Главные вкладки

    Методическая разработка тема: "Методика проведения занятий по баскетболу"
    учебно-методический материал по физкультуре (9 класс)

    Куртмоллаев Энвер Сейдалиевич

    Рецензия

    на методическую разработку

    «Методика проведения занятий по баскетболу”»

    Методическая разработка «Методика проведения занятия по баскетболу» имеет большое практическое  применение, в  ней подобран значительный материал. Может применятся для использования преподавателями в целях совершенствования педагогического мастерства и полезна обучающимся

    Представленный здесь методический материал показывает роль наглядности в обучении игре Баскетбол.

    Задача данной разработки показать, как на занятиях «Физической культуры» прививают обучающимся интерес к игре в Баскетбол, развиваю у них физические, тактические качества.

    Подобранные материалы методической разработки показывают, как преподаватель добивается того, чтобы обучающиеся овладели техническими, тактическими приёмами игры «Баскетбол».

    Данная методическая разработка рассмотрена на заседании предметной (методической) комиссии

    Рекомендована к применению на практических занятиях.

     

    Аннотация

    Методическая разработка "Проведения занятий по баскетболу"

    Эта методическая разработка предназначена для проведения занятий по развитию навыков игры в баскетбол.

    Прежде всего рассматриваются задачи занятия:

    -   обучение и совершенствование двигательных навыков в беге на средние дистанции;

    -   техническая подготовка;

    -   тактическая подготовка;

    -   специальная физическая подготовка;

    -   контроль за эффективностью обучения.

    Игра в баскетбол очень популярна, поэтому она относится к числу ведущих видов спорта.

    Систематические занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств: силы быстроты; ловкости выносливости, формируют быструю реакцию и ориентировку.

    Данная разработка поможет преподавателю разъяснить элементы игры обучающимися, и лучше освоить особенности игры в баскетбол.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_razrabotka_basketbol.docx144.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

    Методическая разработка

    Тема: « Методика проведения занятий по баскетболу»

    По дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура

    Разработал:
    Преподаватель физической культуры (высшей категории)
    Э. С. Куртмоллаев

    Симферополь 2020


    Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум  железнодорожного транспорта и промышленности»

    Разработчик:

    Куртмоллаев Э.С. – преподаватель Симферопольского техникума  железнодорожного транспорта и промышленности

    Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии естественно-математических дисциплин, физической культуры и ОБЖ

    «____» _________ 2020 г. Протокол № ___

    Председатель ПМК___________ В.В. Володикова

    СОГЛАСОВАНО

    Методист
            Т. А. Абалакова

    «      »                                2020г.


    Рецензия

    на методическую разработку

    «Методика проведения занятий по баскетболу”»

    Методическая разработка «Методика проведения занятия по баскетболу» имеет большое практическое  применение, в  ней подобран значительный материал. Может применятся для использования преподавателями в целях совершенствования педагогического мастерства и полезна обучающимся

    Представленный здесь методический материал показывает роль наглядности в обучении игре Баскетбол.

    Задача данной разработки показать, как на занятиях «Физической культуры» прививают обучающимся интерес к игре в Баскетбол, развиваю у них физические, тактические качества.

    Подобранные материалы методической разработки показывают, как преподаватель добивается того, чтобы обучающиеся овладели техническими, тактическими приёмами игры «Баскетбол».

    Данная методическая разработка рассмотрена на заседании предметной (методической) комиссии

    Рекомендована к применению на практических занятиях.

    Аннотация

    Методическая разработка "Проведения занятий по баскетболу"

    Эта методическая разработка предназначена для проведения занятий по развитию навыков игры в баскетбол.

    Прежде всего рассматриваются задачи занятия:

    -        обучение и совершенствование двигательных навыков в беге на средние дистанции;

    -        техническая подготовка;

    -        тактическая подготовка;

    -        специальная физическая подготовка;

    -        контроль за эффективностью обучения.

    Игра в баскетбол очень популярна, поэтому она относится к числу ведущих видов спорта.

    Систематические занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств: силы быстроты; ловкости выносливости, формируют быструю реакцию и ориентировку.

    Данная разработка поможет преподавателю разъяснить элементы игры обучающимися, и лучше освоить особенности игры в баскетбол.


    Содержание

    1. Краткие сведения о развития и содержание игры.
    2. Занятие как основная форма занятий
    3. Правила поведения обучающихся на занятиях в игру баскетбол.
    4. Последовательность решения задач на занятиях в игре баскетбол.
    5. Техника владения мячом
    6. Техника противодействия и овладение мячом
    7. Тактика нападения
    8. Тактика защиты
    9. Оценка успеваемости обучающихся.
    10. Организация самостоятельных занятий по баскетболу
    11. Задания для самостоятельных занятий упражнениями.
    12. Рабочий план-график учебных занятий по баскетболу
    13. План-конспект занятия по баскетболу
    14. Используемая литература:

    Краткие сведения о развития и содержание игры.

    Игра в баскетбол ведет свое летоисчисление с 1891г. Основал ее преподаватель Спрингфильдского колледжа (США) Д. Нейсмит. Тогда же были разработаны правила игры, в основном сохранившиеся по сей день.

