Родительское собрание "Мы выбираем жизнь!"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий общего родительского собрания
«Мы выбираем жизнь!»
(профилактика суицидального поведения подростков)
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хотел бы затронуть одну из самых сложных тем на сегодняшний день. Хотелось бы начать с небольшого фильма … (просмотр фильма).
Сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами о проблемах, которые ребенок не может решить самостоятельно, без помощи близких людей. (Презентация «Проблемы, которые ребенок не может решить сам»)
1. Одна из самых странных, но страшных проблема «Сети интернет», то есть сайты глобальной Сети.
Очень часто суициды происходят из-за травли в интернете и угроз в соц. сетях, так называемых клубах самоубийц, в которых проповедуют добровольный уход из жизни. За последние три года закрыли около двадцати таких сайтов.
Ведь о намерениях совершить суицид школьники могут написать на своей страничке, но на это никто не реагирует.
Родители должны интересоваться, на каких сайтах бывают их дети и что пишут в Сети.
Уважаемые родители, задумайтесь! Периодически проверяйте историю загрузок и посещений сайтов.
2. Неразделенная любовь
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессивное состояние, вызванное потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Так 2-е 15-летние школьницы прыгнули с 10 этажа, были найдены предсмертные записки.
В них школьницы объясняли, что толкнуло их на суицид. В записках девушки просили прощения у родителей и объясняли, что сводят счеты с жизнью из-за неразделенной любви.
По версии следствия, девочки выпрыгнули из окна находясь в состоянии алкогольного опьянения… это еще одна причина, которая толкает детей к суициду, или под воздействием наркосодержащих веществ. Эти девочки были из благополучных семей, и ничто не предвещало трагедии. Так же известно что одна из школьниц по этой же причине напилась таблеток фенозепама. К счастью ее удалось спасти.
Уважаемые родители! Нельзя смеяться, даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в 12 лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Сереж". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение – "ничего".
Поэтому будьте повнимательнее к своим детям. Радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому человеку. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы".
Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят!
3. Проблема № 3: Внешность подростка!
В жизни всякого подростка бывает период, более или менее длительный, когда неудовлетворенность собственной внешностью мучает постоянно, мысли о своей непривлекательности не дают покоя, становятся навязчивыми. Подросток присматривается к себе, много времени проводит у зеркала, без конца переодевается и причесывается, пытается замаскировать заметные только ему изъяны.
Переживания эти для него тяжелы и очень интимны, поделиться ими нелегко, и особенно с родителями: подросток отмалчивается, грустит или злится, срывается на каждое слово.
Внешний вид и манера одеваться в первую очередь становится камнем преткновения. Мы не понимаем, что любое суждение о его внешности ранит подростка. Как правило, недовольный собой, он прилагает массу усилий, чтобы изменить себя, и это может привести к стрессу и депрессии.
4. 4 проблема и продолжение предыдущей – это «Лишний вес».
Лишний вес у подростков на сегодняшний день очень распространен, из-за чего девочки часто сидят на диетах, иногда вовсе отказываются от приема пищи, а как вы понимаете, это влечет свои последствия. Распространена булимия, либо наоборот анорексия. И первое и второе очень страшны, так как приводят к негативному состоянию не только организм ребенка, но и его психику.
5. 5 проблема – это нехватка карманных денег, на мелкие личные расходы.
Это не говорит о том, что ребенка нужно заваливать деньгами, нет конечно. Но из-за их нехватки, ребенок может пойти на воровство, ограбление и так далее. И при возникших проблемах, ребенок боится обратиться к родителям, так как семья его обязательно осудит. И снова та же проблема – это постоянная нервозность, замкнутость, избегание общения, откуда опять же вытекает постоянный стресс и депрессия.
6. Еще одной не очень приятной проблемой являются насмешки со стороны сверстников.
Сегодня видна картина жуткой жестокости со стороны подростков по отношению, как к взрослым, так и своим сверстникам.
Легкая добыча для любителей поиздеваться обидчивые дети, которые поддаются на провокации со стороны сверстников, начинают реветь или бросаются на обидчиков с кулаками из-за любого замечания, шутки. Сверстников такое поведение только раззадоривает.
