"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Чижмак Инга Николаевна

научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе 11 класс

Тема: «Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?...» (повесть М. Пришвина «Жень-Шень»)

Цель: научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни.

Задачи: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его мышления, памяти, развитию интересов и способностей; показать необходимость самовоспитания, саморазвития.

                                   

                                                                                   Какая неистощимая сила творчества    

                                                                                  заложена в человеке, и сколько миллионов

                                                                                  несчастных людей приходят и уходят,

                                                                                  не поняв свой Жень-шень, не сумев                                      

                                                                                  раскрыться в своей глубине, источник

                                                                                  силы, смелости, радости, счастья!

М. Пришвин  

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя

Друзья! Вы стоите на пороге новой жизни. Перед вами стоят сейчас вопросы, казалось бы, простые, но самые простые вопросы на самом деле самые сложные.

  • Где ты родился?
  •  Где твой дом?
  • Куда ты идёшь?
  •  Что ты делаешь?
  • В чём счастье на земле?
  • Как познать себя?

Вопросов, как видите много, и на все можно найти ответ.

  • Итак, для чего человек живет на свете, в чём смысл жизни?

II. Знакомство с притчей Ричарда Дэвида Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

«Чтобы познать, открыть новое, быть свободным – для этого мы живём», - считает писатель, философ, потомок великого композитора, Ричард Дэвид Бах.

Прогуливаясь однажды по берегу канала в Калифорнии, он услышал Голос, заставивший сесть его за стол и продиктовавший ему сюжет притчи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Притча оказалась неоконченной. Сколько ни пытался Р. Бах дописать начатое, но ничего не получалось. И только через 8 лет он вновь услышал Голос, который продиктовал ему конец притчи.

Голос заставил Ричарда Баха, страстно преданного своему летному ремеслу, творить, искать свой смысл жизни в литературе.

Его притча заставляет человека заглянуть в самого себя и научить себя и других быть свободным, умеющим вопреки всем жизненным препятствиям, искать свой корень жизни, свой Жень-шень.

III. Обсуждение повести М. Пришвина «Жень-шень»

Сегодня мы с вами будем обсуждать повесть «Жень-шень», написанную в 1933 году. Она является одной из жемчужин всей русской литературы. Это поэма в прозе. А для того, чтобы прийти к обсуждению вопросов, затронутых в повести, мне хотелось бы познакомит вас с особенностями края, где происходят события, с особенностями знаменитого растения. С этой целью я пригласила на урок учителя географии и ботаники. (выступление учителя)

В повести корень Женьшень был поврежден оленем, но он остался цел и только на время замер, но затем нашёл в себе силы и дал новый цвет на стебле.

  • А герой повести? Не похож ли он на этот Жень-шень?
  • Кто он наш герой?
  • Почему он решил остаться в этом рае?

(Желание понять и постичь; познать себя; возвращение домой – не понимание со стороны окружающих – озлобление («афганцы»). Нужно было дать время – дать найти себя – дать новые ростки – найти смысл жизни!)

Поиски смысла жизни – извечная проблема. Многие писатели пытались найти решение этой проблемы (Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Булгаков и др.)

Именно книги этих писателей помогают открывать нам всё новые грани красоты и души человеческой. Герои стремятся найти смысл жизни, понять себя. Своё «Я». И поступки героев, как бы соотносятся со словами Гёте: «Как познать себя? Не путем созерцания, а только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

  • А в чём смысл жизни видит герой?
  • В чём корень жизни?

Он находит его не сразу. Для этого ему понадобилось время, умение заглянуть в себя и найти себя!

  • А что нужно для успеха в поиске корня жизни? (Чистую совесть и никогда не оглядываться назад, в ту сторону, где все уже измято и растоптано. «А если чистая совесть есть, то никакой завал не испортит пути»)

Корень – понятие многозначное (предки, оседлость, стержень души, источник жизни).

  • А в вашем понимании какое из этих значений более приемлемо вам?
  • Что думаете вы о корне жизни?
  • Что значит корень для Лувена? (лекарство)
  • Что он относит ещё к лекарству? (корень, панты, травы, кровь зубра, деньги!!!!).

Главное в жизни Лувена - врачевание! Человек должен иметь главное дело жизни!

Гармония с природой делает человека более чистым, внимательным, учит быть более наблюдательнее, философом и психологом!

  • Герой считает, что понять жизнь нам помогает радость. Согласны ли вы с ним?
  • Когда человек чувствует острее: в горе или в радости?