    Игра в баскетбол быстро распространилась в Америке, а затем и в других странах В 1904г. на III Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) был проведен первый показательный турнир команд нескольких американских городов.

    На VIII Олимпийских играх (1929г. ) в Париже состоялся показательный турнир, в котором участвовали команды Англии, Италии, США а 1932г. ознаменован созданием Международной федерации баскетбола (ФИЕА). В настоящее время ФИЕА объединяет 132 национальные федерации баскетбола. В программу Олимпийских игр баскетбол включен в 1935г.

    В нашей стране физическая культура и спорт рассматривается как одно из важнейших средств в подготовке специалистов в учебных заведениях, гармонически сочетающихся в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Государство считает одной из важнейших задач - обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил Это требует всемирного поощрения всех видов массового спорта и физического культуры Наука о физическом воспитании занимает одно из передовых мест в мире. В средних специальных учебных заведениях физическое воспитание является органической частью всего учебно-воспитательного процесса.

    Одним из средств развития у обучающихся быстроты, ловкости, выносливости является игра в баскетбол Игра в баскетбол быстрая по темпу, увлекательная, эмоциональная, способствует физической подготовленности обучающихся.

    Баскетбол приобретает массовый характер, баскетбол введен в программу. И в техникуме он приобретает важное место, так как прививает решительность, смелость, инициативу и дисциплину. Спортивные игры относятся к сложным ациклическим
    движениям. Движения отличаются большим разнообразием, быстротой и отсутствием стандартов. Осуществление их требует большой работы со стороны нервной системы

    Баскетбол является наиболее утомительным видом сорта для нервной системы При занятиях спортивными играми большое значение имеет работа органов чувств. При занятиях баскетболом развивается и совершенствуется органы чувств, быстрота реакции раздражения. Каждый раз с новым упражнением происходит образование новых временных связей в центральной нервной системе.

    Занятие как основная форма занятий.

    Основной формой организации и проведения занятий по баскетболу является занятие - единственная обязательная для всех обучающихся форма физического воспитания.

    Каждый занятие строится по определенному плану. В его подготовительной' части рекомендуется включать упражнения на внимание, на выработку координации движений, упражнения с профессионально-прикладной направленностью и т.д.

    При проведении подготовительной части занятия необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

    а)        проводить ее без значительных пауз;

    б)        чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы мышц;

    в)        чередовать силовые по характеру выполнения упражнения с упражнениями на растяжение и расслабление, медленные и плавные упражнения с быстрыми и резкими, а также разнообразить темп выполнения;

    г) выполнять упражнения с большой амплитудой и умеренной интенсивностью.

    Основная часть занятия выполняет следующие задачи: повышение физической подготовленности обучающихся; воспитание у них специальных двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости и др.); изучение и совершенствование спортивной техники (нападения и защиты); изучение и совершенствование тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

    Средствами решения этих задач являются:

    • специально подготовительные упражнения для овладения техническими приемами в нападении и защите;
    • упражнения в технических действиях;
    • подвижные игры;
    • эстафеты с мячом.

    Знакомство с новым материалом, включающим движения большой координационной сложности, обычно относят на самое начало основной части занятия.

    Нагрузки, воздействующие преимущественно на отдельные физические качества, чаще всего планируют в следующем порядке: упражнения на быстроту, силу и выносливость. Конкретная продолжительность основной части занятия зависит от содержания занятая, объема и интенсивности выполнения упражнений, возраста и пола занимающихся, от количества времени, необходимого на начало и завершение занятия

    Заключительная часть занятия предназначена для завершения работы, приведения организма в оптимальное для последующей деятельности состояние. Наиболее характерными задачами заключительной части занятия являются: снижение общего возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем; снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц, регулировка эмоциональных состояний, подведение итогов занятия. В заключительную часть занятия обычно включают легко дозируемые упражнения: ходьбу; легкий бег, относительно локальные движения. Особенно благоприятны здесь упражнения, которые действуют по механизму отдыха

    Правила поведения обучающихся на занятиях в игру баскетбол.

    Баскетбол - контактная игра, где противники непосредственно соприкасаются в спортивной борьбе. Достаточная подготовленность, равно как и
    недисциплинированность, могут явиться причинами травм: ушибов пальцев,
    повреждения суставов и др. Во избежание их следует соблюдать ряд требований:

    • не входить в зал для самостоятельных занятий с мячом без преподавателя или
      его разрешения.
    • следует точно выполнять все требования к организации упражнений:
      построения, перестроения, степень единоборства и противодействия и др.
    • нельзя приступать к скоростным упражнениям с мячом без предварительной разминки, особенно после длительных перерывов в занятиях
    • во время выполнения упражнений другими занимающимися нельзя действовать с мячом, так как он может внезапно выкатиться и попасть им под ноги.
    • Во время учебной игры по свистку должны немедленно прекращаться все
      действия.
    • Перед занятиями учащиеся должны снять кольца, серьги, браслеты, цепочки,
      туго завязать длинные волосы Разрешается заниматься только в кедах, которые позволяют правильно выполнять приемы с резкими переходами от одной
      скорости к другой и обеспечивают безопасность.

