Главные вкладки

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ В ГРУППЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (ДЕВУШКИ)
    методическая разработка (физкультура и спорт) по теме

    Насирова Аджара Махмудовна

     

    В методическом пособии излагаются теоретико-методические основы баскетбола, его роль и место в системе физического воспитания и спорта.

    Автор представляет свою методику обучение по баскетболу в группе спортивного совершенствование.

        При рассмотрении этого вопроса затрагиваются темы технико-тактической, физической подготовки баскетболистов, проблемы и специфику организации занятий по баскетболу  среди  девушек.

     Пособие может быть полезно студентам средних учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов, училищ и колледжей, учителям физической культуры и тренерам команд по баскетболу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodichka.doc557.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Насирова А.М.

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ В ГРУППЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (ДЕВУШКИ)

    Железнодорожный 2013 г.

    Аннотация

    В методическом пособии излагаются теоретико-методические основы баскетбола, его роль и место в системе физического воспитания и спорта.

    Автор представляет свою методику обучение по баскетболу в группе спортивного совершенствование.

        При рассмотрении этого вопроса затрагиваются темы технико-тактической, физической подготовки баскетболистов, проблемы и специфику организации занятий по баскетболу  среди  девушек.

     Пособие может быть полезно студентам средних учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов, училищ и колледжей, учителям физической культуры и тренерам команд по баскетболу.

    ВВЕДЕНИЕ

              Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

              Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

        Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

    Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком диапазоне.

    В структуре высшего образования в сфере физической культуры и спорта баскетбол входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.

    1. История баскетбола

    Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.

    Джеймс Нейсмит (1861 -1939) родился в Канаде. Конечно, создавая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведения об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на территории Мексики, играли пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное кольцо, укрепленное в вертикальном положении на стене.

    В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, называвшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуковый мяч в каменное кольцо.

    В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины и женщины.

    Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Позже число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке лишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра ...учила название «баскетбол» (basket - корзина, ball - мяч). В декабре 1891 г. Нейсмит сформулировал первые правила новой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892 г. он опубликовал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать актов, большинство из которых в той или иной форме действуют по сей день.

    Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила доли несколько изменены. Одной из причин изменения, в частности, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том,  находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей команде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника.

    1.1 Современные представления об игре

    В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель игры - забросить максимальное количество мячей в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину. Игра проводится на площадке 28 м в длину и 15 м в ширину (измерение от внутреннего края ограничивающих линий). Национальные федерации имеют право утвердить существующие игровые площадки с минимальными размерами 26 х 14 м. Высота потолка должна быть не менее 7 м. Продолжительность игры 40 мин, 2 x 20 мин с перерывом в 10 мин. Возможна продолжительность игры в 4 периода;4х 12 мин, т.е. 48 мин.

    Мяч должен иметь форму сферы и быть оранжевого цвета установленного оттенка. Длина окружности мяча должна быть не менее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

    Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды, и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

    Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности свободно произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта  от игроков.

    Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами и бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре 40 мин без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча.

    За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается прежде всего в повышении маневренности, подвижности игроков, в их стремлении активно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

    Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимального потребления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растет и у мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала.

    Важный показатель функционального состояния организма сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является важнейшим кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд./ мин.

    Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру физиологических изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд./мин, уровень потребления кислорода - 30% от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд./мин, уровень потребления кислорода - в пределах 50% при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд./мин, величина кислородного долга 5-7 л/мин.

    2. Особенности занятий  по баскетболу для женщин

    Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении  занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. В отличие от мужского у женского организма менее прочное строение костей, меньшее общее развитие мускулатуры тела, более широкий тазовый пояс. Для здоровья женщины большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. Ряд характерных для организма женщины особенностей имеется и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Все это выражается более продолжительным периодом восстановления организма после физической нагрузки, а также более быстрой потерей состояния тренированности при прекращении тренировок.

    Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании, методике проведения общей физической подготовке.              Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощением. Полезны упражнения, в положении сидя, и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения «березка», различного рода приседания.

    При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует  постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин.

    Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин, поэтому нагрузка на выносливость для девушек и женщин должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени.

    Женщинам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять самоконтроль.

    Некоторые трудности возникают при определении нагрузок в связи с цикличностью деятельности организма, в этот период отмечается снижение активности и эффективности игровой деятельности, появляется больше ошибок, особенно в последние минуты игры, ухудшается также возможность выполнения интенсивных нагрузок, появляется психологическая неустойчивость, которая иногда может привести к нарушениям микроклимата в коллективе. Тренеру необходимо иметь достаточно точные представления об индивидуальных сроках и особенностях протекание этого процесса у занимающихся и принимать все необходимые меры для его сглаживания. Это может быть индивидуальный режим тренировок, сокращение времени участия в игре, исключение отдельных скоростно-силовых упражнений.

    2.1 Техника игры

    Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные игровые задачи.

