занятие "Почувствуй себя химиком"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Бузейчук Екатерина Васильевна

Цель занятия:  Продолжить формирование у учащихся навыков проведения исследования (на примере проведения опытов, которые есть дома).

Задачи:

Предметные:

1.Продолжить формирование знаний у учащихся о признаках химических реакций.

2.Формирование знаний о технике безопасности в кабинете химии.

3.Продолжить формировать экспериментальные умения и навыки учащихся по работе с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

2. Метапредметные:

1. Продолжить развитие у учащихся навыков работы  по инструкции, работы с новой  информацией.

2. Продолжить формирование навыков экспериментальных исследований.

3. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Личностные:

1. Способствовать  формированию правильного отношения у учащихся к своему здоровью.

2. Продолжить воспитание информационной, социальной и коммуникативной компетенций.

3. Продолжить воспитание культуры общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также развитие наблюдательности, внимания.

4. Продолжить создание условий для воспитания желания активно учиться, с интересом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_fakultativnogo_zanyatiya.docx334.72 КБ
Office presentation icon tehnika_bezopasnosti.ppt1018 КБ
Файл karta_opytov.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта факультативного занятия

Предмет _______химия - биология_

Класс     _________5 _________  

Тема      «Почувствуй себя химиком»

Тип урока ___занятие-исследование

Цель занятия:  Продолжить формирование у учащихся навыков проведения исследования (на примере проведения опытов, которые есть дома).

Задачи:

Предметные:

1.Продолжить формирование знаний у учащихся о признаках химических реакций.

2.Формирование знаний о технике безопасности в кабинете химии.

3.Продолжить формировать экспериментальные умения и навыки учащихся по работе с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

2. Метапредметные:

1. Продолжить развитие у учащихся навыков работы  по инструкции, работы с новой  информацией.

2. Продолжить формирование навыков экспериментальных исследований.

3. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Личностные:

1. Способствовать  формированию правильного отношения у учащихся к своему здоровью.

2. Продолжить воспитание информационной, социальной и коммуникативной компетенций.

3. Продолжить воспитание культуры общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также развитие наблюдательности, внимания.

4. Продолжить создание условий для воспитания желания активно учиться, с интересом.

Технологическая карта факультативного занятия по химии в 5 классе

«Почувствуй себя химиком»

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, создание проблемной ситуации.

Включаются в деловой ритм занятия.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Закладка опыта к следующему занятию

Заложить опыт к следующему занятию

Выдать расходный материал для опыта. Инструкции (Приложение 1)

По инструкции заложить опыт.

Личностные.

Познавательные.

Коммуникативные: работа в паре по закладке опыта.

3.Постановка темы и цели занятия.

Определение темы занятия. Постановка цели занятия, выбор способа действия; выдвижения гипотезы. Познакомиться с правилами техники безопасности.

Определение темы занятия используя ребус. (Приложение 2)

В рамках темы нашего занятия сформулируйте цель  и  способы достижения данной цели?

Знакомство с правилами по технике безопасности в кабинете  химии

Определить тему занятия. Проанализировать  способы и методы достижения цели.

Познакомиться с правилами техники безопасности.

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: формулирование познавательной цели; логические - формулирование  признаков реакций.

4. Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления  темы

Проведение экспериментов по инструкции ( Карта опытов – приложение 3).

После каждого опыта выделяем признаки реакции вместе с учащимися.

После 5 опытов решение ребусов (приложение 4) Продолжение проведения опытов. Два  учащихся (подготовленных заранее проводят опыт  - приложение 5) проводят опыт.

Далее выполнение опытов по карте опытов.

(Опыты в приложении 6)

Проводят исследования, результаты заносят в карту опытов.

Проговаривают результат и выводы работы.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение главного; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление

знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция, обеспечение закрепления в памяти знаний и способов действий.

С помощью вопросов помогает проанализировать  этапы работы.

Организует обмен результатами работы.  

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу.

Проговаривают результат и выводы работы.

Регулятивные:

Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий.

