Родительское собрание «Шаги навстречу»
методическая разработка (7 класс) на тему

Никифорова Татьяна Александровна

Родительское собрание с участием детей «Шаги навстречу», 7 класс. Цель: предоставить возможность родителям и детям глубже узнать друг друга, настроиться на конструктивное взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_rod_sobraniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание с участием детей «Шаги навстречу», 7 класс

Цель: предоставить возможность родителям и детям глубже узнать друг друга, настроиться на конструктивное взаимодействие.

Задачи:

  • Учиться понимать друг друга на вербальном и невербальном уровне;
  • Узнать и осознать на сколько хорошо мы друг друга знаем;
  • Развитие умения чувствовать группу и отдельных ее членов, доверять;
  • Развитие эмпатии и самосознания;
  • Раскрыть внутренние резервы для развития;

Формы работы: групповая с коллективным обсуждением, разыгрыванием игровых упражнений, требующих взаимодействия.

Оборудование:
- анкеты для детей и родителей;
- плакаты с пословицами;
Оформление. Высказывания.

«Любовью и уступками достигается все» Жан Поль

«Понимание – начало согласия» Спиноза

2.По центру доски большое сердце, в центре маленькое сердечко с надписью «7 Я»,  и  фотографии семей класса в полном составе. Вокруг по всей доске следы, с обратной стороны с надписи шагов:

-взаимопонимание

-эмоциональный контакт

-безусловное принятие

-доверие

-взаимодействие

Этапы работы:

Введение.

Каждый из участников собрания получает бейджик в виде следа, на котором необходимо написать свое имя.

Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (дети с родителями).

Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители, наши дети и  я классный руководитель для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу,  чтобы лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться и т.д.

В определенный возрастной период, мы на какое - то время, как нам кажется, начинаем хуже понимать друг друга. Родители находятся на одном полюсе, их повзрослевшие уже не дети, а подростки на другом (показ на стенде). И это расстояние, к сожалению, не уменьшается, а все увеличивается и увеличивается. Давайте сегодня попробуем сделать несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.

Саша Е.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”
                                              Лангер М.
Учитель: - Так чем же является семья для автора этого произведения?
(Высказывания детей и родителей.)
Наташа К.  в роли журналиста:

- Скажите, пожалуйста, есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?

Сценка 1.

Действующие лица: мама, папа, сын.( Женя Б., Паша К., Витя К.)

В комнате сидят мама, папа, сын. Мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю.

Сын: Папа, а как начинаются войны? (Папа откладывает газету).

Папа: Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой…

Мама (вмешивается): Англия не может поссориться с Америкой.

Папа: Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоретический пример. (Отец рассердился)

Мама (повысив голос): Смешно! Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!

Папа (повысив голос): Ничего бредового я ему не внушал!

Мама: Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет! (Мама рассердилась и кинула в мужа клубок).

Сын (встает между ними): Спасибо, папа. Спасибо, мама. Теперь мне ясно, как начинаются войны. 

Сценка 2. «СТРОГИЙ ОТЕЦ»( Рита Н., Влада К., Витя К., Витя С.)

В.«Отец! Мы здесь живем в Крыму,

Покорны слову твоему,

Но мы хотим пойти туда…»

О.«Куда?»

Р.«На Карадаг встречать рассвет.

Пойдешь ты с нами?»

О.«Нет!»

В.К.«Отец! Ты видишь склоны гор.

Там хорошо разжечь костер,

Он будет сверху виден всем…»

О.«Зачем?»

В.С.«Отец! Отец! Ты обещал,

Что мы увидим перевал,

Ты говорил, что мы пойдем…»

О.«Потом!»

В.«Отец! Есть бухта за горой,

Такой на свете нет второй.

И нас в поход зовут друзья…»

О.«Нельзя!»

Р.«Отец! Отец! Скажи, когда

Ты нам ответишь словом «Да»,

И что нам делать, наконец,

Скажи, отец?»

О.«Вы дети! Вы должны меня

Не раздражать в теченье дня…

И понимать, в конце концов,

Что я похож на всех отцов».

В.К.«Отец! Ты прав, все это так,

Но мы идем на Карадаг

Твоим советам вопреки…»

О.«Да как вы смеете мальки?!

Я тоже многого хочу,

И в мыслях далеко лечу,

И часто слышал я в ответ

От папы моего лишь «не…»

А впрочем… Что-то понял я…»

ВСЕ:«Идем мы вместе, папа?» О.«Да!»

Учитель: Главное папа и дети поняли друг друга. А это так важно, когда мы можем понимать друг друга. И не только понимать, но и прощать. В  жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить и наш выбор характеризует нас самих.

 Упражнение «Письмо».

Очень часто в нашем стремительно развивающемся мире  мы не всегда находим время, чтобы подумать о себе, о своих близких.

Сейчас  вам предлагается написать небольшое послание, состоящие из 7  предложений, начинающихся с буквы «Я».