    Последовательность решения задач на занятиях, в игре баскетбол.

    Основные задачи в игре баскетбол связанные с изучением и совершенствованием технических приемов, технических действий, а также торических сведений, решаются в определенной последовательности.

    Основные задачи: ознакомить с упрощенными правилами игры в баскетбол, научить следующим приемам игры в баскетбол перемещениям ям и остановкам (перебежкам без мяча и перемещениям в защитной стойке, приставными шагами вперед назад, вправо, влево, равномерному бегу - ускорению-остановке в два шага).

    Передача двумя руками от груди и ловле двумя руками на месте; ловле с шагом навстречу летящему мячу, передаче одной рукой от плеча с поддержкой другой с места, с шага в направлении передачи; передача двумя руками от груди и одной рукой от плеча со сменой направления передач ведению мяча на месте и е продвижением бегом броскам мяча в корзину двумя руками от груди с места, после отскока от щита с правой и левой стороны от корзины.

    Сочетанию изученных приемов игры - игра по упрощенным правилам. Разобрать упрощенные правила игры в баскетбол.

    Получить следующим приемам игры в баскетбол перемещениям - прыжку вверх толчком одной ногой, бегу с изменением направления и остановкой по сигналам, поворотом на месте с шагом вперед и назад.

    Ловле и передаче мяча двумя руками от груди после остановки; в движении с последующей сменой направления движения вперед-назад в сторону.

    Ведение мяча с изменением направления и остановке шагом и прыжком после быстрого ведения мяч бросок в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой с места, после отскока от щита с правой и левой стороны от корзины; штрафным броскам.

    Сочетание изученных приемов и перемещение их в игре.

    Сообщить теоретические сведения: расстановка игроков; наказание при нарушении правил; права и обязанности игроков и капитана команды.

    Научить следующим приемам игры в баскетбол:

    -        бегу с изменением скорости;

    -        сочетанию рывка с остановкой и последующим ускорением;

    -        ловле мяча двумя руками и передаче его в движении одной рукой от плеча, передача мяча в парах, тройках;

    -        ведению мяча после ловли с остановкой и в движении (прямолинейное и с изменением направления);

    -        броскам мяча в корзину одной рукой от плеча с близкого расстояния после остановки и после ведения;

    -        сочетанию изученных приемов и применению их в игре;

    -        индивидуальным действиям в нападении и защите (уход от опеки защитника, выбивание и вырывание мяча, держание игрока без мяча и с мячом, выбор места для получения мяча);

    Приведению основных приемов в учебной игре.

    Сообщить теоретические сведения: понятие о тактике игры; практическое судейство.

    Научить следующим приемам игры в баскетбол:

    -        перемещению (бегу с ускорениями и внезапными остановками) ловле и передаче (перехвату) мяча;

    -        передаче мяча одной рукой от плеча при встречном движении игроков;

    -        ловле и передаче двумя руками отскоком от пола и одной от плеча при передвижении игроков в парах и тройках броском мяча одной рукой с близкого расстояния после ловли мяча в движении и ведению мяча с ускорением сочетанию изученных приемов и применению их в игре индивидуальным действиям в нападении и защите (выбор места в нападении для получения мяча и в защите для его перехвата);

    -        взаимодействию двух игроков против одного защитника; действиям двух защитников против двух нападающих при защите корзины;

    -        применению основных приемов в учебной игре.

    Сообщить теоретические сведения, обязанности судей, практическое судейство.

    Научить следующим приемам игры в баскетбол:

    -        перемещению (бег с изменением скорости и направления);

    -        передаче мяча двумя руками сверху и в прыжке одной рукой от плеча и с поворотом;

    -        броском мяча двумя руками сверху и одной рукой в прыжке с места;

    -        действиям трех нападающих против двух защитников;

    -        сочетанию изученных приемов и применению их в игре;

    -        быстрому отрыву и защите в учебной игре.

    Научить игрока быстро, точно, целесообразно перемещаться - одна из главных задач на всех этапах подготовки. Обучение перемещению включает изучение ходьбы, бега, прыжков, остановок, поворотов и т.д.

    Обучение начинается с изучения стойки, специальное ознакомление с которой на первых занятиях сочетается в последующем требованием применять при изучении всех приемов.

    При изучении бега необходимо перемещаться не только по прямой, но и по дугам с изменением направления, скорости. Большое внимание уделяется изучению перемещения приставными шагами.

    Обучая баскетболиста прыжкам, следует научить его правильному отталкиванию в нужных направлениях, высокому взлету, координации движения в безопорном положении, правильному - приземлению. Техника прыжков изучается сначала с места, а затем в движении - толчком одной и обеими ногами.

    Обучение остановкам производится в сочетании е обучением бегу. Вначале остановка выполняется в заранее обусловленном месте площадки, а затем по внезапным слуховым и зрительным сигналам.

    Техника владения мячом.

    Ловля мяча. Особое внимание должно обращаться на правильную встречу руками летящего мяча, затем на то, амортизируют ли руки при соприкосновении с ним. Очень важно воспитать у игрока навыки ловли мяча с выходом вперед, в стороны. В дальнейшем изучается ловля мяча на различной высоте и в различных направлениях Ловля мяча в движении изучается после обучения различным способам ловли на месте.