    Критерии высшего технического мастерства:

    1. свободное владение оптимальным объемом приемов и способов
      для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочетании с двумя-тремя коронными приемами нападения и защиты;
    2. точность и эффективность выполнения указанных приемов;
    3. стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов - значительном утомлении, психологическом напряжении, трудных внешних условиях и т.д.;
    4. умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника;
    5. надежность выполнения приемов, которая определяется высокой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных отрицательных отклонений. Техника игроков экстракласса отличается высоким уровнем стабильности выполнения.

    И тем не менее далеко не все возможности технической игры использованы в спортивной практике сегодняшнего дня. Неисчерпаемые функциональные и координационные возможности организма тренированного спортсмена создают хорошую перспективу для выполнения новых изменений в технике нападения и защиты.

    Классификация техники игры - это распределение всех ее приемов и способов по разделам и группам на основе определенных. признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначение приема в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без мяча), а также особенности его кинематической и динамической структуры.   Технику баскетбола подразделяют на два больших раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют  две группы: в технике нападения - технику передвижения и технику овладения мячом, а в технике защиты технику передвижений и технику отбора мяча и противодействия.

    Внутри каждой из групп имеются приемы и способы их выполнения. Почти каждый способ выполнения приема имеет несколько  разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структуры движений.

    Принципиальная схема классификации техники может быть  представлена следующим образом: прием - бросок мяча в корзину; способ выполнения - одной рукой сверху; разновидность - с отклонением туловища;

    условия выполнения - в прыжке после остановки, со средней дистанции.

    По каждой схеме построена классификация техники баскетбола. Анализ каждого способа выполнения технических приемов базируется на системно-структурном подходе.

    2.2 Техника нападения

    Основа техники баскетбола - передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действий, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.

    Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приемов он может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приемов. Кроме того, от правильной работы  при передвижении и соблюдения равновесия зависит эффективность технических приемов с мячом: передач в движении и прыжке, :ведения и обводки, бросков в прыжке и т.д.

    Ходьба в игре применяется реже других приемов передвижения. Она используется главным образом для смены позиции в коротких паузах или при снижении интенсивности игровых действий, также для смены темпа в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему возможность для внезапных ускорений.

    Бег является главным средством передвижения в игре. Он заметно отличается от бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега.

    Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега, или стартовое ускорение, называется в спортивных играх рывком. Рывок - лучшее средство освобождения от опеки соперника и выхода на свободное место. Для осуществления рывка первые 4-5 шагов делают короткими и очень резкими (ударными), ногу ставят с носка. Скорость бега нарастает благодаря удлинению шага. В этот момент игрок должен быть готов к получению мяча.

    Изменение направления бега игрок осуществляет мощным толчком выставляемой вперед ногой в сторону, противоположную направлению движения; туловище наклоняет в сторону вновь избранного направления (рис.1).

    Прыжки используют как самостоятельные приемы. Они являются и элементами других приемов техники. Чаще всего игроки пользуются прыжками вверх и вверх в длину или сериями прыжков. Применяют два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой.

    Прыжок толчком двумя ногами выполняют чаще с места из основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным разгибанием ног, энергичным движением туловища и рук вперед-вверх. Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяют обычно привыполнении бросков в кольцо и при борьбе за отскок. Прыжок толчком одной ногой выполняют с разбега. Отталкивание производят таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. Последний шаг разбега перед отталкиванием делают несколько шире предыдущих. Толчковую ногу, слегка согнутую в коленном суставе, посылают вперед и упруго ставят для толчка перекатом с пятки на носок; баскетболист как бы немного приседает. Другой ногой делают активный мах вперед-вверх, а в момент прохождения общего центра массы тела над опорой ее сгибают в тазобедренном и коленном суставах. После взлета, когда тело баскетболиста достигает наивысшей точки, маховую ногу разгибают и присоединяют к толчковой. Приземление в любом способе должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим сгибанием слегка расставленных ног. Такое приземление

    позволяет баскетболисту немедленно приступить к выполнению игровых действий.

    В соответствии с ситуацией игрок использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки соперника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами (рис.2).

    Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия мяча от выбивания, для финтов с последующей атакой кольца. Есть два способа поворотов - вперед и назад.

    Поворот вперед выполняют переступанием в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворот назад - в сторону, куда он обращен спиной.

    2.3 Техника владения мячом

    Техника владения мячом включает следующие приемы техники: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в кольцо.

    Ловля мяча. Ловля - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков. Поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча. При ловле мяча в движении с намерением тут же выполнить передачу или бросок в корзину применяют так называемую двухшажную технику. Если игрок хочет сразу после ловли на бегу сделать передачу или бросок (предположим, правой рукой), то он должен поймать мяч, слегка напрыгивая на него, в тот момент, когда уже выполнен толчок левой ногой, а правая вынесена вперед. Затем следует толчок правой ногой (первый шаг), толчок левой  ногой (второй шаг) и передача или бросок мяча рукой в прыжке. Если же игрок сразу же после ловли в движении собирается выполнить остановку двумя шагами так, чтобы осевой осталась левая нога, он должен стараться поймать мяч в тот момент, когда уже выполнен толчок правой ногой, а левая вынесена вперед. Затем следует первый тормозящий шаг левой ногой, второй стопорящий шаг правой и остановка, дающая возможность выполнять повороты на левой, осевой ноге.

    Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в то же время надежным способом считается ловля мяча двумя руками. Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, напряженными пальцами и кистями, образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча (рис.3).

    Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями). Сближая кисти, руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является (амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча. ; Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.

    Для того чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой, нужно выпрыгнуть и руки с разведенными кистями резко вынести вверх (расстояние между большими пальцами не должно превышать нескольких сантиметров, остальные пальцы свободно разведены). В момент, когда мяч коснется пальцев, кисти сближают, поворачивают внутрь и крепко обхватывают ими мяч, а руки, сгибая в локтевых суставах, опускают и притягивают мяч к туловищу. При ловле низко летящего мяча руки опускают, кисти и пальцы образуют как бы раскрытую чашу (расстояние между мизинцами обеих рук не должно превышать несколько сантиметров). При борьбе за мяч, опускающийся на площадку, не следует ждать, пока он отскочит на удобную для ловли высоту. Нужно двигаться навстречу, ловить его в начальный момент отскока. Игрок делает выпад к мячу, быстро наклоняет туловище вперед, руки опускает вперед вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон, но не сверху. Захватив мяч, он сразу же выпрямляется и подтягивает его к себе.

    Ловля мяча одной рукой. Когда обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить его одной рукой (рис. 4).

    Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не напряжены).

    Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно отвести назад-вниз, как бы продолжая этим движением полет мяча (амортизационное движение). Этому движению помогает небольшой поворот туловища в сторону ловящей руки.

    Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немедленно действовать дальше. Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим прогибанием туловища, быстрым снижением мяча, поддержкой другой рукой и подтягиванием к туловищу. Поймав мяч, игрок немедленно принимает положение равновесия, раздвинутыми локтями предохраняя от попыток соперника выбить мяч из рук. Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре. Существует много различных способов передач мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения  партнера, характера и способов противодействия соперников.

    Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчет и тактическое мышление - вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч.

    Быстрота и точность выполнения всех способов передач в значительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема. При передаче мяча нужно в основном с отскоком действовать кистями и пальцами, тогда сопернику трудно определить направление передачи. Партнера, принимающего, надо видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важно сохранять положение равновесия, ибо направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей неволей сделает «пробежку» или мяч перехватят.

    Передача мяча двумя руками от груди - основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, плотной опеки соперника (Рис. 5).

    Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опушены. Кругообразным движением рук мяч подтягивают к груди.

    Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение. Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична и для остальных способов передачи).

    Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда придают ему поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.

    Передачи мяча двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния при плотной опеке соперника. Положение мяча над головой дает возможность точно перебросить его сопернику через руки защитника.

    Подготовительная фаза: игрок поднимает мяч слегка согнутыми руками над головой и заносит его за голову. Основная фаза: игрок, резким движением руками разгибая их в локтевых суставах и делая захлестывающее движение кистями, направляет мяч партнеру. Передача мяча двумя руками снизу применяется расстояния 4 - 6 м, когда мяч пойман на уровне ниже коленей или поднят с площадки и нет времени переменить позицию . Подготовительная фаза: мяч в опущенных и слегка согнутых руках, пальцы свободно расставлены на мяче. Мяч отводят к бедру стоящей сзади ноги и немного поднимают.

    Основная фаза: маховым движением руками вперед и одновременно выпрямлением их мяч посылают в нужном направлении. Когда руки достигают уровня пояса, кисти активным движением выталкивают мяч и придают ему обратное вращение. Высота полета мяча определяется раскрывающим движением кистей. Передачу чаще всего выполняют с шагом вперед.

    Передача мяча одной рукой от плеча - наиболее распространенный способ передачи мяча на близкое расстояние. Здесь минимальное время замаха и хороший контроль за мячом. Дополнительное движение кисти в момент вылета мяча позволяет игроку изменять направление и траекторию полета мяча в большом диапазоне.

    Подготовительная фаза: руки с мячом отводят к правому плечу (при передачах правой рукой мяч лежит на кисти правой руки и поддерживается левой рукой) так, чтобы локти не поднимались, одновременно игрок поворачивается в сторону замаха. Основная фаза: мяч на правой руке, которую сразу выпрямляют и одновременно выполняют движение кистью и поворот туловищем Завершающая фаза: после вылета мяча с правая рука на короткое мгновение как бы сопровождает его, потом пускается вниз; игрок возвращается в положение равновесия на слегка согнутых ногах. Основная фаза: рукой с мячом делают маховое движение вперед в плоскости, параллельной площадке. Направление полета мяча также зависит от движения раскрывающей кисти.