Все эти послания были  нами опущены в почтовый ящик, но к сожалению, мы их забыли подписать- не отметили на них ни адресата, ни автора письма.

Сейчас мы попробуем разобраться, кто же был автор письма- чей родитель его писал или чей подросток – поочередно происходит чтение писем, по которым подростки угадывают в них своих родителей, а те наоборот своих детей.

Итак, мы сейчас незаметно для себя сделали ПЕРВЫЙ ШАГ навстречу друг другу (переворачивается название первого шага). В этом нам помогло «Взаимопонимание».

Упражнение «Какие МЫ».

В предыдущем шаге, мы увидели какие мы разные, что иногда нам не хватает времени, чтобы лучше понять тех людей, которые рядом с нами.

Сейчас мы попробуем узнать, как мы видим друг друга.

Вопросы друг другу- «Какие у нас родители?»- детям- «Какие у нас дети? кто больше сможет назвать характеристик друг друга.

Вот мы и сделали 2-ой ШАГ по направлению  друг к другу, как оказалось очень интересные люди нас окружают!  В этом нам помог положительный настрой друг на друга или «Эмоциональный контакт» (-2-ой след).

«Счастье – это когда тебя понимают» - знаменитая фраза из фильма «Доживём до понедельника». А как часто понимаем мы, и понимают нас? Что испытывает человек, когда остаётся непонятым?

        Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он живёт и растёт. Какая она?

Учитель: - Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкету среди учащихся нашего класса. Подобную анкету мы бы хотели провести и среди родителей.
Анкета для детей
1. Кто глава вашей семьи?
2. Чем я радую своих родителей?
3. Чем огорчаю?
4. Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?
5. Что для тебя главное в семье?
6. Что бы ты хотел изменить в своей семье?
Анкета для родителей
1. Кто глава вашей семьи?
2. Чем вас радует ребёнок?
3. Чем огорчает?
4. Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?
5. Что для вас главное в семье?
6. Чтобы вы хотели изменить в своей семье?
Решение педагогических задач.( дети решают пока родители отвечают на анкеты)

1. Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице около участка. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и красный зонтик. Прибежали дети домой с находкой.

- Мама! Папа! – запыхавшись, кричали они. – Вот какие подарки мы нашли вам!

Учитель: Какие качества личности проявились у этих детей?

2. В летний лагерь к детям приехали родители и привезли гостинцы. В комнате, где жили 6 девочек, к 5-ти приехали из дома, а к одной нет. Вечером перед сном девочки ели разные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Учитель: Какие качества проявились у всех девочек?

3. Лида с Соней дружили. У Лиды тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их сверстнице Оле. В разговоре Оля с Соней рассказывали страшные истории о кладбище.

Лида попросила Соню перестать, но та отмахнулась. Лида ушла, а ночью дома плакала, что у нее теперь нет подруги.

Учитель: Какие качества девочек проявились в этой ситуации?

Дети: В поведении человека проступают нравственные качества характера.

Учитель: Важно внимательно оглядываться вокруг себя. Ведь кругом люди. Им может быть очень неуютно и даже плохо от вашей черствости, равнодушия и невоспитанности.

Дети: Давайте будем внимательны друг к другу. Человек становится сильнее даже от маленькой победы над собой.

«Мое место в семье».

Родители высказываются поочередно об обязанностях детей в их семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом. Затем классный руководитель  знакомит родителей с тем, что написали в своих анкетах дети.

Предлагаем родителям и детям соотнести свои ответы на предлагаемые анкеты и проверить, совпали ли их мнения о сложившихся отношениях в семье.
Учитель: - Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: “Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть”; или “Моя семья самая лучшая, я её люблю”. А может некоторым родителям придется задуматься над высказываниями своих детей и что-то изменить в укладе своей семьи.

Наташа К.  в роли журналиста:

- Получали ли вы в детстве двойки?

- Как к этому относились ваши родители?

Сценка

Учительница Витя, скажи-ка мне, сколько будет 7*8?

Витя: 64?

Учительница: Сколько?

Витя: Ну, 58!

Учительница: Сколько?

Витя: Ну, 49!

Учительница: Так, мне уже надоело! Ставлю тебе, Судочаков, «двойку», таблицу ты не выучил!

Витя (лег на стулья): Умираю!

Учительница: Ну, пожалуйста, не умирай! Ладно, поставлю тебе «тройку».

Витя лежит.

Учительница: Ну, ладно, «четверку».

Витя  лежит.

Учительница: Ну ладно, «пятерку» (плачет).

Витя : Людмила Юрьевна! А говорили, я таблицу не выучил. (Встает гордый).

Сценка

Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.

Мама (рассматривает тетрадь, тыкает в нее пальцем, говорит визгливо-громко): Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!

Учитель: А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!

Наташа К.  в роли журналиста:

- Наказываете ли вы своих детей? За что и как?

Сценка ( Катя К.и Настя К.)

Папа вазу опрокинул,

Кто его накажет?

«Это к счастью, это к счастью!» -

Все семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью,

Это сделал я?!