6. Рефлексия

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Инициировать рефлексию по поводу эмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими учениками.

Что нового узнали?

Какое у вас настроение после занятия?

На доске магнитики, прикрепите их на тот цвет жидкости в колбах, который соответствует вашему настроению.

Заполняют таблицу самооценки; обращаются за помощью, если возникает необходимость.

Отвечают на вопросы.

Прикрепляют магнитики к цветным колбам.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

7. Домашнее задание

Принести карандаш и линейку.

Записывают задание.

Приложение 1

Инструкция для постановки эксперимента «Проращивание семян»

Опыт № 1

  1. Возьмите  2 пластиковых контейнера и на дно постелите бумагу (туалетную или салфетки).
  2.  Поместите на дно  по  20 зернышек овса.
  3. В первый контейнер налейте воды, чтобы чуть-чуть скрыло семена, а во второй столько, чтобы все семена находились в воде на глубине 2-3 см.
  4. Поставить контейнеры из 1 опыта около окна, где прохладнее.

Инструкция для постановки эксперимента «Проращивание семян»

Опыт № 2

  1. Возьмите  2 пластиковых контейнера и на дно постелите бумагу (туалетную или салфетки).
  2.  Поместите на дно  по  20 зернышек овса.
  3. В первый контейнер налейте воды, чтобы чуть-чуть скрыло семена, а во второй столько, чтобы все семена находились в воде на глубине 2-3 см.
  4. Поставить контейнеры из 2 опыта подальше от окна, ближе к батарее, где теплее.

Инструкция для постановки эксперимента «Проращивание семян»

Опыт № 3

  1. Возьмите  2 пластиковых контейнера и на дно постелите бумагу (туалетную или салфетки).
  2.  Поместите на дно  по  20 зернышек овса.
  3. В первый контейнер налейте воды, чтобы чуть-чуть скрыло семена, а во второй столько, чтобы все семена находились в воде на глубине 2-3 см.
  4. Поставить контейнеры из 3 опыта около окна, где прохладнее в темном пакете.

Инструкция для постановки эксперимента «Проращивание семян»

Опыт № 4

  1. Возьмите  2 пластиковых контейнера и на дно постелите бумагу (туалетную или салфетки).
  2.  Поместите на дно  по  20 зернышек овса.
  3. В первый контейнер налейте воды, чтобы чуть-чуть скрыло семена, а во второй столько, чтобы все семена находились в воде на глубине 2-3 см.
  4. Поставить контейнеры из 4 опыта подальше от окна, ближе к батарее, где теплее в темном пакете.

Приложение 2

C:\Users\himia\Desktop\5 rkfcc\himiya.jpg

Приложение 3

Карта опытов

опыт

Что наблюдали

№ 1.

Из пробирки № 1 перелить содержимое в пробирку №  2. Ждем, что будет происходить. Записываем.

№ 2.

Из пробирки № 3 по каплям приливаем сильно пахнущую жидкость в пробирку № 4. Смотрим, что происходит. Записываем.

№3.

Возьмите пробирку № 5 и немного встряхните, аккуратно. Затем из пробирки № 6 прилейте немного жидкости. Смотрим, что происходит. Записываем.

№ 4.

Возьмите пробирку № 7 и прилейте к ней раствор из пробирки № 8. Что мы наблюдаем. Результат запишите.

№ 5.

Возьмите  и отлейте в чистую пробирку  из колбы № 1 и прилейте к ней из колбы № 2, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 3. Что наблюдаем, результат запишите.

№ 6

Возьмите колбу № 1 и отлейте в чистую пробирку немного жидкости, к ней  прилейте из колбы № 3, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 2. Что наблюдаем, результат запишите.

№ 7.

Возьмите стакан  в котором находится немного жидкого мыла. Прилейте в эту жидкость  содержимое колбы № 1 и затем содержимое колбы № 3. Что происходит. Результат запишите.