    Скрытая передача мяча за спиной. Помимо описанных способов передачи мяча в трудных условиях активного противодействия соперника баскетболисты используют так называемые скрытые передачи, которые позволяют замаскировать истинное ее направление. Скрытыми эти передачи называют потому, что основные движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, частично скрыты от глаз опекающего соперника и являются для него до некоторой степени неожиданными. Все это затрудняет сопернику перехват мяча. Чаще всего применяют три разновидности скрытых передач: передачи под рукой, передачи за спиной и передачи из-за плеча. Скрытые передачи отличает сравнительно короткий замах и мощное завершающее движение кисти и пальцев. При выполнении передачи под рукой рука с мячом движется скрестно под свободной рукой в сторону партнера, получающего мяч. Основные движения при передаче за спиной - это мах слегка согнутой рукой назад - за спину с последующим захлестывающим (с поворотом туловища) движением кистью. При передаче, выполняемой из-за плеча, игрок резким сгибанием предплечья и кисти над одноименным или противоположным плечом посылает мяч выходящему партнеру.

    Ведение мяча. Ведение мяча - прием (классификация ведения мяча представлена на рисунке 6), дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

    Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.

    Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры.

    Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед, несколько в сторону от ступней.

     Скрытая передача мяча за спиной.

    Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не дотекать соперника к мячу (но не отталкивать его).  Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким разом, должен в то же время следить за расположением партнеров, соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно периодически переключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно.

    Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.

    Обводка с изменением скорости.

     К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит, прежде всего, от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.

    Обводка с изменением направления. Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча (Рис.7).

    3. Игровая подготовка

           Игровая подготовка является интегральной формой спортивной подготовки баскетболистов. Она направлена на совершенствование и умений вести борьбу. Главное средство игровой подготовки - это организованная и управляемая тренером двусторонняя  игра. Основная задача баскетболистов в учебной игре не  в том, чтобы добиться результата, сколько в том, чтобы овладеть умением вести борьбу, наблюдая за ходом игры, отличая важное от случайного и второстепенного.

    Задачи игровой подготовки:

    1.  Совершенствование умения распределять силы, что предполагает формирование умений предельно мобилизовать свои возможности, сочетать периоды напряженной двигательной деятельности расслабления.
    2.  Совершенствование индивидуальных действий и взаимодействий с партнерами по команде, что воплощается в реализацию пана игры или оперативных заданий тренера.
    3.  Совершенствование и использование освоенных тактических систем, комбинаций и их вариантов.

    Для управления игровой подготовкой рекомендуется несколько облегчать игровые условия при выполнении контрольных заданий, искусственно ограничивать время и пространство, увеличивать соревновательные трудности, использовать сбивающие факторы, систематически количественно и качественно контролировать выполнение баскетболистами игровых заданий и поощрять за их успешное выполнение.

    В ходе любой учебной игры тренер должен постоянно обращать внимание на правильность и активность действий игроков без мяча, а также на переходы от нападения к защите, активность борьбы за отскок у обоих щитов.

    4. Соревновательная деятельность и система соревнований

    Соревновательная деятельность основывается на следующих фундаментальных принципах:

    1.  Изучение (разведка) игры соперников.
    2.  Разработка наиболее рационального плана против конкретного соперника.
    3.  Проведение разбора предстоящей игры на собрании команды и в индивидуальных беседах с игроками.
    4.  Уточнение режима дня.
    5.  Проигрывание плана игры на модели соперника в утренней тренировке.
    6.  Уточнение индивидуальной и командной разминок перед игрой.
    7.  Ведение игры - гибкая реализация намеченного плана.
    8.  Анализ итогов проведенной игры.

    4.1  Информационное и материальное обеспечение системы тренировки

    Информация должна собираться и анализироваться по следующим направлениям:

    •         сравнительный анализ фактического выполнения индивидуальных и командных планов;

    .   • определение состояния здоровья спортсмена, переносимости нагрузок, восстановления работоспособности, желания тренироваться, поведенческих реакций;

    1. выявление динамики развития наиболее важных физических качеств и двигательных возможностей игрока;
    1. становление техники, тактики и их совершенствование;
    2. оценка специальной работоспособности игрока;
    3. комплексная оценка состояния спортивной формы;
    1. изучение результатов спортсмена и команды в подготовительных и контрольных матчах.

    4.2 Использование компьютера в процессе

    подготовки баскетболистов

    В настоящее время можно выделить следующие основные направления применения компьютеров в спорте и спортивных играх, в частности:

    1. статистический анализ и графическое изображение цифрового материала, получаемого в процессе тренировок и соревнований, а также при планировании процесса подготовки;
    2.  создание постояннодействующих и развивающихся информационных и имитационных систем, т. е. создание динамических моделей подготовки спортсменов;
    3. получение оперативной и отсроченной информации о реакции спортсмена на нагрузку, выполненную в отдельном упражнении, в ходе тренировочного занятия, микро или макроцикла и на основании этого рекомендаций о необходимых коррективах тренировочного процесса;
    4. обработка результатов соревнований с определением эффективности игры каждого спортсмена команды;
    5. контроль и оптимизация индивидуальной спортивной техники игрока;
    6. контроль физического развития и подготовленности спортсменов;
    7. теоретическое обучение и контроль теоретических знаний баскетболистов;
    8. получение новейшей информации, интересующей тренера по всемирной сети данных Интернет;
    9. текстовое редактирование методической и деловой документации.

