Методическая разработка Тема: детско-родительское занятие ^ Почувствуй себя любимым^
материал на тему

Детско-родительское занятие «Почувствуй себя любимым» проводится в рамках реализации модифицированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы « Я узнаю мир» для детей 6 -7 лет.  Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами и воспитателями детских садов в работе с детьми данной возрастной категории.                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: детско-родительское занятие « Почувствуй себя любимым»

( Социально - педагогическая  направленность)

Автор: педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория  

Кутуева Галия Мухамет Рях

г. Первомайск

                                             

                                         Введение

Детско-родительское занятие «Почувствуй себя любимым» проводится в рамках реализации модифицированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы « Я узнаю мир» для детей 6 -7 лет.  Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами и воспитателями детских садов в работе с детьми данной возрастной категории.                                        

Цель занятия: развитие у детей  и взрослых партнерских отношений,  навыков и умений при выражении эмоций в условиях сотрудничества с родителями.

  1. Условия применения

         Форма организации и проведения занятия может быть как  групповой, так  и  подгрупповой. Занятие является частью раздела совместных занятий с родителями и прародителями «Тропинка к счастливой семье» программы «Я узнаю мир». 

     Содержание раздела «Тропинка к счастливой семье» предусматривает комплексное развитие, в том числе  обогащение детей  знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия, особое внимание уделяется установлению взаимопонимания между родителями и  детьми, педагогом и обучающимися.

 

.  

   

  1. Актуальность, цель, задачи.

Педагогическая целесообразность   конкретного занятия предполагает развитие эмоционального интеллекта ребенка и партнерских отношений «ребенок-родитель».

Задачи  занятия: 

-знакомить с эмоциональными реакциями;

-развивать способность  осознавать  эмоции и  выражать  их:  

-формировать умение вести диалог;

-учиться  понимать чувства другого и сопереживать.

         Содержание  занятия  облегчает эмоциональную и физическую нагрузку детей, но при этом максимально заинтересовывает их,  тем самым, повышая эффективность обучения. 

3. Условия реализации

На занятии использованы следующие  технологии:

- технология личностно-ориентированного обучения;                                        - игровая технология формирования творчества в процессе ознакомления с  предметным миром;                                                                                                             - технология коллективной творческой деятельности.

  Основной акцент  на развитие каждого ребенка, его индивидуальных способностей, умение работать в коллективе, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

В учебном кабинете для проведения занятия есть необходимое оборудование, используется наглядность (картины с эмоциями), магнитная доска, стулья. 

                               4. Рекомендации по проведению занятий

Рекомендации педагогам.

    Обязательное условие: начинать  занятия   с  эмоциональной и двигательной разминки. Затем осуществляется постановка проблемы, которая разрешается через  все способы деятельности: игровую, ценностно-ориентационную, аналитическую, рефлексивную, изобразительную.

Рекомендации родителям.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.  

Родителям важно помнить:

1. Развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в  атмосфере обучения в  школе.

2. Избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

Важно  то, что мама или папа знают своего ребенка лучше психолога, хорошо «читают» каждый его жест и каждое движение. Поэтому на занятиях они могут являться идеальными помощниками педагога. Выполняя вместе с ребенком упражнения, которые дает им педагог, они еще больше сближаются с детьми.

5.  Ожидаемые результаты  и работа на последействие

В результате  данного занятия  и освоения программы обучающиеся могут научиться:

-различать эмоциональные реакции;  

-умению  описывать своё состояние и эмоции;                                                                                                     - умению выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;                                                                                                                                              --произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения;                              - анализировать полученную информацию;                                                                           -составлять  расширенный рассказ по заданной теме и вести диалог;                  -умение спокойно отстаивать свое мнение;                                                                            -уважительно относиться к родителям, прародителям.

6.  Анализ и рефлексия

В связи с тем, что  в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям,  это чрезвычайно актуально на этапе развития  личности ребенка.    