    Передача мяча. Вначале детально изучается передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча. Особое внимание уделяется отработке передач мяча в движении. Для совершенствования техники передач необходимо стремиться к прекращению времени их выполнения.

    Броски мяча в корзину. При изучении бросков необходимо знать теоретические основы приземления мяча, различные траектории его полета, развивать меткость при выполнении броска. При изучении броска в баскетбольную корзину занимающиеся должны научиться соразмерять свои движения с высотой корзины Необходимо как можно быстрее переходить от изучения изолированного способа броска к сочетанию его с другими приемами.

    В процессе защиты надо стремиться к максимальному сокращению перехода от предощущено приема к самому броску, следя за точность его выполнения.

    Когда техника определенного способа броска изучена, необходимо дать специальные упражнения для дальнейшего развития меткости, например, метание в цель предметов различного вида и объема.

    Ведение мяча. При обучении ведению мяча новым является освоение ритма движений руки с мячом в сочетании с ритмом работы ног. Движения должны быть непринужденными. Изучать ведение рекомендуется сразу в движении, хотя на первых занятиях можно дать серию упражнений с мячом на месте, чтобы занимающийся точно определил положение руки на мяче, силу надавливания на мяч, высоту его отскока и т.д.

    Необходимо стремиться к тому; чтобы движение руки с мячом не зависело от ритма работы ног.

    Техника противодействия и овладение мячом

    Обучение технике противодействия и овладения мячом начинается после изучения того или иного приема владения мячом.

    Приемы противодействия изучаются в такой последовательности: выбивание, отбивание, накрывание мяча при броске в корзину.

    Выбивание. Вначале изучается выбивание мяча у нападающего, стоящего на месте, потом у овладевшего мячом в прыжке и затем у ведущего мяч. При обучении выбиванию необходимо правильно располагать защитника по отношению к щиту и противнику.

    Накрывание. Изучается как противодействие броску. Для правильного накрываешь мяча нужно научить занимающихся своевременному и правильному прыжку, а также внимательному'' наблюдению за действиями нападающего.

    Приемы овладения мячом изучаются в такой последовательности: вырывание, перехваты, овладение мячом, отскочившим от щита.

    Вырывание. Для того, чтобы вырвать мяч у противника необходимо с ним сблизиться, захватать мяч обеими руками или сильнейшей рукой снизу и резким движением вырвать его. В начале обучения противник стоит на месте, не препятствуя вырыванию, затем отводит руки с лицом в сторону, поднимает их вверх, выполняет поворот, т.е. создает сложные игровые условия для овладения мячом.

    Перехваты. К моменту изучения перехватов занимающиеся должны уметь ловить мяч в движении, выполнять короткие резкие рывки, уметь внимательно следить за действиями противника.

    Первые упражнения должны быть направлены на своевременный выход вперед для перехвата мяча с таким условием, чтобы это не производило защитника к потере правильной позиции.

    Овладение мячом, отскочившим от щита. Для овладения мячом важно своевременно прыгнуть и поймать его. Вначале все упражнения проводятся без противодействия противника, а затем, постепенно, вводится нарастающее активное противодействие.

    Можно применять почти все упражнения в бросках и добывании мяча с последующей активной борьбой за отскок мяча.

    Тактика нападения

    Тактика нападения состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

    Индивидуальные действия. Необходимо научить игроков действиями с мячом и
    без мяча, выходу на свободное место для получения мяча или с цепью отвлечения
    противника. Минимальный запас навыков выполнения технических приемов нападения позволяет перейти к изучению тактики индивидуальных действий.

    Сначала изучается тактика применения приемов, затем действий игроки без мяча

    Групповые действия. Вначале изучается взаимодействие двух игроков, затем
    трех без противодействия и с условным противодействием, затем с активным противодействием. Сначала изучаются взаимодействия двух игроков по принципу
    "передай и выйди", а затем с применением заслонов.

    Командные действия. Командные действия имеют варианты при позиционном нападении: с центровым и без центрового, при быстром прорыве – нападение
    прямолинейное, перекрестное и т.д. Комбинации изучаются в такой
    последовательности:

    1. Игроки расставляются в соответствии с характером комбинации, каждому объясняется конкретная задача, возможное взаимодействие и решение ее.
    2. Взаимодействия игроков несколько раз медленно повторяются для создания представления об общей схеме перемещения.
    3. Вводятся противники, которые оказывают условное противодействие.
    4. Защитники действуют активно.
    5. Комбинация применяется в учебной игре.

    Тактика защиты

    Индивидуальные действия. Успех защитных действий зависит прежде всего от
    умения игрока опекать противника Эти действия слагаются из опеки нападающего без
    мяча и с мячом.

    Опекая нападающего без мяча, защитник стремится: не дать противнику выйти на позицию, удобную для атаки корзины; не дать получить мяч в этой позиции;
    перехватить мяч, находящийся в непосредственной близости от противника.

    Действуя против нападающего с мячом, защитник должен:

    • не дать противнику возможности бросить мяч в корзину,
    • не допустить проход противника к щиту
    • не дать ему возможности передать мяч в опасном направлении партнеру,
    • попытаться овладеть мячом.

    Защитник, как правило, должен располагаться между нападающим, которого он
    опекает и своей корзиной так, чтобы видеть и нападающего, и мяч. Чем ближе
    нападающий к корзине, тем ближе должен находиться от него защитник.

    Опекая нападающего противника, защитник все время обязан наблюдать и за
    общей игровой обстановкой. Это позволит ему своевременно оценивать
    изменившиеся условия и успешно взаимодействовать с партнерами по команде.

    Групповые действия. Групповые действия в защите предусматривают
    взаимодействия 2-х и 3-х игроков, направленные на помощь одного игрока другому в отдельных игровых положениях Основные групповые действия в защите
    предусматривают при численном равенстве защитников и при их меньшинстве. При

    численном равенстве это такое действия, как переключение, проскальзывание,
    подстраховка, организация борьбы за отскок и групповое отбирание мяча

    Переключение - это обмен подопечными игроками, когда одному из
    защитников созданы препятствия на пут следования за своими подопечными.
    Чаще всего применяется при успешном использовании противником заслонов.

    Выполняя проскальзывание, один из защитников несколько отступает от
    своего подопечного и пропускает впереди себя партнера, который по кратчайшему
    пути продолжает преследовать подопечного игрока

    Подстраховка - действия одного или нескольких игроков, помогающих
    партнеру опекать противника Взаимодействия при борьбе за отскок мяча от щита
    имеют целью согласовать действия партнеров так, чтобы не пропустить
    нападающих в наиболее вероятную зону отскока

    Групповой отбор мяча - взаимодействия, характеризующая степень
    активности защитников. Этот способ взаимодействия двух игроков, когда игрока с
    мячом атакуют одновременно два защитника.

    Оценка успеваемости обучающихся.

    Оценка успеваемости - важная составная часть процесса обучения. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями. Оценка выставляется за знания теоретических сведений и двигательные умения, навыки, которыми учащиеся владеют на занятиее.

    В процессе обучения двигательным действиям и отдельным движениям на занятиях применяются текущая и итоговая оценка.

    Текущая оценка успеваемости позволяет выяснить степень освоения учебного материала по ходу обучения и внести необходимые коррективы в учебный процесс.

    Итоговая оценка ставится по окончании прохождения темы, раздела программы Итоговая четвертная оценка, выставляется на основании всех оценок, полученных учениками за данный период времени, при этом преимущественное значение имеют оценки за освоение законченных тем и разделов программы. Годовая итоговая оценка выводится на основании четвертных. Все оценки успеваемости учитель выставляет в классный журнал.

    Учет успеваемости проводится на занятиях методами наблюдения и опроса(вызова).

    Метод наблюдений состоит в том, что учитель называет фамилии трех-четырех  учеников и внимательно следит за выполнением этими учениками упражнения. Оценки можно объявлять сразу после выполнения упражнений или в заключительной части, при подведении итогов. Лучше это делать после проведения упражнений, тогда дети
    хорошо поймут указания учителя.

    Метод опроса (вызова) состоит в том, что учащиеся по вызову учителя и по его заданию выполняют упражнения. Этот метод позволяет полно и тщательно установить степень усвоения учебного материала. Кроме того учитель, пользуясь таким методом, поправляет ученика, дает необходимые пояснения, указывает на допущенные ошибки. Оценку объявляют сразу после выполнения заданию.

    При оценке выполнения движения принимается во внимание правильность  выполнения движения (техника), качество движения при известных количественных показателях, знание и выполнение сущности проверяемого движения.

    Если ученик выполняет упражнение правильно, ставится оценка "5", если требования нарушаются, оценка снижается.

    Оценка ”4” выставляется в том случае, если прием выполнен с незначительным устранимым нарушением движения по амплитуде, но с сохранением правильного направления.

    Оценка ”3” й - если прием выполнен нестабильно, с напряжением, е неполной  амплитудой и с нарушением ритма движения, но без отклонений от правильного направления.

    Оценка ”2” - если прием выполнен из неправильного исходного положения, с нарушением целостного действия.

    Оценка ”1” - если прием не выполнен. В течение учебной четверти знания и умения обучающихся оцениваются не менее 3-4 раз

    Организация самостоятельных занятий по баскетболу

    Баскетболист должен быть всесторонне физически развитым спортсменов. Для
    этого надо воспитывать в себе такие важные физические качества как быстрота
    движений (передачи, броски, перехваты мяча и др.), скорость передвижения (бег,
    уход в отрыв, возвращение в защиту и др.), прыгучесть (броски в кольцо, борьба за отскочивший мяч), ловкость (финты, борьба за мяч), глазомер (передачи броски) и,
    конечно, выносливость, без которой 40 минут игрового времени станут невероятно
    трудными, особенно когда против команды применяется прессинг.

    Самостоятельные занятия обучающихся по воспитанию физических качеств, по совершенствованию элементов баскетбольной техники могут быть организованы в
    трех формах выполнение эпизодических домашних заданий; утренняя
    специализированная гимнастика; самотренировка баскетболиста (индивидуальная
    или групповая). Вместе е учебными занятиями по физическому воспитанию,
    тренировками в спортивной секции такие самостоятельные занятия могут повысить
    уровень ОФП. научиться игре и стать полезным для команды игроком, хорошим баскетболистом.

    В процессе самостоятельных занятий каждый учащийся может закреплять и совершенствовать свои умения в бросках по кольцу. Для этого надо чаще бывать на баскетбольной площадке или в зале.

    Неплохо оборудовать около дома тренировочное место - сделать щит и кольцо.
    Если такого места нет, найдите высокую ровную стену; начертите на ней яркой
    краской или маслом прямоугольник размером 59x45см и трестируйтесь в различных
    бросках Помните при этом, что мяч должен ударяться в верхнюю линию
    нарисованного прямоугольника, которая находится на высоте Зм 50см от уровня пола (площадки). И еще один совет: размечая тренировочную линию штрафного броска у
    стены, которая служит вам щитом, надо учесть, что на игровой баскетбольной
    площадке щит вдается в площадку' на 1м 20см. Это значит, что линия штрафного
    броска находится на расстоянии 4м 60см от проекции щита на п площадку

    Не бросайте мяч в кольцо с произвольных и меняющихся точек: при этом
    приходится рассчитывать траекторию и корректировать каждый бросок. Учитесь
    бросать мяч в кольцо с постоянных точек: с линии штрафного броска, с дальней дуги,
    из-за 6-метровой окружности, от углов трапеции, от 'углов" трёхсекундной зоны
    Причем отработке и совершенствованию броска с одной точки можно посвятить
    целое занятие, и даже не одно. На следующих занятиях тренируйтесь в бросках с
    других, желательно отдаленных от первой точек (принцип контраста). Таким образом
    вы определите "свою точку", а партнеры во время игры будут "питать" вас мячами,
    как только вы окажетесь около своей точки.

    Задания для самостоятельных занятий упражнениями.

    Для того чтобы научиться хорошо играть в баскетбол только организованных
    учебных занятий недостаточно. Необходимо работать самостоятельно. Все
    разученные ранее упражнения могут быть использованы в самостоятельных занятиях
    или в упражнениях с партнером.

    Искусство владения мячом требует специальной ловкости и способностей,
    связанных с тонкостью ощущений упругих свойств мяча в сочетании с движениями различных частей тела Соответствующая подготовка может быть получена с
    помощью общеразвивающих упражнений с мячом, упражнений типа жонглирования, которые надо повторять как можно чаще, включая их в утреннюю гимнастику и
    самостоятельные занятая в часы досуга

    Большое внимание надо уделять специальным упражнениям, способствующим совершенствованию меткости, необходимой для точных бросков.

    Если у вас нет постоянного партнера для тренировок, считайте броски до десяти
    и записывайте (запоминаете) результат каждой серии. Запись "10:4" обозначает, что
    после десяти бросков вы четыре раза попадали в кольцо, или ваша результативность
    равна 40%. При счете" 10:6" вы попали в кольцо шесть раз из десяти. И так далее.

    Если у вас есть партнер, соревнуйтесь с ним в бросках со своих точек. При
    неравности сил установите "фору" (упреждение, опережение) - например, более слабому партнеру заранее начисляется 1, 2 или 3 попадания.

    Но не только бросок в кольцо можно совершенствовать без тренера Занимаясь самостоятельно, можно улучшить навыки владения мячом, стать искусным
    дриблером, мастером хитроумных передач, грамотным защитник

    Рабочий план-график учебных занятий по баскетболу

    Содержание материалов

    1 год обучения

    2 год обучения

    3 год обучения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Теоретические .занятен.

    1. Краткий обзор "Баскетбол на Украине н за рубежом",

    2, Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений на организм занимающихся,

    3, Правила, организация и проведение соревнований

    Практические занятия.

    1.Общеразвивающие упражнения:

    а) без предметов

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    б) со снарядами и на снарядах

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    в) акробатические

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    г) легкоатлетические
    прыжковые и беговые

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    д ) опорные прыжки

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2. Специальные
    координационные упражнения с профессионально - прикладной направленностью

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    3. Специфические упражнения на координацию движений.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Техническая подготовка

    1. Передвижения в нападении

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2. Передвижения в защите

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    3. Передача двумя от груди

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    4. Передача одной от плеча

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    5. Ведение мяча

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    6. Броски:

    а) двумя руками от груди

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    б) одной от плеча

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    в) бросок одной сверху

    Тактическая подготовка

    1. Нападение

    а) индивидуальные действия

    б'; групповые действия

    в) командные действия

    Зашита:

    а) индивидуальные действия

    б) групповые действия

    в) командные действия

    Прием контрольных нормативов

    Участие в первенстве техникумов

    №  групп

    Дата проведения

    УД: ОГСЭ.04 Физическая культура

    План-конспект занятия по баскетболу

    Тема: Передача мяча, ведение мяча, броски мяча

    Цели:

    - Учебные

    1. Изучение техники перемещения.
    2. Обучение передачам двумя руками от груди.
    3. Обучение ведению мяча в движении.
    4. Обучение броску одной рукой сверху из-под щита
    5. Место занятий: спортивный зал.

    Воспитательные:

    Пропаганда физической культуры.

    Воспитание чувств взаимовыручки и творческого мышления.

    Развитие и совершенствование физических качеств.

    - Развивающая:

    Развитие двигательных умений и навыков, развитие координации

    Междисциплинарные связи: биология, экология

    Место проведения: спортивный зал

    Тип урока: практическое занятие

    Метод проведения: групповой, игровой.

    Спортивный инвентарь: баскетбольные мячи

    Части урока (продолжи-тельность)

    Содержание

    дозировка

    Организационные-методические указания

    1

    2

    3

    4

    Подготовите-льная часть (12-14мин)

    Построение. Рапорт дежурного. Объяснение задачи урока, проверка присутствующих.

    2 мин

    Обратить внимание на ра-
    порт, выполнения команд, форму занимающихся. Выяснить причину отсутствия на прошлом занятие

    Упражнение на внимание: н, п, - основная стойка 1-шаг левой впе-ред, 2-скачек с приземлением на
    две ноги; 3-4 – поворот направо

    1-2 раза

    Требователь согнласности движения

    Ходьба:

    а) обычная;

    15-20 мин

    б) на внешних и внутренних сводах стопы.

    в) с перекатом с пятки на носок

    Руки на поясе

    г) с различными движениями рук (по заданию).

    40-50 м

    Вначале одновременные движения, затем поочередные.

    1

    2

    3

    4

    Бег:

    25-30 с

    а)        обычный;

    б)        с изменением направления – слалом

    Обратить внимание на пос-

    тановку ног, наклон туловища; слалом выполняется между набивными мячами, лежащими в шахматном порядке.

    в) с остановками

    8-10 остановок

    Остановки выполняются по звуковому или зрительному сигналу и два шага. Обратить внимание на положение
    ног туловища, ОЦТ при остановках.

    г) с прыжками (толчком одной и двумя ногами)

    20-25 прыжков

    В прыжке коснуться стенки.

    кольца или щита. Обратить внимание на координацию, т.е. толчок левой ногой, достать правой рукой и наобо
    рот.

    д) в сочетании с остановками и поворотами.

    8-10 раз

    После остановки выполняется поворот плечом вперед и плечом назад. Обратить внимание на то, чтобы уча- щиеся не делали вертикальных колебаний ОЦТ при повороте, выполнили его на стоящей сзади ноге.

    1. Передвижение приставными шагами:

    а)        левым боком вперед:

    15-20м

    б)        правым боком вперед;

    15-20м

    в)        спиной вперед.

    Бег с ускорением:

    а)        после выполнения общераз-вивающий упражнений (по сигналу);

    5-6 раз

    б) из различных и.п. с различными заданиями

    5-6 раз

    Перескакивания через центр в ко-
    лону по два

    30 с

    Упражнение можно проводить в виде соревнований.

    Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами:

    1. Стоят спиной к друг другу, ноги на
      ширине плеч. Один из партнеров
      подает мяч между ног второму, а тот
      отдает назад над головой.

    12-15 раз

    Каждая пара имеет по мячу. Передачи производятся внизу (ноги прямые), вверху (руки прямые).

    1

    2

    3

    4

    1. То же, только партнер ы передают мяч, одновременно поворачиваясь влево, затем вправо.

    12-15 раз

    При выполнении поворотов пятки от пола не отрывать.

    1. Оба партнера сидят на полу лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м и передают мяч. Поймавший мяч ложится, подняв руки с мячом вверх. Вставая, передает мяч партнеру

    10-15 раз

    При выполнении упражнения ноги от пола не отрывать. Передача производится на грудь заданным способом. Упражнение усложняется передвижением одного партнеров влево-вправо или вводом двух мячей.

    1. Оба партнера лежат на животе лицом друг к другу на расстоянии 2-3 мм. Передают друг другу мяч, напрягая мышцы спины.

    12-15 раз

    Упражнение можно услож-
    нить давая задание на расслабление мышц спины (6-
    10с), введением передаи-
    гающегося партнера, увели-
    чением траектории движе-
    ния.

    1. Занимающиеся стоят лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м. Первый партнер с мячом выполняет передачу и принимает последовательно: упор присев, упор лежа, снова упор присев. Вставая, получаем мяч от партнера, который, передавая мяч, выполняет то же самое.

    Второй партнер, поймав мяч, подбирает момент. Ко
    гда первый встает, момента
    льно отправляет ему мяч и
    сам выполняет упражнение, готовый в любой момент получить обратную передачу

    Основная часть (25-28 мин)

    1. Передача мяча в парах со сменой ног в выпаде

    12-15 раз

    Упражнение можно усложнить
    за счет изменения способа  передачи. усложнения координации работы ног, увеличивая скорость выполнения. изменения расстояние

    1. Первый партнер вращает мяч вокруг пояса, между ног восьмеркой, второй в это время выполняет наклоны вперед, в сторону

    8-10 раз

    По сигналу преподавателя
    первый передает мяч партнеру заданным способом, и они меняются ролями в выполнении упражнения.

    1. Ловля и передача мяча в парах в прыжке

    18-20 раз

    Прыгать своевременно и как можно выше. Поймать мяч в прыжке и до приземления отдать его.