    4.3 Материально-техническое обеспечение учебнотренировочного процесса

    В тренировочный процесс все шире и шире внедряются различные технические средства - специальное оборудование, тренажеры, регистрационная аппаратура и демонстрационные аппараты.

    Хорошая материально-техническая база дает возможность тренеру индивидуализировать тренировочный процесс, повышать его интенсивность, ускорять развитие различных качеств игроков и с помощью специального оборудования объективно оценивать уровень их подготовленности.

    Материально-технические средства по своему целевому назначению подразделяются на три группы:        '

    1.  оборудование, инвентарь, тренажеры;
    2.  регистрационная аппаратура;
    3.  демонстрационная аппаратура.

    Оборудование, инвентарь и тренажеры предназначены для развития конкретных качеств и навыков. Например, для развития силы широко применяют различные эспандеры и тренажеры. Сконструировано несколько типов силовых универсальных тренажеров, предназначенных для общей и специальной подготовки (рис.8). Для развития и совершенствования прыгучести и совершенствования мяча при бросках в РГАФКе был разработан измерительный тренажер. Прибор состоит из трех блоков: контактных платформ, пульта управления и регистрирующего устройства. В последнее время часто используются в тренировочном процессе различного рода установки и имитаторы (рис.9,10,11,12).

    4.4 Основы построения процесса спортивной подготовки

    Этап спортивного совершенствования  совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них.

     Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем  и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

    Преимущественная направленность тренировки:

    1. Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств.
    2. Повышение тактической подготовленности.
    3. Освоение должных тренировочных нагрузок.
    4. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых спортивных успехов в данной специализации (норматив мастера спорта).
    5. Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовки.

    4.5  Общая характеристика методики обучения в баскетболе

    Процесс обучения в баскетболе направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры, методики тренировки и т. п.

    Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном баскетболе, необходимых понимания изучаемого материала и перспектив его развития, и их критическое осмысление. Немаловажную роль здесь играет воспитание у учащихся стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений.

    Действенность знаний - необходимое условие того, чтобы их можно было применять и на их базе приобретать новые. Это особенно важно для баскетболиста, так как в процессе игры все решения должны приниматься самостоятельно, действовать необходимо быстро и четко.

    Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми баскетболист должен владеть в совершенстве.         Занимающиеся должны научиться рационально, пользоваться приобретаемыми навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.

    Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется, автоматизировано, а вся система движений устойчива к действию сбивающих факторов.

    Как известно, в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако степень этих связей должна обеспечить возможность свободного варьирования элементами движения.

    Умение - это способность осознанно действовать при выборе нужного движения. Формируя умения высшего порядка, необходимо проводить упражнения в постоянно меняющихся условиях.

    Для сокращения сроков обучения можно выделять отдельные элементы для самостоятельного изучения. Однако при этом не должно нарушаться органическое единство деятельности. Для этого следует соблюдать определенную последовательность и одновременность в обучении.

    В процессе обучения приемам игры важно не только овладение рациональными движениями с биомеханической точки зрения, но и умение применять их в игре. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно. Вначале технику изучают раздельно по приемам. В дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и более разных приемов.

    Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты. Они предваряют собой овладение соответствующими защитными действиями: лишь только после того, как изучены соответствующие приемы нападения, можно изучать контрприемы приемы защиты, направленные на противодействие соответствующему приему нападения.

    В процессе формирования двигательного навыка выделяются самостоятельные стадии, которым соответствует тот или иной этап обучения.

    Принято выделять три стадии:

    1) формирование начального умения, когда баскетболист овладевает основами движения, иначе говоря - его структурой;-

    2) уточнение системы движений;

    3)  совершенствование навыка.

    Особенно важна на каждой стадии последовательность постановки педагогических задач. Необходимо, чтобы занимающиеся, прежде всего:

    1. освоили исходное положение, из которого выполняются движение;
    2.  знали, какие части тела принимают участие в этих движениях и ковы их направления, амплитуда, согласованность во времени и в пространстве;
    3.  выполняли движение по оптимальным амплитудам в удобном темпе;
    4. сохраняли точную структуру движения и освоили его детали;  приступили к совершенствованию движения.

     При изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. В связке изучают переход от одного приема к другому, где видоизменяются конечные движения предыдущего приема и начальные следующего.

    При овладении двигательными действиями, в которых приемы сочетаются не последовательно, а одновременно, когда один ставится как бы фоном другого (например, передача во время бега), изучают согласованность разученных ранее по фазам движений.

    Часто для этой цели используют подводящие упражнения.

     При освоении тактики игры ставят цели:

    научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;

    - научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока, позволяющие ему действовать более эффективно.

    Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков.

