«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка»
статья (10 класс) на тему

Гаврилин Михаил Николаевич

В данной разработке представлен конспект родительского собрания на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Райсемёновская СОШ»

Конспект

родительского собрания

по теме:

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка»

2018 г.

Дата: 17.12.2017 г.

Тема: «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка».

Цель: педагогическое просвещение родителей об особенностях семейного воспитания.

Оборудование: стимульный материал.

Форма проведения: родительский всеобуч.

Литература:

1.     Журнал «Классный руководитель» 2008.

2.     Публикации «Семейные отношения» на сайте www.7ya.ru.

3.     Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М. 1994.

4.     Дюкина О. В. Родительские собрания.  6 класс. 2007.

5.     Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М. 1994.

6.     Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.

7.     Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.

8.     Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя. М., 2001.

Ход собрания

 I.  Вводная часть

1.1.Организационный момент

 1.2. Сообщение темы

Учитель. Здравствуйте, дорогие родители! Я рад вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено стилю семейного воспитания и его влияния на развитие ребёнка.

 II. Основная часть

2.1. Беседа по теме

III. Заклю-чительная часть

3.1. Обсуждение доклада 

Итак, тема нашего собрания «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка».

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей  с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
  2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
  3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

- Уважаемые родители, когда я готовился к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности.  Я хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ).

Каким вы хотите видеть своего ребенка?(Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко(сердечки вырезаны из ярких открыток),поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?(При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. )

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Учитель. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.

 Учитель. Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание неправильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…

Учитель. Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей:

1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий. Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопека»,  3) «Гипоопека»,  4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни».

1. «Кумир семьи».

Ø  Ребенок обожаем, любим

Ø  Любая прихоть ребенка – закон

Ø Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»

Ø  Растет капризным, своевольным эгоистом

Ø  Освобожден от всех обязанностей

2. «Гиперопека».

Ø  Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

Ø  Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

Ø  Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда

Ø  Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей

Ø  Растет безвольным, трудности в общении

3. «Гипоопека».

Ø  Ребенок предоставлен сам себе

Ø  Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

Ø  Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

Ø  Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

4. «Ежовые рукавицы».

Ø  Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

Ø  Внушают лишь подчинение

Ø  Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняется

Ø  Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

Ø  На плечи ребенка возлагается огромная  ответственность, обычно непосильная для его возраста

Ø  Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

Ø  Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни».

Ø  Когда ребенок болеет достаточно серьезным  хроническим заболеванием

Ø  Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

Ø  Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

Ø  Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

Ø  Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

Ø  Ждет сочувствия и сострадания от всех

Ø  С трудом приспосабливается к действительности

Учитель. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания).

Учитель. Уважаемые, родители!  Наши дети  написали Вам письмо-пожелание к самым близким и дорогим людям – моим родителям:

Ø  Не давайте пустых обещаний.

Ø  Не придирайтесь ко мне по пустякам.

Ø  Не читайте нотаций.

Ø  Не выбирайте мне друзей.

Ø  Не ругайте и не обзывайте меня.

Ø  Я прошу Вас просто любить меня!!!

Учитель. Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.

Мы увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

Учитель. Итак, давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки поставить по местам. Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:

- КАКОЙ ТИП  ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО  РЕБЕНКА?

- Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

- Что было самым неожиданным?

- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания внести следующее:

1.      Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.

2.      Исключить применение негативных типов воспитания в семье.

3.      Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!

На этом родительское собрание можно считать закрытым. Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

Родительский всеобуч "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве к...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

        Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом....

Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стиле...

Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"

Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"...