В происходящем, несомненно, виноваты и взрослые (родители участников конфликта, воспитатели и учителя). Именно равнодушие и попустительство позволяют ситуации выйти из-под контроля, и перерасти в серьезную проблему – драки, преследование, издевательства, доведение до отчаяния, безысходности.
Родители по-разному стараются защитить своих детей от нападок сверстников. Одни пытаются подготовить ребенка к жизни, в коллективе развивая его физически, приучая его к независимости и самостоятельности, другие лично встают на защиту своего чада.
Как помочь ребенку наладить отношения со сверстниками в школе
Не надо бояться конфликтов со сверстниками – они неизбежны. Надо быть готовым к тому, что дети могут испытывать неприязнь к вашему ребенку, или будут к нему равнодушны. Подготовьте ребенка к тому, что не все окружающие будут его любить, кому-то он может быть неприятен, кто-то с ним не согласен, кто-то на него обижается, кому-то мешает.
Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
Задача родителей обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему «как у всех в классе».
Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.
Необходимо всячески способствовать участию ребенка в общих мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.
Не старайтесь справиться с ситуацией в одиночку, обязательно привлеките в союзники учителей, школьного психолога и других родителей. Отчитывая обидчика, угрожая ему, или делая выговор его родителям, вы не помогаете, а вредите своему ребенку.
Эффективному взаимодействию с окружающими ребенка могут научить, только родители. Ведь наиболее важным является тот пример, который подают родители детям, общаясь с другими людьми. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство.
7. Следующая проблема – это постоянные стрессы из-за учебы.
Самоубийства из-за двойки и ЕГЭ стали частыми. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. Перегрузки и большие требования в школе, страх не оправдать надежды родителей, напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда появляются страх, тревога, переживания. От перенапряжения наши маленькие люди, просто сходят с ума.
Чтобы учебный процесс проходил ровно, без конфликтов, необходимо для учеников создавать ситуацию успеха – не пропускать занятия без уважительных причин, регулярно готовить домашние задания, к ЕГЭ И ГИА нужно готовиться и не за месяц до экзамена, а с начала учебного года. Необходимо вам, уважаемые родители оказывать и помощь детям и контролировать весь учебный процесс, несмотря на то, что вы доверяете своим детям. Заглядывайте в дневник чаще, говорите больше о том, есть ли проблемы у ребенка с учебой.
8. Депрессивное состояние.
Подростковый возраст-это всегда тревожное время, когда многие физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения сопутствуют их жизни.
Нереальные ожидания могут создать сильное чувство неприятия и могут привести к глубокому разочарованию. Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки часто реагируют чрезмерно. Многие молодые люди считают, что жизнь не справедлива. Они чувствуют себя запутанными. Хуже того, подростки подвергаются мощной бомбардировке противоречивых сообщений от родителей, друзей и общества.
Сегодняшние подростки видят много лишнего - по телевизору, в школе, в журналах и в Интернете. Они также вынуждены узнавать об угрозе СПИДа, даже если они не являются сексуально активными.
Подростки нуждаются в руководстве взрослых больше, чем когда-либо, чтобы понять все физические и эмоциональные изменения, которые они испытывают. Когда у подростков проблемы в настроении, это может свидетельствовать о серьезных эмоциональных или психических расстройствах, на которые необходимо обратить внимание. Возможно у них подростковая депрессия. Родители или их опекуны должны принять меры.
9 проблема - это непонимание в семье.
Все родители без исключения, когда-то были детьми и в свою очередь, сталкивались с непониманием взрослых, своих же родителей, это как «круговорот веществ в природе». Прежде чем требовать от ребенка, пусть даже подростка, это все равно ребенок, нужно вспомнить, что требовали от вас, и что приводило к дискомфорту в общении с родителями?
Ошибочное мнение всех родителей, если они старше, значит умнее, да родители старше, но это не значит, что им не чему научится у своих детей. Детскую интуицию нельзя обосновать логически, ее нельзя понять, но в нее нужно верить, ребенок чувствует интуитивно намного больше, чем взрослые и может дать совет, просто потому что, очень любит своих родителей.