    5.  Изучение приема

    Ознакомление с приемом. Оно начинается с создания представление о нем. Занимающиеся должны иметь перед собой образец, который следует воспроизвести. Для этого им нужно не только сообщить сведения о приеме, о его месте и значении в игре, но и дать возможность получить первые двигательные ощущения, возникающие при выполнении движения. В задачу обучения на данном этапе входит: явление знаний ученика об изучаемом приеме, а также ощущений, имеющихся в его двигательном опыте; общение предварительных сведений об изучаемом приеме – его месте и значении в игре, основном назначении и наиболее эффективном применении и т.п.;

    создание зрительного и двигательного представления о правильных движениях и их последовательности.

    Эти задачи решаются с помощью наглядного и словесного методов и самостоятельного выполнения упражнения.

    В зависимости от характера изучаемого материала и задач обучения можно использовать кинограммы, схемы, фото, видеомагнитофонные записи и т.п. После создания представления о приеме, об образце движений, которыми должен овладеть ученик, он пробует самостоятельно выполнять его. Только после этого может быть сформировано правильное представление о трудностях, связанных с овладением данным приемом. Занимающийся получает двигательные представления о характере движений, последовательности их выполнения.

    5.1 Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях

     Главная задача этого этапа обучения - освоить основную структуру двигательного действия, овладеть правильным ее выполнением.

    Занимающиеся должны:

    овладеть структурой приема;

    устранить напряжение и ликвидировать лишние движения, неизбежно возникающие при первых попытках выполнения;

    устранить появляющиеся ошибки.

    Внимание игроков последовательно переключается от исходного положения на основные звенья, а затем - на детали. В этот период необходимо добиться прочного освоения основной структуры приема.

    Способы упрощения обстановки всегда конкретны и зависят от характера изучаемого материала.

    При изучении тактики обстановка может быть облегчена - можно уменьшить или увеличить число партнеров, конкретизировать цель, которая должна быть достигнута, создать наиболее благоприятные условия определенной расстановкой, количеством тактических задач, решаемых одновременно или последовательно, указать возможные пути решения задачи и т.д.

    5.2 Совершенствование приема в усложненной обстановке

    1. Когда основная структура движений усвоена, в занятия вводят сбивающие факторы, приближая обстановку занятий к игровой. Для того чтобы решать задачи этого этапа обучения, занимающиеся должны:
    2. изучить варианты выполнения приема;
    3. научиться ориентироваться в обстановке и оценивать ее;
    4. выполнять прием в условиях противодействия (условного и безусловного).

    Обстановку усложняют различными путями: включают факторы, отвлекающие внимание, изменяют характер перемещений, амплитуду движений и т.п. Факторы, усложняющие обстановку, на первых порах включают в занятия по одному, а затем в различных сочетаниях.

    Закрепление приема в игре. Умение выполнять прием изолированно, вне игры, еще не значит, что он полноценно будет использовать игре. Закрепление приема в игре предусматривает овладение умениями выбирать момент и своевременно выполнять прием, внезапно переходит нему в меняющейся обстановке при наличии эмоциональных окрасок, различного физиологического фона, разной степепени противодействия

    . На данном этапе должны быть решены следующие задачи:

    1. закрепление навыка и умение применять его в неожиданно складывающейся обстановке;
    2. совершенствование подвижности и вариативности приема;
    3.  выполнение приема при внезапно возникающем противодействии;
    4. совершенствование индивидуального стиля выполнения приема;
    5. свободное применение приема в игре.

    Упражнения этого этапа должны носить соревновательный характер. Главное внимание обращают на творческое применение приема и его вариантов в зависимости от условий.

    1. Дидактические принципы обучения

    Успех обучения и его длительность находятся в прямой зависисти от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности педагогического процесса. В силу специфики баскетбола дидактические принципы находят свое воплощение в определенных условиях организации учебного процесса и соответствующих методах. Грамотная реализация дидактических принципов не только ускоряет процесс обучения, но и делает его более эффективном и интересным.

    6.1 Принцип научности, систематичности и последовательности

     Эффективность баскетбола, его привлекательность в наши дни связаны, со значительным преобразованием самой игры, обусловленным ростом физических возможностей, совершенствованием техники и тактики. Все это приводит к тому, что на каждом новом этапе развития игры представления о ее сущности, ведущих при-с и тактических взаимодействиях меняются; одни приемы уступают место другим, видоизменяются и преобразуются в существующие.

    Принцип научности требует при выборе материала обучения постоянного ориентирования на тенденции развития игры, преобразования методики обучения в соответствии с развитием

    Игра имеет свою логику, свое построение, и постичь ее сразу сложно. Систематичность должна просматриваться и в тренировочном режиме (работа, отдых), и в чередовании форм, средств уроков обучения, нагрузок и т. п.

    Количество занятий должно быть оптимальным с учетом возраста и пола, степени тренированности. Важно соблюдать преемственность и последовательность в изучении видов подготовки. Одно и тоже время, отводимое на изучение материала, может быть использовано по-разному.

