Практикум "Просто пойми меня"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дубасова Татьяна Николаевна

О взаимоотношениях детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_prosto_poymi_menya.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучающий практикум с родителями и детьми

по преодолению  конфликтных ситуаций в семье  

«Просто пойми меня»

Я пытался достичь сердца ребёнка словами, они часто проходили мимо него.

Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

“Как я могу пройти к сердцу этого ребёнка?” - закричал я.

Он прошептал мне на ухо: “Просто пойми меня”.

Ли Тоубер «Дети Индиго»

Организационный момент  

Упражнение  «Поздороваемся»

Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия участников занятия.  

«Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо будет делать очень быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу - хлопку - нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Я буду говорить вам, каким способом следует «поздороваться», при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнера. Итак, «здороваемся»: глазами... руками... плечами... ушами... носами... коленями... пятками...  

Спасибо, закончили.

Участники рассаживаются, предварительно разделившись на 2 группы – «родители» и «дети» Вопрос. Понравилась ли вам игра? Легко ли было действовать так быстро? Как было здороваться проще?  С кем контакт было устанавливать легче, а с кем - сложнее?»

1. Создание мотивации занятия, цели и задачи, план

Ход занятия

Предисловие. Сказ.

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

 Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да водицы испить.

- Да пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Вступительное слово ведущего. Добрый день, уважаемые родители и ребята! Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, что случилось и почему это так произошло, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Тема нашей встречи подсказана жизнью. Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях, которые должны присутствовать в каждой семье. Очень часто мы не понимаем друг друга, грубим, ссоримся. Почему? Может быть, сказывается усталость, проблемы на работе или в школе, повседневные домашние хлопоты и заботы, уроки и домашние задания. Давайте сегодня попробуем побыть одной единой большой семьей, сообща решать проблемы,  научиться новым взаимоотношениям.

Взрослым будет полезно услышать мнения детей, а ребятам важно, чтобы их услышали.

Что такое конфликты?  

-  Это столкновение интересов.   

Особенности  конфликтов

  • Во-первых, конфликты неизбежны  в жизни любого человека, касается ли это его внутреннего мира, либо разнообразных взаимоотношений с другими; попытка ухода от них чаще всего бесполезна и только усугубит их.
  • Во-вторых, конфликты большей частью можно успешно разрешить, причем, не применяя насилия, а конструктивно.
  • В-третьих, конфликты оказывают позитивное и созидательное влияние на развитие  личности, углубляя и укрепляя взаимоотношения, являясь творческими и полезными.

Человечество давно бы исчезло с лица земли, если бы люди не научились договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Цель занятия:   

  • вывод  «Формулы детско-родительской любви».  

        Задачи: 

  • выявить проблемы общения родителей и детей;
  • оказать положительное  влияние  на психоэмоциональную  атмосферу в семье;
  • способствовать  помощи в поиске  конструктивного  решения  конфликтов  в семье;
  • закрепить сотрудничество  семьи и школы;
  • рефлексия.

Аудитория: родители и дети.

2. Основная часть.   

Для того, чтобы нам было легче общаться, мы поиграем в игру «Вопрос - ответ» (вопросы задаются поочередно родителям и детям).

  • С чего начинается семья? (вопросы поочередно родителям и детям)
  • С ожидания упреков;
  • с совместных поездок;
  • с поцелуя мамы;
  • работы с отцом;
  • сказки на ночь;
  • утреннего завтрака….
  • Как встретят родители ребёнка, который в школе получил двойку?   
  • Отругают; 
  • нормально; 
  • с ремнем; 
  • огорчатся; 
  • будут заниматься дополнительно; 
  • безразлично. 
  • Если товарищ ребёнка не нравится родителям, как поступит ребёнок? 
  • Будут дружить всё равно; 
  • будут дружить тайно; 
  • поступят наперекор родителям; 
  • перестанут дружить; 
  • убедят родителей; 
  • реже будут видеться; 
  • послушают совета родителей. 
  • Как проводите выходные с семьей? 
  •  На природе; 
  •  едем в город (кино, боулинг);  
  •  в гости;
  • готовим вкусную еду; 
  •  прибираемся. 
  • Вопрос для родителей. Перечислите способы наказаний.
  • Запрещают гулять; 
  • ремень; 
  •  не выпускают из дома;
  • не разговаривают; 
  • беседуют. 

  • Вопрос для детей. Перечислите способы поощрений.
  • Похвала; 
  • деньги на карманные расходы; 
  • поцелуй; 
  • погладят по голове; 
  • подарок; 
  • вкусная еда. 

   Психолог благодарит всех за работу.

 

Ведущий. Любите ли Вы своих детей?  Безусловно.  Как вы думаете, что лежит в основе детско-родительской любви?    В чём кроется секрет успешного воспитания?

Ответы родителей: «в общении», «терпении», «понимании», «помощи»

Ведущий. Вы правы. И сейчас мы попробуем это доказать. Часто родители говорят: «Мы не понимаем друг друга», «Он мне грубит», « Я раздражаюсь…»

Почему так происходит? Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. Действительно, подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, которые не обязательно влекут за собой отрицательные формы поведения подростков и конфликтность их отношений со взрослыми. Вcе зависит от конкретных условий жизни и воспитания. На протяжении всего подросткового возраста потребность подростков заключается в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении. Но именно эта потребность часто оказывается нереализованной, поэтому порождает между подростками и родителями многочисленные и разнообразные конфликты, проявляющиеся как отрицательные формы поведения у подростков.  

  • Как правило, это связано со стремлением к самостоятельности, не встречающим поддержки со стороны родителей. Подростки хотят, чтобы считались с их мнениями, желаниями, настроениями. Они не переносят недоверия, пренебрежительного тона, насмешек, нотаций, особенно в присутствии друзей.
  • Подростки восстают против излишней опеки и нежностей, а грубость со стороны подростка является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность, за утверждение своей  взрослости   как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Необходимо развивать в себе умение  выслушать подростка,  согласиться  с  ним, если  он  прав, переубедить,  если  ошибается.  

  К сожалению, некоторые родители воспитание понимают только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.  Но быть нужным - это  значит  разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали. Это значит быть всегда «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций.

Упражнение «Контакт  глазами».   «Глаза – зеркало души» А.П. Чехов

Инструкция. «Сейчас мы посмотрим, что выражают  наши глаза. Для этого мы будем в течение  1 минуты смотреть в глаза своему соседу (сначала слева, а затем справа), запоминая цвет и выражение глаз.  

Вопросы. Узнали ли вы что-нибудь новое о цвете глаз? Что вы чувствовали, когда смотрели в глаза друг другу?  Одинаковым ли было выражение?»

Вывод: мы все разные, подход друг к другу можно и нужно искать всегда.

Следует помнить, что каждый подросток - личность, складывающаяся под воздействием множества факторов.  Помочь подростку взрослеть - это значит:

  • научить его анализировать поступки и отношения людей;
  • разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и  своих собственных.  

Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении и необходимо научить его критически  относиться к себе, к  своим поступкам и отношениям. Он  начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и гражданскому облику. И наряду с этим должна неизмеримо возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка.  Это одно из главных оснований родительского авторитета.

 Конфликт между подростком и родителями может возникать:

  • из-за отсутствия согласия;
  • как следствие противоречий и разногласий между сторонами из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.

Ведущий.  А как вы реагируете в  конфликтных ситуациях?

Тест  «Поведение в конфликтах»

  Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами.

1

5

9

                   П -  приспособление

2

6

10

                   И – избегание, уход

3

7

11

                   С – сотрудничество, кооперация

4

8

12

                   К – конкуренция, соперничество

1.  Я стремлюсь оправдать ожидания окружающих.

2. Я пытаюсь избежать быть втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения.

3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение.

4. В споре я стремлюсь показать правоту своей позиции.

5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других.

6. Я избегаю открытых дискуссий по спорным вопросам.

7. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с другими в решении проблем.

8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию.

9.  Обычно я соглашаюсь с предложениями других.

10. Я стараюсь держать несогласие с окружающими при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций.

11. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению.

12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы.

Обработка. Запишите число плюсов в каждой строке.

1-я строка — приспособление, т.е. принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

2-я строка — избегание, или уход - уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. Хотя при этом сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, не уверенные в себе.

3-я строка — сотрудничество, или кооперация - поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что здесь выигрывают обе стороны. Такой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

4-я строка — конкуренция, или соперничество — стремление добиться своего за счет другого. Эта стратегия оправданна в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Вопросы

Согласны ли вы с полученными результатами?

• Хотели бы вы изменить свое поведение в конфликтной ситуации?

Ведущий. При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Одной из разновидностей преодоления непонимания друг друга являются тренинги и упражнения на создание ситуации понимания, близости, терпимости по отношению к друг к другу.

Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»

Цель упражнения: продемонстрировать друг другу, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге). Скажите следующее: «Ваша задача – за 30 секунд «уложить» руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова.

Итак, начали!  Кто  больше всего очков (1 касание – 1 очко)?

Большинству пар придется бороться за каждое очко, но! Некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру.  Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручите призы победителям.

Вопрос. Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?

Ведущий. Часто в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание – с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов.

Вспомните такие ситуации. Как люди договариваются, кто будет решать, а кто – подчиняться решениям? Проблема отцов и детей -  проблема жизни всех государств. Проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ, живший в 5 веке до н. э. говорил об этой проблеме: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя».  

Разрешим ли конфликт между отцами и детьми?  Отчего возникают конфликты? Кто виноват в том, что родители и дети часто попадают  в ловушки семейного общения?

  • 1.  Предложение  «Услышать друг друга».  Негативные отношения между родителями и детьми играют отрицательную  роль в общении между ними. Опутанный негативными чувствами  человек чувствует себя   беззащитным, несправедливо обиженным.  

Как  услышать подростка? Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, и которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является  активное слушание.

Умение слушать - навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник - подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно слушать?

Это стоит делать во всех ситуациях, когда подросток, расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - то есть, когда у него возникают эмоциональные проблемы. Но как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Ответы родителей и детей.

 На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из  которых можно составить список родительских ошибок:  

  •   приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником?  Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
  •   морали, нравоучения (ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда подросток   просто перестает вас слышать),
  • критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня... И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!»),
  •  выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват!  Не спорь с учителем! Двоечник!»).

И это далеко не полный перечень неправильных реакций родителей на поведение подростка.

Возможно, родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки... А на самом деле - выплескивают свои негативные эмоции. И конечно, такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более и могут перерасти в конфликт.

Как  этого избежать?  

Основные правила активного слушания

  • Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
  • Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
  • Держать паузу, давая подростку время на обдумывание.
  • Обозначать чувства, испытываемые подростком.

Какова ни была ситуация, цель родителей  -  некритическая оценка происходящего.

Результаты применения активного слушания

  • Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
  • Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
  • Подросток тоже начинает нас слушать и слышать.
  • Мы, родители,  действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Важно помнить, что  активное слушание - это не способ добиться чего-то от подростка, а  просто  путь к установлению лучшего контакта,  способ показать подростку, что его понимают.

  • 2. Вопрос «За что мы любим?». Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или нет. Но родительская или сыновья любовь - это дело другое! Давайте попробуем определить, какие качества в родителях и детях мы ценим, принимаем.  Задание будем выполнять письменно. Возьмите лист бумаги и в течение 2-х минут укажите, сколько  сможете, качеств, которые вам особенно нравятся  в родителях  (детях).

Теперь, пожалуйста,  по очереди  прочитайте вашу характеристику.

Одним из основных коммуникативных умений, которыми должны  владеть отцы и дети,  является умение говорить  «волшебные» слова. Сегодня я предлагаю  вспомнить эти «волшебные» слова и выражения.

Предложение. Ваша задача в течение 1 минуты  обменяться «волшебными» словами друг с другом. Итак, записывайте…  По очереди  прочитайте ваши   «волшебные» слова друг другу.  

3. Вопрос. Итак, каковы способы, которые помогут родителям установить доверительные отношения со своим ребенком?

Ответы родителей и детей.

Общие  выводы:

  • обращаться по имени;
  • не начинать с критики;
  • отсрочить разговор на неприятную, сложную тему до того времени, когда вы в состоянии будете справляться со своими чувствами;
  • подчеркивать значимость собеседника (подростка);
  • вспоминать прежние успехи, хорошие качества подростка;
  • предоставлять подростку право выбора;
  • использовать «Я» - высказывания.
  •  использовать только проверенную вами информацию;

Беспроигрышный метод решения споров  или Правила  решения конфликтов

1. Выясните как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий.

2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так как  вы хотели.

5. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

Ситуации для анализа

Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помощью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2. Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме - полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»  Как вы поступите в подобной ситуации?

Ситуация 3. У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся с нами в гости на выходные к нашим друзьям, там будешь готовиться к урокам». Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей - «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!» Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4. После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудовлетворительными результатами учебы его никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно разрешать конфликтную ситуацию подобного рода?

Ситуация 5. Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома. Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации?

Ведущий. Как часто мы, взрослые, забываем о  проблемах  детства  Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от домашних дел?  Всё это вполне реально заранее обсудить со своим ребёнком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребёнок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И ещё: умейте прощать даже то, что прощать трудно.  Любовь и справедливость – вот что требуется нашим детям постоянно!

Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несём домой, в семью. Кого-то из нас повысили в должности, кого-то наградили или ещё что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным. Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, к сожалению, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто мы слушаем новости других?

Пример.  Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала и сейчас девочка сообщит её новости за 3 дня.  Но, как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорчённая девочка уходит в свою комнату. Представьте свои  ощущения.

Упражнение «Билль о правах». Для нормализации отношений в семье  интересно   установление  

 свода правил  – обоюдный процесс,   требующих  обязательного  проговаривания и утверждения.

Участники работают в 2-х группах:

  • подростки;
  •  родители.

Каждая группа в течение 5 – минут составляет список своих прав и записывает на доске с последующим обсуждением.

Пример.

 Требования (права) подростков на:

  • внимание;
  • свободу времени, планирование своих дел;
  • стиль одежды в школе;
  • стиль одежды вне школы;
  • дружбу, любовь;
  • общение;
  • тайну;
  • на  личную территорию;
  • самоопределение;
  • общение на равных с взрослыми;
  • критику;
  • наличие карманных денег;
  • на материальную собственность;
  • на хобби;
  • на труд;
  • на отдых;
  • неограниченное общение в Интернете;
  • на защиту и понимание у родителей.

Требования (права) родителей  на:

  • контроль  за поведением  и  успеваемостью детей;
  • поддержку;
  • на тайну;
  • на  личную территорию;
  • на образование;
  • на защиту ребенка;
  • на друзей;
  • на материальную  поддержку;
  • на слабость;
  • на счастье, любовь.

Разговор о правах -  это разговор о зонах ответственности друг друга, что требует соблюдение прав друг друга, и позволяет  решать конфликты  на основе беспроигрышного метода решения  споров путем договариваня.

Семья - это единое целое, поэтому необходимо всегда  решать вопросы с  позиции компромисса, путем проговаривания проблемной  ситуации, терпеливого разъяснения ее сути, но без нравоучений и нотаций.    

Ведущий.  Что же лежит в основе детско-родительской любви? Давайте все вместе составим формулу любви. Для того,  чтобы создать гармонию в наших отношениях необходимо как можно чаще общаться друг с другом, терпеливо относиться друг к другу, с пониманием, доверием, не скупиться на добрые слова.   «Просто услышь и пойми меня!»   

Понимание - умение видеть сына (дочь) «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и подростка, видеть побудительные мотивы, движущие им.

Приятие означает безусловное положительное отношение к подростку. Оно означает: «Я отношусь к тебе хорошо независимо от того, справился ты с этим заданием или нет».

Признание уникальности подростка - признание его права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.

Упражнение «Ладошки».

Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 2 - 3 минут.

Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»).

Вопрос.  Чему учит нас это упражнение?

Ведущий:  Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.    

Итог  встречи  подводится  в виде написания синквейна.

Задание группам. Опишите,  что такое конфликт с помощью синквейна.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4  строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Итоги работы в группах

Примеры синквецнов

  1. Конфликт.

Разрешимый и неразрешимый.
Раздражает, нервирует, унижает.
Старайтесь в конфликты не вступать.
Стресс.

  1. Взрыв.
    Социальный, внутриличностный.
    Ссорит, обижает, оскорбляет.
    Разрушает здоровье каждого человека.
    Торнадо.

3. Эмоции.

     Яростные и  бурные.

Беспокоят, разрушают, разъединяют.
Портят отношения между людьми.
Разъединение. Противоречие.
Вулкан.

Упражнение   «Комплименты»  (вхождение в зону доверия). В кругу рассчитываются на 1-й – 2-й. первые номера поворачиваются лицом к своему второму. Получился внутренний и внешний круг. Внешний круг стоит на месте, а внутренний будет передвигаться. Каждая пара, глядя друг на друга говорит комплименты. Внутренний круг передвигается по часовой стрелке (передвигаются, пока не вернутся к своей паре).  Спасибо, закончили.

Вопрос. Легко ли было произносить комплименты?  Что легче: говорить или слушать?

Вывод: нужно учиться произносить комплименты и не стесняться этого.

Домашнее задание для родителей.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

  • В течение недели ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
  • В течение недели стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или  задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а  «Может быть,  ты сделаешь, как я предложу?».
  • В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него, взять его руки в свои и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?  

Рефлексия.

  • Что нового я сегодня узнал?
  • Чем мне помог сегодняшний разговор?

Список использованной литературы

1. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». 5 класс. – М.: «5 за знания», 2006.

2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2./ Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера,2001.

3. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов/Автор/составитель Л.С. Бескоровайная. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

4. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. – М.: «5 за знания», 2006.

5. Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5–9 классы. Метод. пособие/ Л.И. Саляхова. – М.; Глобус, 2006

6. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса

Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....

Пойми меня

Тема урока : Пойми меня.Задачи урока :1. Повышать интерес к изучению иностранных языков....

Памятка-буклет для родителей глухого ребёнка "Пойми меня, мама..."

Памятка содержит информацию о развитии речи ребенка в семье и правилах общения с ним...

Географическая игра "Пойми Меня"

в игре участвуют две команды по пять человек в каждой. Они заранее придумывают название команды, рисуют эмблемы для каждого участника игры, а так же готовят своё приветствие. Вся игра состоит из четыр...

Пойми меня

Интеллектуальная игра для старшеклассников...

Родительское собрание «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

ü     способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;ü     способствовать формированию доверительных и доброжелательных от...