На занятии для определения результатов используется методика «Страна эмоций» (Громова Т.В.) как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферы ребенка, которая состоит из 20 картинок  (каждая представляет собой образ эмоционального состояния в трех вариантах по степени выраженности). Данная методика ориентирована на развитие осознания своих эмоциональных состояний, умение управлять ими,  как позитивными, так и негативными.

  Рефлексия. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому  данная форма помогает детям и  побуждает  давать обратную связь со сверстниками и взрослыми. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение. Методика может использоваться как наглядный материал  при проведении тренинговых занятий , так и  как диагностический инструмент.

 На этапе  закрепления и рефлексии используется методика семейной психотерапии и самопомощи «Древо характера» (Ю.В.Слабинский). Суть методики: обсуждение с детьми, что характер человека можно сравнить с различными плодами деревьев. На одном занятии рисуем дерево характера ребенка. А далее на каждом занятии будем изучать плоды этого древа и размещать их. Это и аккуратный апельсин, вежливые вишенки, скромная слива, лампочки любви и т.д. Обсуждение основных качеств и эмоциональных состояний  через творческую деятельность позволяет воспитанникам изучить их  и скорректировать.

Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка на основе использования выше указанных методик способствует получению ребенком личного опыта самопознания и принятия, необходимого для развития личности.

7. Сценарный ход

Тема занятия: «Почувствуй себя любимым».                                

Цель занятия: развитие у детей  навыков и умений выражения эмоций в условиях партнерства и сотрудничества с родителями.

Обучающие задачи:  формировать  собственное «Я», умение презентовать собственную позицию.

Развивающие задачи: вырабатывать правила позитивного поведения,  слышать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

 Воспитательные задачи: формировать уважительное отношение к родителям, укреплять позиции внутренней установки личности; формировать уважительное отношение к старшим членам семьи

                                                   

Ход занятия.

Приветствие

1. Игра «Погладь соседа» Цель: снятие напряжение и зажимов (Участники сидят в кругу, нужно погладить по спине соседа справа  соседа слева)

2. Игра «Машины» Цель: установление доверительных отношений и формирование чувства близости между детьми и родителями. (Участники разбиваются на пары родитель-ребенок, один из них  мойщик, а второй - машина. В течении отведенного времени мойщик моет машину , протирает и проговаривает в это время ласковые слова в адрес «машины». Затем по команде ведущего меняются ролями )

Рефлексия: после игры дети по кругу высказываются в какой роли им было приятнее.

3. Игра «Меняемся местами». Цель: умение  принимать решение и работать в круге.(Ведущий объясняет правила, нужно поменяться местами , тем кто имеет отношение к вопросу. Условие на своё место нельзя садиться. Если кто-то    не смог занять место меняет  ведущего  и задаёт свой вопрос)

4. Игра «Распускающийся бутон» Цель: Развитие сотрудничества родителя и ребенка ( Участники  делятся на пары и берутся за руки. Необходимо встать. Плавно, одновременно, не отпуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться , отклоняться назад, крепко держа руки друг друга и качаться на ветру.  Можно поменяться партнерами .)

Основная часть:

1) Пришла пора встречать человечка. Нашего героя.

-Давайте вспомним, с какими эмоциями мы уже знакомились.

Ответы детей: Боястик-дрожастик, Грустинка и т.д

- Посмотрите какой человек пришёл к нам сегодня? Каждый ребенок получает наглядный материал, где нарисованы 3 человечка. (см.приложение 2)

- Сегодня у нас в гостях « Добрина»

-Давайте ещё раз посмотрим на наших человечков. Расскажите какие они и чем они отличаются. Ответы детей: Один человечек немного добрый, средний по добрее, и третий очень добрый.

2) Обсуждение в парах: Когда вы бываете добрыми в трех ситуациях: немного добрый, ещё добрее  и очень добрый? Начинают дети рассказывать родителям, потом меняются ролями.

