эй, сундук, откройся!

Педагог: Ребята, какие волшебные слова и стихи про волшебные слово вы знаете? (Дети читают.)

«Здравствуйте»

«Здравствуйте!»-

Ты скажешь человеку.

 «Здравствуй», - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будем много лет!

«Доброго пути»

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь,

Тоже к доброму чему-нибудь.

«Пожалуйста»

Слово «пожалуйста»

Повторяем мы поминутно.

Но, пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

«Будьте добрым»

Будьте добры-

Это я говорю по секрету.

Будьте добры-

И не ждите за это конфету.

А. Кондратьева

Шапокляк: Надо же, сундучок открывается.

Эй, ребята, налетайте,

И подарочки хватайте,

По карманам их пихайте!

Педагог: Нельзя так говорить, а то сундучок снова закроется. Да и ребята молодцы, никто из сундучка ничего не взял.

Шапокляк:

Не поверю никогда,

Чтобы вежливой была,

Вот такая «мелкота»

Фея: Ребята, вам пора возвращаться обратно к себе домой. Я думаю, что вы многому научились и научили старуху Шапокляк быть вежливой старушкой.

Фея говорит волшебные слова:

 «Раз, два, покружись,

В своей группе очутись!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно – физическому воспитанию. Тема: «В здоровом теле - здоровый дух».

Цель:  воспитание в детях убеждения в том, что  здоровье является важным условием для счастливой жизни.Задачи: - обсудить с детьми  проблемы физического развития и нравственн...

Технологическая карта занятия по нравственному воспитанию 9-классников в условиях школы-интерната с использованием элементов ИКТ, с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами

Технологическая карта занятия по нравственному воспитанию 9-классников в условиях школы-интерната с использованием элементов ИКТ, с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросамиЗанятие  орган...

Занятие по нравственному воспитанию. Красота природы. Красота души.

Раскрыть понятие "красота души человека". Дать представление о том, что человек часть природы. Воспитывать через природу нравственные качества. Развивать эстетический вкус при знакомстве с художествен...

Конспект занятия по нравственному воспитанию

Конспект занятия по нравственному воспитанию детей с нарушением слуха....

К О Н С П Е К Т занятия по нравственному воспитанию: «ПРАЗДНИК ДОБРОТЫ И ВЕЖЛИВОСТИ»

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи. Закрепить знание детей о значении слов – добро, доброта, вежливость....

Использование различных форм проведения коррекционно-развивающих занятий по нравственному воспитанию

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»

Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»...