Главные вкладки

    Статья на тему:
    Взамопонимание между родителем и подростком

    В статье рассказвается  как найти взамопонимание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Взаимопонимание между подростком и родителем»

    Подростковый возраст – несомненно, самый трудный, сложный из всех детских возрастов. Он характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка.

    Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определённые психологические особенности, поведенческие модели, специфически подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды.

    Специфичными новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

    Чувство взрослости. Подросток хочет, чтобы к нему относились как взрослому. Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый перестраивает своё отношение к подростку. Но переходу к новым отношениям между ними препятствуют моменты: его полная материальная зависимость, привычка взрослого направлять и контролировать подростка, сохранение у подростка детских черт в облике и поведении, отсутствие умений действовать самостоятельно.

    Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам.

    Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис.

    Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др.

    Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

    Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных.

    Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, предприимчивость, происходит выбор будущей профессии. У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

    Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

    Рекомендации для родителей по достижению взаимопонимания с подростком

    1. Принимайте своего ребёнка (это не означает, что вы даете любовь за его красоту, ум, юмор, сообразительность, отличную учебу или хорошие дела и поступки. Вы любите его вопреки всему), внимательно слушайте его  и научитесь слышать (переживания и потребности сына или дочери. Главное открытие во взаимопонимании с подростком – понять его. Самый действенный способ – метод активного слушания),  совместное время препровождение (проявление интереса к его увлечениям, соучастие),  невмешательство в его занятия (которые он в состоянии выполнить самостоятельно), оказание помощи (тогда, когда он просит об этом или тогда, когда в ней нуждается), разделяйте и поддерживайте его (в успехах и неудачах), доверительные отношения,  конструктивное решение конфликтов (то есть  прояснение конфликтной ситуации и  совместный поиск путей решения), в повседневном общении  используйте теплые, приветливые фразы: как вы рады его видеть, как вам замечательно с ним, как вы гордитесь, что он сделал, как вы соскучились; просьба что-то выполнить вместе (посидеть, поговорить, поделать). Периодически хвалите его, а также его действия и поступки), обнимашки (от четырех до восьми раз в день, в любой ситуации).

    Гармоничные взаимоотношения с подростками строятся на любви, доверии и понимании. Любите и будете любимы, старайтесь слушать, и будете услышаны, понимайте и будете понятыми.

    подготовила социальный педагог

     МОУ «Красночикойская СОШ №2» Малых Наталия Васильевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные причины конфликтов между родителями и детьми

    По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является "неустойчивость родительского восприятия". Как это понимать?...

    Конфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения

    Родительское собраниеКонфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения.Аннотация - В основе всякого конфликта лежит противоречие.- Противоречие, которое лежит в основе конфликта...

    Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

    небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

    Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления

    Возник конфликт между ребёнком и родителем и, к сожалению, не решён, а углубляется…Как разрешать противоречия так, чтобы выигрывали все?Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живём в ми...

    Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".

    Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....

    беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

    рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей...

    План конспект урока английского языка в 10 классе. Семейные взаимоотношения. Конфликты между родителями и подростками.

    Урок разработан на основе УМК Enjoy English  10 класс под редакцией Биболетова М.З., Бабушис Е.Е. .Урок: Систематизации знаний (общеметодологической направленности). В ходе урока выполняются след...