Выводы: я узнал -

Я уже знал

Мне понравилось-

Мне не понравилось -

Приложение 4

Бор                                        йод                                          медь

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/07/bor.jpg красочные ребусы по химии в картинках с ответами красочные ребусы по химии в картинках с ответами 

Молекула                                                                         олово

красочные ребусы по химии в картинках с ответами красочные ребусы по химии в картинках с ответами

 Реакция                                                                                пробирка

красочные ребусы по химии в картинках с ответами красочные ребусы по химии в картинках с ответами 

Ртуть                                                                                  серебро                             золото

красочные ребусы по химии в картинках с ответами красочные ребусы по химии в картинках с ответами красочные ребусы по химии в картинках с ответами

Приложение 5

Приготовить растворы роданида калия и хлорида железа (III). Один учащийся смазывает обильно руку, смоченной в «растворе  йода» (раствор хлорида железа (III)), а второй смачивает тупой  нож в «растворе спирта» (раствор роданида калия).

Затем проводит ножом по руке  учащегося. Наблюдаем обильное появление «крови».

Приложение 6

 №1 ОПЫТ ЗЕЛЕНЫЙ.  Сода и медный купорос.

Понадобится: насыщенный содовый , раствор медного купороса, пустая стеклянная емкость (например, стакан).

Ход работы:

В пустой стакан наливаем около 50 г содового раствора (прозрачная жидкость), добавляем тоже около 50 г раствора медного купороса (голубая жидкость) и смотрим, как в результате реакции жидкость становится зеленой  и начинает пениться!

№ 2 ОПЫТ СИНИЙ. Медный купорос и аммиак

Понадобится: нашатырный спирт, раствор медного купороса, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

Ход работы:

В пустой стакан наливаем 50 г раствора медного купороса (голубой цвет) и капаем буквально пару капель прозрачного нашатырного спирта. Голубая жидкость тут же превращается в синюю!

№ 3 ОПЫТ ФИОЛЕТОВЫЙ. Йод и крахмал

Понадобится: раствор йода, раствор крахмала, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

Ход работы:

Взбалтываем раствор крахмала (непрозрачный, белого цвета) и наливаем грамм 50 в пустой стакан. Добавляем туда 50 грамм раствора йода (золотисто-желтого цвета). В результате у нас в стакане получается жидкость темно - фиолетового цвета! 

№4 ОПЫТ БЕЖЕВЫЙ. Марганцовка и молоко

Понадобится: раствор марганцовки, молоко, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

Ход работы:

Наливаем грамм 50 молока в пустой стакан. Получаем жидкость белого цвета. Добавляем туда столовую ложку раствора марганцовки (малинового цвета). В результате молоко темнеет и становиться бледно-коричневым!


№5 ОПЫТ ПО ОБЕСЦВЕЧИВАНИЮ. Марганцовка, уксус и перекись водорода

Понадобится: раствор марганцовки,  столовый уксус, перекись водорода, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

Ход работы:

Наливаем в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко-малиновый цвет). 

Добавляем в него 1 ч.л. уксуса (прозрачный цвет). Жидкость окраски не поменяла - все такая же ярко-малиновая

А теперь добавьте в нее пол чайной ложки перекиси. Прямо у вас на глазах жидкость начнет светлеть! И уже буквально через минуту в стакане будет кристально-прозрачная вода!

№6 ОПЫТ ПО ОБЕСЦВЕЧИВАНИЮ. Марганцовка, уксус и перекись водорода

Понадобится: раствор марганцовки,  столовый уксус, перекись водорода, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

Ход работы:

Наливаем в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко-малиновый цвет). 

К марганцовке сначала добавить перекись, то жидкость станет коричневой и начнет активно выделять пузырьки газа. Но тоже обесцвечивается, если к ней добавить чайную ложку уксуса.

№ 7 ОПЫТ ПЕНИСТЫЙ. Мыло и жидкость из прошлого опыта.

Понадобится: жидкое мыло, разведенное водой.

Ход работы:

Если вместо уксуса в ту жидкость, которая получилась после соединения марганцовки и перекиси в прошлом опыте, добавить жидкое мыло, то жидкость станет сильно пениться. Чтобы реакция шла быстрее, жидкость можно помешать. Через некоторое время она начнет по виду напоминать пенистое пиво.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов ) «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки».