Цель: Развитие умения соотнести эмоцию и событие, а так же слышать друг друга.

Рефлексия: После выполнения  задания дети и взрослые   делятся  услышанным, кто  когда, в каких ситуациях бывает   добрым. Что нужно знать, как себя вести,  чтобы  у  другого было  доброе и хорошее настроение.

Игровая пауза. Подвижная игра «Дракон». 

3)  Закрепление:  творческая  работа в парах родитель-ребенок  с  «Древом характера».

 У любого человека есть характер, все мы испытываем разные эмоции, иногда мы злимся, боимся, чаще мы добрые. Мы бываем разные аккуратные, вредные, честные и правдивые. Вспомните о «Древе характера», какие плоды мы уже повесили на него: аккуратный апельсин, вежливую вишенку, правдивый перчик, скромную сливу.  А сегодня на дерево нам нужно повесить символ дюбви. Это будут «Лампочки любви».

Что значит любить кого-то?

Это значит заботиться о нем,  стараться быть рядом с ним. Когда любишь, то стараешься относиться к этому человеку  с вниманием и добротой, так как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Еще можно любить себя, в этом случае ты сможешь сильнее любить других.

Из цветной бумаги надо сделать лампочки и украсить ими «Древо характера». Пусть освещают они все вокруг.

А родителям  домашнее задание: постарайтесь посвятить выходные дни ребенку и обсудите, что такое настоящая любовь. Расскажите ему историю своей любви  и знакомства дедушек и бабушек.

Рефлексия.

Давайте поделимся эмоциями. Понравилось вам занятие? Какие эмоции вы испытываете сейчас? Высказываются дети и родители.

Итог занятия: Упражнение  в круге «Солнце». (Левая  рука тянется к солнцу затем  на сердце, чтобы в нем всегда была любовь и доброта )

Список литературы.

  1. Ждакаева Е.И., Тропинка к счастливой семье  Речь – СПб, Сфера , 2011 . - 92 с.
  2.  Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c. 

3. Громова Т.В., Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка.-М.: УЦ «Перспектива», 2012 – 35 с.

4.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития», 2013. – 110с.

5. Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. — М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2012.- 95 с.

6. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. - М. «Изд-во Творческий Центр Сфера», 2012.- 83с.

7. Шорыгина Т.А.Мудрые и полезные сказки. -М. «Изд-во Творческий Центр Сфера», 2015.- 75с

Интернет- ресурсы

  1. http://dob.1september.ru/ Журнал дошкольное образование
  2.  http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель
  3. http://www.solnet.ee/  Детский портал «СОЛНЫШКО»


               

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Детско-родительские отношения с точки зрения подростков на примере фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие на основе фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».Занятие разработано для ...

Методическая разработка Тема: «Одежда для любимой куклы»

В методической разработке представлены материалы для проведения занятий, реализованных методом проекта. Тема проекта «Одежда для моей любимой куклы». Возраст детей:    11-12...

Из опыта работы по теме: "Детско-родительские занятия как эффективная форма сотрудничества с семьёй"

Работа с родителями всегда была и остаётся одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения.В совместной работе детского сада и семьи используются разнообразные формы. Из них в практ...

Методическая разработка тема: "Методика проведения занятий по баскетболу"

Рецензияна методическую разработку«Методика проведения занятий по баскетболу”»Методическая разработка «Методика проведения занятия по баскетболу» имеет большое практическ...

Методическая разработка тема: "Методика проведения занятий по баскетболу"

Рецензияна методическую разработку«Методика проведения занятий по баскетболу”»Методическая разработка «Методика проведения занятия по баскетболу» имеет большое практическ...

занятие "Почувствуй себя химиком"

Цель занятия:  Продолжить формирование у учащихся навыков проведения исследования (на примере проведения опытов, которые есть дома).Задачи:Предметные:1.Продолжить формирование знаний у учащихся о...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...