Теория поколений
статья по теме

Борщевская Елена Игоревна

Данный материал и презентация могут быть использованы классными рукводителями на родительских собраниях, социальными педагогами, всеми, кто интересуется педагогикой и психологией. Что является причиной конфликтов, недопонимания между родителями и подростками? Почему во все времена остается актуальной тема "отцов и детей". В своем докладе я рассмотрела причины этого через призму конфликта разных поколений. В данном докладе дается понятие "поколения", классификация поколений, краткое описание разных поколений. Поколения X, Y, Z.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад "Теория поколений"32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Основы Теории Поколений

Все мы хотим жить в мире и согласии , что же мешает нам понять детей? Как им помочь лучше понять нас как родителей и учителей, как лучше взаимодействовать нам вместе, чтобы быстрее и эффективнее решать самые разные вопросы.

Примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями, и молодежь ведет себя не так, как их родители в том же возрасте. Т.е. конфликт поколений не связан с возрастными противоречиями. Ценности формируются в возрасте до 14 лет, под влиянием исторических событий (война, полет в космос, перестройка, кризис и т.п.) и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя). У поколения, пережившего войну, голод, кризис появляются определенные ценности (экономность, запасливость, умение довольствоваться малым); если он растет во времена процветания и экономического роста, то его ценности другие (умение работать с перспективой, активность, настрой на победу). Ценности не меняются в течение жизни и влияют на все — на взгляды на мир, отношение к работе, стиль потребления.

Один из главных вопросов, который решает Теория Поколений - развитие умения разговаривать с другими поколениями так, чтобы они лучше слышали и понимали нас.

Теорию Поколений создали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году. Они независимо друг от друга решили подробно изучить такие понятия, как поколения. Их внимание привлек известный конфликт поколений. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.

Выделяют следующие поколения:

1. «Поколение победителей» или «Великое поколение» (1900-1923 г.р.)

2. «Молчаливое поколение» (1923-1943 г.р.)

3. «Поколение Беби-Бумеров» (1943-1963 г.р.)

4. «Поколение Х» или «Неизвестного поколения» (1963-1982 г.р.)

5. Поколение Y» или «Поколение Миллениум» (1982-2000)

6. «Поколение Z» (2000-2010)

«Поколением альфа» (с 2010 года).

Итак, Поколение — это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями.


1. «Поколение победителей» или «Великое поколение» (1900-1923 г.р.) - воевали в Первой мировой войне: в России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов и гражданской войны, коллективизации, электрификации. Для них характерно: трудолюбие, ответственность, семья и семейные традиции, категоричность суждений, а также приверженность идеологии.

2. «Молчаливое поколение» (1923-1943 г.р.) – в России влияние на этих людей оказали: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, коллективизация, голод, лишения, переживание горя и потерь, изоляция от внешнего мира, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение, коллективизм.

3. «Поколение Беби-Бумеров» (1943-1963 г.р.) - В виде демографического взрыва народилось поколение «бебибумеров»: окончание Великой Отечественной войны, подъем экономики, материальное процветание, «оттепель», покорение космоса, существование мировой супердержавы, холодная война, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания, лучший спорт, пионерские лагеря. Их ценности – «государство – единая семья», «все люди – братья». Эти люди оптимисты и идеалисты, заинтересованы в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и командный дух. Им интересно заниматься тем, что приносит пользу людям, стране, им интересен процесс труда. Это поколение является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость.

4. «Поколение Х» или «Неизвестное поколение» (1963-1982 г.р.) – 36 – 56 лет - продолжение холодной войны, период застоя, СПИД, наркотики, война в Афганистане, летние Олимпийские игры в Москве.

С детства привыкли к самостоятельности: сами приходили из школы, разогревали обед, гуляли, много и самостоятельно читали, ходили в библиотеки, их так и называли — «дети с ключом на шее». С энтузиазмом занимались общественной деятельностью: собирали металлолом, макулатуру. Поколение Х очень любит учиться, им важны именно знания. Вырастая, они продолжают много читать, стремятся учиться новому в течение всей жизни, развиваться в профессиональном плане. Их характеризуют: ответственность, добросовестность, прагматизм, надежда на себя, стремление учиться в течение всей жизни, готовность к изменениям. Именно для поколения Х являются ценностью человеческие отношения: дружба, взаимовыручка, коллектив, внимание к людям.

Главная проблема поколения Х, тянущего на себе все — усталость. Именно этому поколению пришлось учиться перестраиваться под влиянием внешних обстоятельств, чтобы оказаться успешным в новых условиях. Например, многие в зрелом возрасте


получали высшее образование, меняли сферы деятельности, приспосабливались под новый темп жизни: осваивали компьютеры, различные программы, интернет. Отсюда — невероятно высокий уровень инфарктов, нервных срывов и большое количество разводов.

5. «Поколение Y» или «Поколение Миллениум» (1982-2000) 18 – 35 года: глобализация, появление массовых коммуникаций и интернета, бурное развитие информационных технологий, мобильной связи, а также распад СССР, рыночные реформы, политическая либерализация, катастрофа на Чернобыльской АЭС, дефолт, теракты.

Игреки родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое благосостояние многих семей росло. Они все больше времени проводят в Интернете и являются постоянными пользователями различных медиаресурсов. Поколение Y выросло в тепличных условиях: у них всегда были еда, игрушки, деньги, а их родители отказывали себе во всем, лишь бы обеспечить детей. «Игреки» привыкли, что все их желания выполняются, они уверены в себе и имеют высокую самооценку.