Слайд 2

школьник, помни ты всегда, Знай, любая кроха: Безопасность- хорошо, А халатность- плохо!

Слайд 3

Не спеши хватать прибор ты, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. Если хочешь долго жить, Надо медленно спешить.

Слайд 4

Как же нюхать вещества? В колбу нос совать нельзя! Что может случиться? Ты можешь отравиться!

Слайд 5

Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе- будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд

Слайд 7

Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя- Есть и пить у нас нельзя! Это, друг, химкабинет, Для еды условий нет.

Слайд 8

Помни: щелочь,кислота Вмиг прожгут одежду всем. Надевай халат, как я, И работай без проблем.

Слайд 9

Ты сливал, нагревал реактивы И отчет подготовил в тетрадке. Не забудь вымыть руки с мылом, Чтоб здоровье было в порядке.

Слайд 10

если вы пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке; -если вы не знаете, как это действует, не трогайте; -если вы не знаете, как это делается, сразу спросите. Если вы не усвоили этих правил не входите в лабораторию!



Предварительный просмотр:

Карта опытов

опыт

Что наблюдали

№ 1.

Из пробирки № 1 перелить содержимое в пробирку №  2. Ждем, что будет происходить. Записываем.

№ 2.

Из пробирки № 3 по каплям приливаем сильно пахнущую жидкость в пробирку № 4. Смотрим, что происходит. Записываем.

№3.

Возьмите пробирку № 5 и немного встряхните, аккуратно. Затем из пробирки № 6 прилейте немного жидкости. Смотрим, что происходит. Записываем.

№ 4.

Возьмите пробирку № 7 и прилейте к ней раствор из пробирки № 8. Что мы наблюдаем. Результат запишите.

№ 5.

Возьмите  и отлейте в чистую пробирку  из колбы № 1 и прилейте к ней из колбы № 2, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 3. Что наблюдаем, результат запишите.

№ 6

Возьмите колбу № 1 и отлейте в чистую пробирку немного жидкости, к ней  прилейте из колбы № 3, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 2. Что наблюдаем, результат запишите.

№ 7.

Возьмите стакан  в котором находится немного жидкого мыла. Прилейте в эту жидкость  содержимое колбы № 1 и затем содержимое колбы № 3. Что происходит. Результат запишите.

Выводы: я узнал -

Я уже знал

Мне понравилось-

Мне не понравилось -

Карта опытов

опыт

Что наблюдали

№ 1.

Из пробирки № 1 перелить содержимое в пробирку №  2. Ждем, что будет происходить. Записываем.

№ 2.

Из пробирки № 3 по каплям приливаем сильно пахнущую жидкость в пробирку № 4. Смотрим, что происходит. Записываем.

№3.

Возьмите пробирку № 5 и немного встряхните, аккуратно. Затем из пробирки № 6 прилейте немного жидкости. Смотрим, что происходит. Записываем.

№ 4.

Возьмите пробирку № 7 и прилейте к ней раствор из пробирки № 8. Что мы наблюдаем. Результат запишите.

№ 5.

Возьмите  и отлейте в чистую пробирку  из колбы № 1 и прилейте к ней из колбы № 2, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 3. Что наблюдаем, результат запишите.

№ 6

Возьмите колбу № 1 и отлейте в чистую пробирку немного жидкости, к ней  прилейте из колбы № 3, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 2. Что наблюдаем, результат запишите.

№ 7.

Возьмите стакан  в котором находится немного жидкого мыла. Прилейте в эту жидкость  содержимое колбы № 1 и затем содержимое колбы № 3. Что происходит. Результат запишите.

Выводы: я узнал -

Я уже знал

Мне понравилось-

Мне не понравилось -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"

Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...

Проверить себя и поверить в себя!

Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...

Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"

Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...

Сохраним себя для себя

Тренинг для педагогов...

"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")

научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...

Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.

Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...