Смотря на суровые будни, родители часто делают преждевременные выводы, насчет друзей своих детей, с кем они проводят время, не всегда подростки распивают спиртные напитки и ведут аморальный образ жизни, они просто общаются с детьми, ради общения.
Родители в своем ребенке хотят реализовать свои мечты, свои стремления, например, мечтала мама стать балериной, а у нее не получилось, не было возможности, она непременно хочет видеть дочь на своем месте. А у дочери спросить забили, быть может, дочь совершенно не хочет заниматься бальными танцами, а ей по душе игра на музыкальном инструменте? Не нужно делать из ребенка узкоспециализированную личность, а развивать ребенка всесторонне и комплексно.
МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
- Страх наказания, нежелание извиниться.
- Сексуальные эксцессы, беременность.
- Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
- Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Рассматриваются Признаки намерения:
Словесные признаки, поведенческие признаки и ситуационные признаки.
При словесных признаках могут быть:
- Разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».
- Намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
- Много шутят на тему самоубийства.
- Заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки могут проявляться в таких ситуациях как:
- Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
- Демонстрируют радикальные перемены в поведении.
- Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении.
- Ощущает себя жертвой насилия.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критически настроен по отношению к себе.
При возникновении подозрений на суицидальное поведение у ребенка:
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство ребенка.
- Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека.
- Оцените глубину эмоционального кризиса.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
- Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве.
Уважаемые родители прошу Вас, ПОМНИТЕ:
Без родительской поддержки ребенок часто опускает руки,
Он должен знать:
ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ ЕГО ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ,
ЧТО ВЫ ВСЕГДА ПОМОЖЕТЕ ЕМУ РЕШИТЬ ЛЮБУЮ ПРОБЛЕМУ.
Сейчас я хотел бы Вам предложить: Проверить, понимаете ли Вы своего ребенка?
Уважаемые родители! Вам предлагается маленький экспресс-тест. Он поможет определить, насколько вы готовы понимать своего ребенка.
Инструкция. На утверждения этого теста можно отвечать «да»,
«нет», «не знаю».
Утверждения:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?
2. Вы пользуетесь помощью или советами старших, когда не знаете, как реагировать на поведение своего ребенка?
3. Ваши лучшие советники в воспитании ребенка – это интуиция и опыт?
4. Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы не рассказали бы никому другому?
5. Вас обижает негативное мнение других людей о вашем ребенке?
6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение?
7. Как Вы считаете, ребенок должен иметь секреты от родителей?
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют Вас)?
9. Вы сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?
10. Вы можете удержаться от покупки интересной игры для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом?
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень)?
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?
13. Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости?
14. Вам кажется, что ребенок учит Вас новым мыслям и поведению?
15. У Вас часто происходят конфликты с ребенком?
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 , а также за каждый ответ «нет» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - Вы получаете по 10 очков.
За каждый ответ «не знаю» по 5 очков.
Подсчитайте полученные очки.
Вот что у вас получилось:
100-150 очков.
У Вас большие способности к пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – Ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, Вас можно признать примером, достойным подражания. До идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение Вашего ребенка. Рискнете?
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком Вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые Вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков.
Кажется, можно больше посочувствовать не вам, а вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если Вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте действовать иначе. Может, Вы найдете кого-то, кто Вам в этом поможет. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью Вашего ребенка.
Если Вы хотите извлечь больше информации из этого теста, то попросите ребенка ответить на вопросы теста от вашего имени: « Как ты думаешь, как на эти вопросы ответила бы мама, как ответил бы папа»?
Далее подведение итогов теста. В завершение: Презентация «Я буду любить тебя Вечно»…
«Я буду любить тебя вечно» Роберт Мунш.
Мама держит на руках маленького ребенка
И медленно его качает туда-сюда, туда-сюда.
И пока она его качает, она поет:
«Я буду любить тебя вечно,
Ты всегда мне будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»
Мальчик рос.
