Родительское собрание "Выбор профессии"
консультация (9 класс) на тему

Блохина Ольга Сергеевна

Рассматриваемые вопросы:Самоопределение и выбор жизненного пути.

Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.

Влияние семьи на выбор профессии и стремление подростка продолжить образование. Альтернативность получения среднего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vybor_professii.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

по теме: «Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение»

Вопросы для обсуждения:

Самоопределение и выбор жизненного пути.

Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.

Влияние семьи на выбор профессии и стремление подростка продолжить образование. Альтернативность получения среднего образования.

Форма проведения – консультативный пункт

Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодняшнюю жизнь осмысленной. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения.

Смысл жизни определяет и нравственный облик человека. Вопрос о смысле жизни возникает у людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается о смысле жизни. Но у подростков вопрос этот возникает впервые в силу развития самосознания. И в этом особая трудность, ибо опыта ответа на него еще нет. Конечно, каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по-своему. Общих рецептов нет. Но некоторые советы своим детям могут и должны дать родители:

– остановитесь, задумайтесь, всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, что вы хотите, не пора ли вам поразмыслить о смысле и цели своей жизни;

– оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь;

– подумайте о своих родителях, учителях, сколько раз вы их обижали, в чем помогали, советовались с ними;

– подумайте о нашей Отчизне, как ей сейчас тяжело, чем вы можете ей помочь.

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ. Профессиональное самоопределение включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии, это длительный процесс, который завершается актом реализации профессионального намерения.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Предлагаем для подростков ситуацию выбора профессии:

При выборе профессии необходимо учитывать:

– желания, интересы и склонности личности – «хочу»;

– человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу»;

– потребности рынка труда в кадрах – «надо».

П р а в и л а   в ы б о р а  п р о ф е с с и и:

1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка).

3. Избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

4. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.

5. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии.

6. Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию.

7. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

8. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

9. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о избираемой профессии. (Источником таких знаний могут быть учебные экскурсии, занятия, беседы со специалистами, изучение литературы и т. д.). Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы. Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Профессиограмма позволяет быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психическим свойствам человека, включенного в данную деятельность (мышление, внимание, восприятие и т. д.). С ними родители со своими детьми могут познакомиться в специальных службах профессиональной ориентации молодежи города или района.

Выбор жизненного пути во многом определяет интересы человека, его увлечения и склонности. Интересы и склонности являются побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии. Особую ценность при этом представляют устойчивые, содержательные, глубокие интересы, стимулирующие активный выбор трудового пути. Только в том случае, когда с интересами связаны жизненные и профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении, расположенности к какой-либо деятельности; качество же выполнения этой деятельности, ее успешность и уровень достижений зависят от того, как эта деятельность выполняется, т. е. способностей человека.

Способности человека не являются врожденными, их формирование происходит в процессе определенной деятельности на основе задатков; успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразных у каждого человека и характеризующих его как личность.

Предлагаем таблицу «Свойства специальных способностей» (по Е. А. Климову):

ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п.

ТЕХНИЧЕСКИЕ

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах, станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Методические рекомендации

В качестве дополнительного материала и в качестве обсуждения можно использовать рекомендации по выбору профессии.

Ошибки при выборе профессии

Ваш выбор: могу + хочу + надо

Упражнение-разминка.

Называется профессия, все обдумывают, кому из товарищей она более всего подходит. По сигналу все показывают рукой на выбранного человека.

Итак, вашим детям предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих – нужна людям, обществу.

В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

«Хочу» – это желания, интересы, склонности личности. «Могу» – это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

«Надо» – это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда – приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.

Первое, что надо решить, – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

– социальный заказ, положение на рынке труда;

– уровень материального обеспечения семьи;

– возможности получения помощи в обучении;

– условия оплаты труда в данной сфере;

– местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

И третья часть выбора – учесть возможности ребенка («Я-могу»):

– интересы, склонности;

– успехи в учёбе и потенциальные способности;

– свои сильные и слабые стороны;

– состояние здоровья.

Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.

Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается :

– на знаниях о мире профессий;

– знаниях о выбираемой конкретной профессии;

– изучении своих интересов;

– изучении своих способностей;

– знании своих сильных и слабых качеств;

– состоянии своего здоровья;

– учёте материальных условий семьи;

– учёте ситуации на рынке труда.

Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.

По окончании родительского собрания можно предложить родителям памятки или обсудить их в группах:

1. Рекомендации по выбору профессии:

– Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.

– Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.

– Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).

– Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.

– Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).

– Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.

Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.

– Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.

– Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.

– Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.

– Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.

– Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.

– Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.

Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

2. Ошибки при выборе профессии:

– увлечение внешней или частной стороной профессии;

– незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

– неумение разбираться в своих способностях;

– неумение разбираться в мотивах выбора и т. д.;

– незнание пути получения профессии;

– неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;

– перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;

– отождествление школьного учебного предмета с профессией;

– устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект родительского собрания и классного часа по теме "Моя будущая профессия"

Разработки родительского собрания и классного часа и приложения к ним  могут  быть использованы классными руководителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида в п...

Родительское собрание "Правильный выбор профессии"

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.   Человек, выбирающий свою будущую пр...

Родительское собрание на тему: "Выбираем профессию".

Родительское собрание в виде устного журнала. Страница1. "Если ты не Моцарт"...

Родительское собрание на тему: "Выбираем профессию"(продолжение)

Продолжение родительского собрания. Страница 2-4 устного журнала....

Сценарий родительского всеобуча «Профессия и рынок труда, рабочие специальности»

Материал родительского всеобуча «Профессия и рынок труда, рабочие специальности» предназначен для классных руководителей и кураторов по профориентации. Сценарий составлен для родителей обучающихс...

Родительское собрание "Профессии, которые выбирают наши дети".

Родительское собрание по профориентации в 9 классе....