«Шелест жизни! – человек чувствует все острее, слышит все чутко – когда он «болен» душой». Когда человек «болен» душой, он начинает размышлять, раздумывать и о всей жизни. Одиночество заставляет нашего героя искать себе «друга». Человек не может быть одинок! (камень-сердце, «плачь скалы», бакланы-бродяги).

Нет утешения! Нет соблазну ожидания лучшего в переменах на стороне!

 Там хорошо, где нас нет. (стрелочник из произведения Антуана де Сен-Экзюпери «Маленький принц»)

«Люди? ...Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно!» (цветок из пустыни - «Маленький принц»)

  • Что нужно для счастья? Когда человек может чувствовать себя счастливым? (свобода)
  • А можем ли мы найти счастье? Как найти его?

«Его нельзя найти вне себя» (украинский философ XVIII в. Г.С. Сковорода)

«Как нельзя найти свободы и радости вне себя» (Ричард Д. Бах – XX в.)

И Григорий Саввич Сковорода и Ричард Бах считали так же, что человек живет двойной жизнью, у него два тела, две души. И у героя нашей повести происходит борьба двух людей (он и охотник – незнакомый ему человек)

  • Почему его долгое время мучил вопрос, вернее всю жизнь: «Охотник, зачем ты пустил её и не схватил за копытца?
  • Почему герой искал женщину, похожую на оленя – цветок Хуа-лу? (целомудрие, чистота, материнство, неприступность. Идеал женственности).
  • Почему ушла первая женщина?
  • Почему в её глазах был огонь? (не понимание, не желание удержать её, он был ещё не готов, не нашел себя, он был узником своего тела, зависел от запрограммированных возможностей)
  • Наш герой говорит, что обретает свободу – выходя в долину Зусу-хо. (простор, красота, свобода). А в жизни? Где она свобода?
  • Когда человек может чувствовать себя свободным? (в поисках, в борьбе, имея возможность творить. Но не вседозволенность!!!)

Жизнь на земле – счастье! О счастье жить на земле пишет М. Пришвин в повести, называет её свидетельством победы над самим собой. Это поэма любви! Сколько волнующих проблем ставит перед нами эта повесть!

  • А какие нравственные уроки извлекли вы? (долг; обман-смерть, унижение, совесть-гордость, гармония-любовь, свобода – главное дело жизни, умение преодолевать трудности!)
  • Все это корень нашей жизни! Все эти нравственные критерии вы должны усвоить. Вы уходите в жизнь, где много-много дорог!
  • У каждого человека свой путь. За время существования земли не повторилась ничья судьба. Повторение невозможно. У одного дорога длинна, извилиста, крута, многообразна. У другого – от порога дома в поле и назад. Каждому свое! Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя повторить чужой путь! Но мы все идем путем земли: мы люди – дети своей планеты и живем по её законам. Не так-то просто, идя путем земли разбираться в поворотах дорог, троп, тропинок.

Разные люди по-разному могут смотреть на один и тот же факт жизни. А сколько противоречий порой у одного человека!

Найти гармонию – вот предел мечтаний!

Каждый приходит в эту жизнь, чтобы выполнить свою миссию, проделать свой путь. «Я пришла в этот мир, чтобы исполнить своё предназначение» (одна из основателей движения самопомощи Луиза Л. Хей).

Унизительных положений нет, если сам не унизишься!  (мужество оленя)

  • Когда олень сбрасывает свои рога? (весной)

Смена рогов у оленя- обновление!

  • А человек?
  •  Каждый из нас должен анализировать свои поступки, подводить итог прожитой жизни - Как я прожил? Возвращение к тем дорогам, которые прошел.

Помните, что вы сами творцы своей судьбы, своего счастья, творцы собственной духовной красоты!

«Железо ржавеет. Не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет»

                                                                                                 (Леонардо да Винчи).

IV. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни учащихся, воспитанников «Семь шагов к себе»

 Данный проект разработан в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей несовершеннолетних и представляет собой комплекс психолого-педагогических м...

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...

Сохраним себя для себя

Тренинг для педагогов...

«В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звуч...

"Сохраним себя для себя".

Психологический тренинг для педагогов "Сохраним себя для себя". Тренинг направлен на  сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости,...

Сценарий выступления по здоровому образу жизни «Чтобы в жизни успешными стать!»

Сценарий  выступления агитбригад по здоровому образу жизни для учащихся  5-7 классов....