Он рос и рос, и рос.
Он рос и рос, и рос.
Он вырос и ему исполнилось 2 года.
Он стал бегать везде: в доме и около него
Он сбросил все книги с полок,
Он вытащил всю еду из холодильника.
Он схватил мамины часы и смыл их в унитазе.
Иногда маме хочется сказать:
«Этот ребенок сводит меня с ума!»
Но ночью, когда этот двухлетний малыш успокаивается
Мама открывает дверь в его комнату,
Подкрадывается по полу,
И если он действительно спит,
Она берет его на руки и качает туда-сюда, туда-сюда.
И пока она его качает, она поет:
«Я буду любить тебя вечно,
Ты мне всегда будешь нравиться…
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»
Маленький мальчик рос.
Он рос и рос, и рос.
Он рос, и ему исполнилось 9 лет
Он никогда не хотел приходить вовремя домой обедать,
Он никогда не хотел принимать ванну,
И когда бабушка приезжала навестить его,
Он всегда ругался с ней и говорил плохие слова.
Иногда маме хотелось продать его в зоопарк
Но ночью, когда он засыпал, мама тихо открывала дверь в его комнату,
Прокрадывалась по полу, смотрела на его кроватку.
И если он действительно спал,
Она брала этого девятилетнего мальчика на руки
И качала туда-сюда, туда-сюда.
И пока она его качала, она пела:
«Я буду любить тебя вечно,
Ты всегда мне будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»
Мальчик рос. Он рос и рос, и рос.
Он вырос и стал подростком.
У него были странные друзья,
И он носил странную одежду,
И он слушал странную музыку.
Иногда его мама чувствовала себя так, будто она находится в зоопарке
Но ночью, когда этот подросток засыпал,
Мама открывала дверь в его комнату,
Прокрадывалась по полу, смотрела на его кроватку,
И если он действительно спал,
Она брала этого большого мальчика на руки
И качала туда-сюда, туда-сюда.
И пока она его качала, она пела:
«Я буду любить тебя вечно,
Ты всегда мне будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»
Подросток рос. Он рос и рос, и рос.
Он вырос и стал взрослым мужчиной.
Он покинул свой дом,
И теперь у него есть собственный дом на другом конце города.
Но иногда темной ночью мама садится в свой старенький автомобиль
И едет на другой конец города.
И если свет в доме ее сына выключен,
Она забирается по пожарной лестнице,
Открывает окно спальни, прокрадывается по полу
И если этот большой мужчина действительно спит,
Она берет его на руки и качает туда-сюда, туда-сюда.
И пока она его качает, она поет:
«Я буду любить тебя вечно,
Ты мне всегда будешь нравиться
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»
Мама старилась,
Она старилась и старилась, и старилась.
Однажды она позвонила своему сыну и сказала:
Лучше бы тебе приехать навестить меня
Потому что я очень старая и очень больная
И тогда ее сын приехал навестить её.
Когда он вошел в комнату, она попыталась спеть песню.
Она запела:
«Я буду любить тебя вечно,
Ты всегда мне будешь нравиться…»
Но она не смогла закончить песню,
Потому что она была очень старая и очень больная
Тогда сын подошел к матери
Он взял ее на руки и начал качать туда-сюда, туда сюда.
И пока он ее качал, он пел:
«Я буду любить тебя вечно.
Ты всегда мне будешь нравиться,
И пока я живу…
Ты всегда будешь моей Мамой»
Когда сын пришел домой этой ночью, он долго стоял на ступеньках лестницы и долго думал.
Потом он вошел в комнату, где спала его маленькая дочка.
Он взял ее на руки и начал очень медленно качать ее туда-сюда, туда-сюда.
И пока он ее качал, он пел:
«Я буду любить тебя вечно,
Ты всегда мне будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни
"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...
"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни
Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...
Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»
Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....
Родительское собрание "Выбираем профессию"
родительское собрание...
Курение или здоровье - выбирайте сами, "Я выбираю жизнь"(профилактика подростковой наркомании)
Классный час -конференция....
Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"
Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"...