«Ты разиня, ты растяпа» -

Скажут про меня.

Наташа К.  в роли журналиста:

- Стоит ли поощрять ребенка за хорошую учебу? Как?

- Можете ли вы пообещать ребенку, исполнить его желание в обмен на хорошее поведение или учебу? Были ли у вас такие случаи?

Сценка .(Витя К. и Витя С.)

Действующие лица: сын, папа.

Папа: Если ты перейдешь в 8 класс, то я куплю тебе велосипед.

Уходят, потом возвращаются.

Папа: Ну, что перешел в 8 класс?

Сын: Перешел. А ты купил мне велосипед?

Папа: Извини, сын, я пошутил и не купил тебе велосипед.

Сын: Я тоже пошутил, я не перешел в 8  класс.

Реклама.(Витя К., Витя С., Саша Е., Паша К.)

Инсценируют мальчики.

Учителя хотят видеть нас такими… (руки сложили).

Мамы хотят видеть нас такими… (подметают).

Папы хотят видеть нас такими… (показывают мускулы).

Бабушки хотят видеть нас такими… (надувают щеки и гладят животы).

Девочки-одноклассницы хотят видеть нас такими… (опускаются на одно колено, одна рука на сердце, в другой цветок)

Мы такие, какие мы есть.


Учитель:- Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения с родителями. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.

(Дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске)

сердце матери

родители детям


лучше солнца греет

счастья не найдёшь

лучше матери

обидишь отца-мать

плохо не скажут

друга не сыщешь

* Сердце матери лучше солнца греет.
* Отец сына на худо не учит.
* Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
* Лучше матери друга не сыщешь.
* Родители детям плохо не скажут.

Песня «Сочиненье о весне»

Упражнение «Какие разные руки».

Давайте попробуем узнать, насколько мы внимательны друг к другу, насколько замечаем происходящие перемены не только внутренние, но и внешние. Подростки становятся в линию показывают взрослым свои ладони, по которым те должны угадать своего ребенка с закрытыми глазами.

Это упражнение нам помогло понять, что наши родители замечают все перемены происходящие в нас, внешние и внутренние, а нам было важно почувствовать внимание и принятие со стороны родителей. Таким образом, мы сделали следующий шаг навстречу друг другу- «Безусловное принятие»

 Упражнение «Тропа доверия».

  1. «Говорящие ладошки»

ВедущийСейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук вам надо: познакомиться друг с другом, затеять спор, поссориться, поругаться, помириться, попросить извинения друг у друга.
Обсуждение: какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему? 
Обсуждение домашнего задания: какие ситуации вызвали у вас негативную оценку, почему? Какие положительную, почему?

2.«Номерки» Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги). Всем предлагается встать в круг. 
ВедущийСейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача — как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие — не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. Начали!

Итак, вы сами убедились в том, что как необходимо общение, построенное на доверии и четком «взаимодействии» для совместного итогового Шага навстречу.

5. Заключение.

Я  благодарю участников  сегодняшнего собрания за активное, конструктивное взаимодействие, желаю терпения, взаимопонимания, доверия на пути  НАВСТРЕЧУ друг другу.

- В заключение сегодняшнего разговора хотелось бы выразить надежду, что родительское собрания помогло нам всем ближе узнать друг друга, объединиться, сделать шаг навстречу друг друга. В качестве решения собрания каждая семья  получает памятку,  Кодекс истинного родителя. Пусть она помогает всем вам трудные минуты непонимания и отчаяния.

  • Если родители  требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они  не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его  проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в семье (пусть даже по мелочам).
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок  не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Памятка для детей

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Дарите  цветы маме, бабушке, сестренке, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
  5. И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

- Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга. Буду  рада, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут ещё лучше.
- Любите и понимайте друг друга!     

Итог песня «Родительский дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание совместно с детьми "Шаги навстречу"

Собрание проводится в конце учебного года, как итог  года, всех проведенных родительских собраний и классных часов на тему " Сложности подросткового возраста"...

"Навстречу солнцу! Навстречу здоровью!"

Спортивное мероприятие, посвящённое началу учебного года. Основано на материале туристских навыков....

Презентация к родительскому собранию "Навстречу доброте"

Родительское собрание, построенное по технологии творческой мастерской, затрагивает важные вопросы воспитания нравственности и духовности...

"Шаги навстречу" родительское собрание в 7 классе

Родительское собрание в 7 классе "Шаги навстречу"Цель: предоставить возможность родителям и детям глубже узнать друг друга, настроиться на конструктивное взаимодействие....

Детско-родительское мероприятие "Шаги навстречу друг-другу"

Мероприятие создано с целью содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания и способствовать повышению эффективности взаимоотношен...

Родительский клуб "Шаг навстречу"

Цель :Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического прос...

Выступление на родительском собрании в 11 классе по теме "Навстречу ГИА" (особенности написания итогового сочинения)

Выступление на родительском собрании в 11 классе по теме "Навстречу ГИА" (особенности написания итогового сочинения)...