    Для реализации принципа научности необходимо:

    •тщательно отбирать материал для обучения, учитывая современные тенденции игры;

    •соблюдать последовательность в изучении материала, позволяющую правильно сочетать в системе занятий повторения;

    •        при выборе материала для обучения руководствоваться правилом - от главного к второстепенному, а при подборе упражнений -от простого к сложному;

    •        проводить занятия по плану, охватывающему последовательно

    все стороны подготовки;

    1. учитывать конкретный материал, избранный для реализации задач обучения, подчиняя этому все средства, методы и общий режим занятий;
    2. периодически оценивать работу.

    6.2 Принцип сознательности и активности

             Творческое отношение к обучению - непременное условие, которое   ускоряет      процесс подготовки.

    Осмысливание упражнений и способов решения двигательных задач, познание закономерностей движений позволяют ученику самостоятельно добиваться их правильного выполнения, творческого их совершенствования.

    Однако даже если ученик хорошо понимает задачу, но не проявляет активности и заинтересованности в ее решении, успех будет незначительным. В баскетболе активность и сознательное отношение к обучению особенно важны, так как, с одной стороны, на протяжении всей игры ученик должен самостоятельно принимать решения, как ему действовать, а с другой - если он не будет проявлять творческой и двигательной активности, то не будет иметь должного контакта с партнерами.

    В соответствии с требованиями этого принципа занятия должны быть организованы так, чтобы у занимающихся воспитывались сознательное, творческое отношение, двигательная активность, самостоятельность.

    Осмысливание упражнений помогает развивать тактическое мышление игроков, прививать навыки тактического поведения. Знание законов построения движений позволяет создавать новые сочетания. Воспитание трудолюбия и развитие интеллекта - одна из задач обучения. Здесь очень важно:

    1. создавать в процессе занятий обстановку для развития познавательной активности учащихся;
    2. учить обобщению и вычленению существенных признаков игровой обстановки;
    3. поощрять активные действия и выбор точных решений;
    4. строить обучение таким образом, чтобы в изучении были логическая связь и последовательность;
    5. воспитывать творческое воображение, самостоятельность в разработке вариантов действий;
    6. воспитывать способность анализировать обстановку, определяя. личное участие в ней;
    7. совершенствовать основы методики спортивной тренировки;  привлекать к участию в анализе работы и составлении планов подготовки;
    8.  поощрять самостоятельность, привлекать к общественной работе в качестве помощников тренера, судей;
    1. учить вести дневник тренировки в тесном контакте с тренером и врачом.

    Принцип сознательности и активности требует глубокого прокновения в процессы осмысливания учеником задач учебно-треровочного процесса.

    6.3 Принцип наглядности

    Чувственное восприятие - первое звено познания. На основе впечатлений возникает представление. Правильное представление позволяет быстрее овладеть изучаемым материалом. Необходимое количество информации можно получить с помощью пособий, кинокольцовок и т.п. Они облегчают познавательную деятельность, организуют и направляют восприятие и наблюдения. Благодаря наглядности обучения абстрактные понятия становятся более конкретными.

    Правильно подобранные наглядные средства обучения позволяют более ярко продемонстрировать различные стороны движений, складывающиеся в игровой ситуации. Средства реализации этого принципа:

    1. различные виды показа;
    2.  рассказ с привлечением образных сравнений;
    3.  применение наглядных пособий;
    4. привлечение дополнительных ориентиров, способствующих сосредоточению внимания занимающихся на наиболее ответственных моментах;
    5.  просмотр тренировок и соревнований с соответствующими заданиями;
    6.  использование макетных досок для анализа игровых ситуаций игры;
    7. разбор игры противника и составление плана на игру.

    6.4 Принцип доступности и индивидуализации

     Всякое обучение успешно только тогда, когда задача, поставленная перед учеником, правильна.

    Непосильные задачи приводят к тому, что занимающий не добьется результата и в конечном итоге приобретет неуверенность в себе, потеряет интерес к обучению.

    Реализовать этот принцип позволяет аналитический подход к изучению отдельных сторон подготовки. Изучение техники и тактики вначале ведется раздельно.

    Соблюдается ступенчатость в нарастании трудностей и переход от одних заданий к другим. Особенно тщательно надо подходить к процессу игры, продумывая систему соревнований, уровень требований.

    Требования должны повышаться постепенно и не превышать возможностей ученика, его готовности к перенесению соответствующих нагрузок. Требования надо выдвигать такие, чтобы ученик смог справиться с ними, затратив определенную долю труда. Легкие упражнения, с которыми он справляется без труда, задерживают прогрессирование.

    Этот принцип требует учета индивидуальных особенностей, многообразно проявляющихся в познавательных процессах, двигательной активности, работоспособности, уровне волевого развития и т.д.

    Командный характер деятельности в баскетболе затрудняет учет и специализированную индивидуальную работу. Занятия надо строить таким образом, чтобы коллективные формы сочетались с индивидуальными.

    Средства реализации этого принципа:

    учет состояния здоровья, уровня общей и специальной подготовленности, степени развития двигательных качеств, возраста, стажа занятий и т.д.;

    комплектование команд;

    организация учебно-тренировочного процесса;

    разумное планирование всех видов подготовки;

    изучение индивидуальных особенностей, определение игрового амплуа и конкретная постановка задач, которые игрок должен решить;

    регламентация уровня соревнований и выбор противников.