    1. Один из партнеров сидит на полу. Поворачиваясь влево. Он получает мяч и передает его, поворачиваясь вправо. Второй партнер передвигается приставными шагами вправо-влево

    12-15 раз

    Ноги немного расставить в стороны для равновесия и при выполнении упражнения не отрывать их от пола. Усложнять упражнения не можно введением еще одного партнера еще одного партнера с мячом.

    1

    2

    3

    4

    Изучение передачи мяча двумя руками от груди:

    а) передача на месте в положении шага

    3-4 мин

    Занимающиеся расположены в колоне по одному. На расстоянии 5-6 м лицом к колоне стоит капитан у направляющего мяч. По сигналу преподавателя направляющий передает мяч капитану и после передачи становится в конец колонны

    б) передача после выполнения двух шагов

    3-4 мин

    Один из занимающихся вне колонны держит мяч на вытянутой руке. Направляющий идет, берет мяч с руки, выполняет два шага и передает его капитану.

    Ловля и передача мяча в движении

    3-4  мин

    Занимающийся выбегает из колонны, в движении получает мяч от капитана, передает его обратно, а сам становится в конец колонны.

    Ловля и передача мяча при встречном движении занимающихся

    Занимающийся выбегает  из колонны, получает мяч от игрока противоположной команды и передает его направляющему этой же колонны, становятся в конец ее.

    Занимающийся передает мяч, капитан оббегает его и возвращается в конец своей команды

    Обучение ведению мяча в движении:

    а) бегом по прямой до  определенного ориентира

    1-2 мин

    При ведении обратить внимание на п.п. , мягкое согласованное движение кисти руки, ног.

    б) ведение с изменением направления и с поворотом назад, затем зигзагообразно.

    1-2 мин

    При выполнении можно увеличивать нагрузку за счет увеличения количество мячей, давая дополнительные задания

    в) ведение с обводкой препятствий

    1-2 мин

    г) ведение мяча с переводом его из руки в руку в момент поворота.

    1-2 мин

    Ведение должно осуществляется в стороне от следам стопы

    д) ведение с ускорением и остановками.

    1-2 мин

    1

    2

    3

    4

    е) переход от обычного ведения к сниженному и обратно.

    1-2 мин

    ж) сочетание ведения с другими приемами

    1-2 мин

    Х1 и Х2 ведут мяч до центра выполняют остановку, поворот и передают мячи в колону слева, а сами двигаются в ту же колонну.

    Изучение броска одной рукой сверху из-под щита:

    а) из и.п. левая нога впереди на усиках ШБ выполнить два шага – бросок.

    25-30 с.

    Обратить внимание на согласованность движения рук и ног. Учащийся берет мяч у преподавателя, который держит его на вытянутых руках.

    б) то же, только преподаватель слегка подбрасывает мяч.

    1-2 мин.

    в) то же, но преподаватель передает мяч с траекторией

    1-2 мин.

    г) то же после удара мяча о пол

    1-2 мин

    д) то же после ведения

    1-2 мин

    Додвинсная игра “два огня”

    1-2 мин

    Описание игры см. в разделе “Подвижные игры”

    Заключительная часть (3-5 мин)

    Ходьба с различными заданиями

    1 мин

    Подведение итогов задания

    1-2 мин

    После этого занятия можно разделить учащихся на 3 подгруппы (сильные, средние, слабые) и подбирать для них дифференцированно степень сложности упражнения.

    Используемая литература:

    1. Спортивная игра под редакцией Н,П Воробьева учебное пособие для техникумов.
    2. Спортивные игры на уроках физического воспитания под редакцией В,Я. Кротов. А.А. Сёмин.
    3. Картотека. Баскетбол.
    4. Спортивные игры (методические указания к серии учебных таблиц) В.Б. Спекторов, Д.А. Чернявский.

    X        Г t        х


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для проведения занятий по теме "Воображение" в детской театральной студии

    Рекомендации основаны на 20летнем опыте. В приложениях - план-конспект Открытого занятия, а также некоторые упражнения...

    Методические рекомендации по проведению занятий на тему "Профилактика вредных привычек"

    В работе рассмаривается проблема курения среди подростков, принимаемые профилактические меры, методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий и конспект занятия. Прилагается ...

    Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации для дошкольников и младших школьников.

    Данные рекомендации посвящены методике проведения занятий при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста аппликации и предназначены педагогам дополнительного образования учебных групп, р...

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ В ГРУППЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (ДЕВУШКИ)

    В методическом пособии излагаются теоретико-методические основы баскетбола, его роль и место в системе физического воспитания и спорта.Автор представляет свою методику обучение по баскетболу в г...

    Методическая разработка Программа тренировочных занятий по баскетболу (возрастная группа 15-16 лет)

    Программа разработана для  детей 15-16лет.предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрол...

    Методическая разработка тема: "Методика проведения занятий по баскетболу"

    Рецензияна методическую разработку«Методика проведения занятий по баскетболу”»Методическая разработка «Методика проведения занятия по баскетболу» имеет большое практическ...

    методические рекомендации о проведении занятий по баскетболу

    методические рекомендации по проведению занятий по баскетболу....