Игреки, как правило, не получили такого глубинного фундаментального системного образования, как Иксы, и многие из них предпочли развиваться одновременно в нескольких областях. Они отличаются высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией. Это в большей степени люди с высшим образованием, карьерный рост не является для них основой успеха, им важнее попробовать себя сразу в нескольких областях, развивая свою личность и получая от работы удовольствие.

В отличие от представителя поколения Х, который с удовольствием работает за идею, Игреки не желают посвящать свою жизнь работе. Они хотят, чтобы работа давала возможность развиваться, не забывая про личную жизнь.

Хотят все и сразу, но не желают напрягаться, никакие беседы, выговоры и лишение премий здесь не действуют, для молодежи не существует авторитетов, они свободно высказывают свое мнение по любому вопросу. Поэтому их невозможно мотивировать страхом — им нужно показывать возможности. Они «на короткой ноге» с новыми технологиями и заинтересованы в их освоении. Современное поколение выросло на реалити-шоу. Поскольку молодежь не уважает власть, она ею и не возмущена. Именно поэтому они являются первыми не бунтующими подростками.

Поколение Y видело не только хорошее, оно стало свидетелем многочисленных терактов, военных конфликтов. Отсюда ощущение хрупкости мира, краткости жизни. Поэтому они живут сегодняшним днем и не строят планы на будущее. «В России «игреки» в дефиците», их мало — сказалась демографическая яма.


6. «Поколение Z» (c 2000 г.р.). Это последняя буква латинского алфавита, а в России – это «поколение Я». Больше половины подростков считают, что жить страшно, т.к. на их короткую жизнь выпало 11 сентября, крушение банков, мировой финансовый кризис, ближневосточные войны. Поколение Зет «связаны» между собой, благодаря таким вещам как интернет, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3- плееры.

На поколении Z скажется гиперопека — дети постоянно находятся под присмотром взрослых. После школы они занимаются в кружках или с репетиторами. В итоге «зеты» испытывают дефицит общения со сверстниками. В гаджетах и технологиях они разбираются лучше, чем в эмоциях людей.

Поколение Z часто растёт под одной крышей с вышедшими на пенсию бабушками и дедушками и разделяет ценности старшего поколения. У них очень мало друзей. Недостаток общения с внешним миром часто компенсируется вниманием к собственному внутреннему миру, и поколение Z, скорее всего, будет интересоваться искусством и наукой. Вообще, «зетам» сегодня доступны все виды досуга — от ярких энциклопедий и компьютерных игр до путешествий. «Зеты» станут больше конкурировать за лидерство и карьеру, чем «игреки».

Характерные черты:

Клиповое мышление. «Зетам», привыкшим с детства к визуальной информации, сложнее воспринимать тексты, чем «игрекам» (например, ребенку проще посмотреть кино, чем прочитать книгу, книги без картинок им вообще не интересны и издатели сейчас уже учитывают эти нюансы). В видео клипах по определению, отсутствует длительность, любое действие приводит к немедленному результату. В клипах посаженное дерево в следующее мгновение расцветает и дает плоды, на встречу и расставание двух людей уходят миллисекунды. Клиповость исключает такой важный фактор, как связь, преемственность событий. В связи с этим, намечается такая тенденция – неспособность многих людей системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли. Часто после произнесенной (написанной)  фразы, человек не пытается понять ее целиком, а выхватывает кусок-раздражитель, на который у него уже готов заранее ответ. Человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Рекомендации: Говорите коротко, пишите развернуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр: столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Твиттера не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов.

Клиповое мышление обладает и достоинством- это возросшая способность к многозадачности (переключаемость между задачами). Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания.

Представьте: с одной стороны, у нас в компьютере одновременно запущен скайп, открыты несколько закладок в браузере, идет работа с электронной почтой, открыты презентационный файл, Word и Excel. И работа с этими всеми вещами идет одновременно. Раньше мы не могли одновременно открыть пять тетрадок и в пяти тетрадках по очереди что-то делать. И при этом представьте себе, что вы одновременно разговариваете с друзьями.

Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.

Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещают в такую ситуацию, где им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: т.е. ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.д.

Владение теорией поколений:

  • Любые изменения начинаются с себя: определите ценности своего поколения и себя лично;
  • Разобравшись с собой, постарайтесь понять, ценности других поколений;
  • Научитесь говорить на языках разных поколений. А дальше-используйте эти знания, когда видите необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.

Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...

внеклассное мероприятие" Из поколения в поколение это богатство передалось"

литературно- музыкальная композиция,посвященная чтению,книгам и читающим семьям...

Теория графов: теория и задачи

Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...

Модуль по стандартам третьего поколения с теорией и практикой

В пособии даётся строго по программе теоритическая база изучаемого материала и множество лексико-грамматических упражнений, направленных на усвоение и закрепление изучаемого материала, кроме того подо...

Теория поколений

Теория поколений, адаптированная Евгений Шамис, все больше привлекает внимание педагогов. Предлагаемая презентация может быть использована при работе с педагогическим коллективом и для внеклассного за...

"Теория поколений"

quot;Теория поколений", общая информация....

Теория поколений.

Материал для родителей и учителей....