    6.5 Принцип прочности и прогрессирования

    Не закрепив изученный материал, нельзя продвигаться дальше. В то же время прогресса не будет, если не будет изучаться новый материал и повышаться нагрузки, обновляться и усложняться упражнения.

    Изученный материал должен закрепляться, занимающиеся должны прочно его усвоить, так, чтобы изученные приемы были устойчивы к сбивающим факторам.

    Этот принцип предусматривает повышение уровня развития физических качеств, без чего невозможно закрепление достигнутого.

    Средства реализации этого принципа:

    подбор упражнений и их последовательное усложнение;

    правильное дозирование упражнений, своевременный переход к более сложным вариантам, планомерное чередование работы и отдыха;

    регулярная проверка знаний и навыков занимающихся с помощью контрольных упражнений и тестов, постановка задач на последующие этапы работы.

    Принципы обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет обеспечить эффективную направленность процесса обучения.

    Приложение

    Рис.1. Изменение направления бега(рывок)

           

                              Рис.2.  Остановка игрока двумя способами.

                           Рис. 3. Ловля мяча двумя руками

                           Рис 4 Ловля мяча одной рукой

                                         а

                                        б

                          Рис 5 Передача двумя руками от груди   (а)

                 и двумя руками от груди ударом о площадку (б)

                              Рис.  6.   Ведение мяча

                        Рис. 7.     Способы обводки соперника

                         

             Рис.8.     Тренажер силовой универсальный для силовой подготовки

           Рис.9.   Установка для обучения и совершенствования подбора мячей  под щитом

                                             Рис.10. Имитаторы защитника                                                          

                                     Рис.11. Определитель высшей точки доставания рукой

                                     Рис. 12. Приспособление для ограничения поля зрения



    Литература

    1. Анискина С.Н. Методика обучения технике баскетбола. - М., 1986.

    2. Анискина С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. - М., 1991.

     3. Башкирова В. Г., Петросян А. Т. Некоторые рекомендации

     по тактике нападения против личной и зонной защиты. - М., 1999.

    4.Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Тактика, техника обучения: Учеб.для высш. Пед.учеб.заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов – М., Аcadema, 2001.

    5. Костикова Л. В., Шерстюк А. А. Особенности обучения

     (тренировки баскетболистов 10-13 лет). - М., 1999.

    6. Официальные правила баскетбола для мужчин и женщин

    1998-2002 гг. -., 1998.

    7. Портнов Ю. М. Баскетбол: Учебник для вузов физической

    культуры. -., 1997.

    8. Портнов Ю. М., Костикова Л. В. Основы подготовки

    квалифицированных баскетболистов. - М., 1988.

    9. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов:

     Пособие для учителя. – Раздел «Баскетбол». - М., 2001.

    10.  Яхонтов Е. Р. Юный баскетболист. - М., 1987.

                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Аннотация        

    ВВЕДЕНИЕ        

    1.        История баскетбола        

    1.1 Современные представления об игре        

    2. Особенности занятий  по баскетболу для женщин        

    2.1 Техника игры        

    2.2 Техника нападения        

    2.3 Техника владения мячом        

    3. Игровая подготовка        

    4. Соревновательная деятельность и система соревнований        

    4.1  Информационное и материальное обеспечение системы тренировки        

    4.2 Использование компьютера в процессе        

    подготовки баскетболистов        

    4.3 Материально-техническое обеспечение учебнотренировочного процесса        

    4.4 Основы построения процесса спортивной подготовки        

    4.5  Общая характеристика методики обучения в баскетболе        

    5.  Изучение приема        

    5.1 Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях        

    6.        Дидактические принципы обучения        

    6.1 Принцип научности, систематичности и последовательности        

    6.2 Принцип сознательности и активности        

    6.3 Принцип наглядности        

    6.4 Принцип доступности и индивидуализации        

    6.5 Принцип прочности и прогрессирования        

    Приложение        

    Литература        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся

    Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...

    Методика проведения занятий по спортивному ориентированию в системе учреждений дополнительного образования детей (СЮТур)

    Дети приходят в спорт, полные надежд. Важно не обмануть их ожидания, чтобы они не только обучились чему-то новому, но и получили удовольствие и не потеряли интереса к дальнейшим занятиям спортом.В мет...

    Методика проведения занятий по физической культуре с учениками специальной медицинской группы

    Настоящее время можно считать периодом своеобразной "эпидемией" двигатель­ной активности человека основными причинами возникновения, которой являются эпохальные изменения образа жизни.Известно, что ог...

    Программа по волейболу для спортивно-оздоровительных групп, групп начальной подготовки 1-3 годов обучения, учебно-тренировочных групп 1-4 годов обучения,групп спортивного - совершенствования 1-3 годов обучения.

    Программа по волейболу составлена в соответствии Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Типовым Положением об образовательном уч...

    Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»

    Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...

    Методическая разработка Программа тренировочных занятий по баскетболу (возрастная группа 15-16 лет)

    Программа разработана для  детей 15-16лет.предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрол...