Живые традиции Чааты Донгак
статья на тему

Дажы-Даваа Айлан Ондаровна

В данной статье рассматриваются традиции родового сообщества чааты донгак Улуг-Хемского кожууна. Поднимаются острые проблемы семьи такие, как социальное сиротство, разводы, матери-одиночки, неблагополучные семьи, лишение родительских прав, рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivye_traditsii_chaaty_dongak.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Дажы-Даваа Айлан Ондаровна,

  учитель географии и биологии муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Чаатинский им. К.О.Шактаржыка

              Улуг-Хемского района, п. Чодураа Республики Тыва

                       ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ ЧААТЫ ДОНГАК

В данной статье рассматриваются традиции родового сообщества чааты донгак Улуг-Хемского кожууна. Поднимаются острые проблемы семьи такие, как социальное сиротство, разводы, матери-одиночки, неблагополучные семьи, лишение родительских прав, рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: родовое сообщество, семья, традиции, донгактар.

This article is devoted to the traditions of generic community of chaaty dongak in Ulug-Khemskiy district. In article rise the acute problems of family such as social orphanage, divorce, single mothers, dysfunctional family, termination of parental rights, the growth in the number of orphans and children without parental care.

Keywords: generic community, family, traditions, dongaktar.

 Жизнь человека протекает в конкретной социокультурной среде. Однако мое отношение к современной социокультурной среде как внутренней, так и внешней противоречиво. Парадокс, выраженный формулой «защита детства», повторяется в науке,  многочисленных мероприятиях, обвинительных речах и т.д. Само тувинское общество не хочет или не в состоянии осознать, что дело в нас самих: в каждом человеке, в каждой семье, наконец, родовом сообществе. В моем представлении костяк общества составляет родовое сообщество (и ничто другое) –  величайшее духовное наследие, которое находится, к нашему стыду, под угрозой исчезновения. 

 Как известно, понятие «угроза» представляет совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам  личности и общества. Вновь возникающие проблемы детства, связанные  с сиротством и социальным сиротством  создают  широкий спектр угроз  безопасности рода. Однако сегодня поговорим о живых традициях на примере чааты донгак.

 Согласно одной легенде племя донгак произошло от женщины, имевшей 9 сыновей. Когда сыновья повзрослели, мать отправила их на девять сторон Тувы и строго наказала охранять как  зеницу ока ее границы и отдельные священные места.

Чааты донгак (чааты донгактары) – это одно из ответвлений  племени донгак, исторически занимались земледелием, скотоводством и собирательством. Современные чааты донгак компактно проживают на своей исторической родине – южной стороне Улуг-Хемского кожууна (поселок Чодураа). От вышеизложенной легенды идет истина или нет, по моим наблюдениям, донгаки очень привязаны к месту своего проживания.  Например, в конце 60-годов ХХ века всем жителям чааты донгак было приказано переехать в новый поселок Ак-Тал (ныне территория Чеди-Хольского кожууна). Однако туда поехали только узкие специалисты и несколько семей. Тогда чаатинских донгаков пришлось «прикрепить» к совхозу «Свобода труда». Были закрыты пекарня, мельница, отобраны некоторые земли. Хлеб приходилось покупать в поселке Торгалыг (8 км). В таких условиях чааты донгак сумели быстро самоорганизоваться: в течение 1-2 лет вырыли оросительный канал, расширили свои огороды, укрепили личное подсобное хозяйство. Каждая семья имела припасы мяса, зерновых культур, молочных продуктов, картофеля, варенья и солений.  Еще одним достоинством чааты донгак является то, что в годы репрессий они сумели всецело сохранить себя, ососбенно благодаря председателю сумона Лопсана и через глав родовых сообществ.  

В настоящее время в сумоне Чааты функционирует 19 родовых сообществ.

У чааты донгак сохранились некоторые традиции.  Рассмотрим их отдельно.

Традиция усыновления (удочерения) детей-сирот родственнников. Чааты донгак никогда не дают детей-сирот в чужую (неродственную) семью и не отправляют в детские дома и интернаты. Ярким примером выступает семья  Чамзы В.Д. и Чамзы С.Д, принявшая несколько детей своих родственников.

Традиция установления добросовестного отношения взрослых к азыранды уруглар – усыновленным детям. Приемные родители придерживаются демократического стиля воспитанияродители придерживаются демократического стиля воспитания, при котором они предоставляют ребенку право быть самостоятельным, не ущемляя его прав и одновременно требуя выполнения посильных обязанностей. Контроль, основанный на доверии, теплых чувствах и разумной заботе, обычно находит отклик в душе ребенка, а объяснения причинно-следственных связей того или иного поступка или действия позволяют формировать у детей самоконтроль и осознанную мотивацию на выполнение просьбы.

Традиция оказания материальной помощи малоопеспеченным семьям и пожилым людям старше 70 лет.  Помощь оказывается  в канун Шагаа с пожеланиями здоровья, счастья, повышения ответственности за детей в течение всего наступившего года. В организации благотворительной деятельности участвуют работники Дома культуры, главы родов, администрации сумона и школы, актив сумона.  

Традиция проведения Шагаа родовыми сообществами.  Родовые сообщества по очереди ежегодно проводят Шагаа. Данное мепрориятие проводит благодарное потомство родов, в чьих семьях родились и воспитывались больше 10 детей. Главная идея – почитание и восхваление матерей-героинь (прапрабабушек, прабабушек, бабушек, матерей). В Доме культуры родовое сообщество приветствует всех жителей села. Проводятся  конкурсы на составление древа родословной, национальной одежды семьи, «Мисс Шагаа», «Кырган-авам аптаразы», скороговорок, тувинских народных песен, «Бардам», «Кажык», «Тевек», «Аът эзертээри», «Хендирбе сый шавары» . Кульминационным является соревнование по борьбе «Хуреш», где соревнуются все борцы родовых сообществ начиная от мала до велика. В итоге победители награждаются ценными призами (бытовая техника, цифровая техника, мобильные телефоны, золотые и серебряные украшения, конские снаряжения, сельскохозяйственное оборудование и.т.д).

 Традиция почитания родовых земель (духовных объектов). Каждое родовое сообщество ежегодно или время от времени осуществляет дань уважения своим предкам и местам их проживания. Этот день у родового сообщества проходит без излишней эмоциональности, главное внимание уделяется детям. Им сообщаются самые главные сведения: история рода, семей, кровные и сторонние родственники, вопросы дружбы, ответственности и т.д. Дети наблюдают, как проводится обряд освящения духовного объекта: горки, родника, особых растений, символов (камни, изображения на камне и т.д.).

Традиция взаимопомощи. У чааты донгак, как и других тувинских племен, неизменной остается традиция выражать радость и сопереживание в особых случаях. В радостные дни по поводу рождения детей, свадьбы, окончания сложной работы, юбилеев и др. родственники поздравляют семью и вносят существенный вклад в ее бюджет. Выражение соболезнования и оказание помощи – устойчивая традиция всего тувинского народа. Во время траура поддерживают страдающих людей душевно; распределяются обязанности между родственниками; каждый, кто приходит в дом, приносит продукты или деньги,  дежурят ночью, строго соблюдая обрядовые действа. В этом плане чааты донгак являются не исключением.

Традиция аржаанного лечения («аржааннаары»). Она является  достижением тувинского народа в области духовно-нравственного оздоровления. Я не сделаю большую ошибку, если скажу, что потребность побыть на аржаане у тувинцев заложена генетически. Сама душа и сам организм требуют аржаанного лечения. Фактически зона аржаана является зоной рекреации, местом свободного общения людей одного рода: с самим собой, между собой, с природой. Излюбленными аржаанами чааты донгак являются Кызыл-Туруг, Сенек, Кара-Суг (Улуг-Хем), Хурегечи (Чеди-Хол), Чурек-Доргун (Каа-Хемский кожуун),  Шивилиг (Бай-Тайга). Местная администрация всегда помогала, выделяя автотранспорт, продукты пожилым людям, инвалидам и передовикам производства. У чааты донгак  традиция группового аржаанного лечения не потеряла своего значения и поныне.

Как положительный шаг в деле укрепления семьи и родовых организаций можно оценить инициативу Общественного совета села, который провел Форум родовых сообществ по пропаганде здорового образа жизни.          

Традиции чааты донгак как нельзя лучше подходят в качестве модели ученика класса (школы). Мною разработана и реализуется программа воспитания под названием «Чааты донгактары» для учащихся 6-11 классов, в содержании которой раскрываются следующие последовательные темы: человек («Я – человек»), семья ( «Я – сын, дочь…»), род и племя («Я и Ты одной кости»), народ («Я – тувинец»), государство («Я – гражданин российского государства»).

Таким образом, чааты донгак остаются носителями лучших традиций тувинского народа, наполняют их новым содержанием. Наши попытки – не плач по потерянным традициям и не победный клич «ура!». Это есть наша реальная жизнь и реальные возможности.  

                                              Литература

  1. Волков Г.Н., Салчак К.Б., Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа. – Кызыл.: Тув.кн.изд-во, 2009. - 212 с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.–М.: Просвещение, 2009.-23 с.
  3.  Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские традиции. М.: Тройка, 1999. На тувинском языке. -335 с.
  4. Кон И.С. Ребенок и общество.-М.:Academa, 2003. – 336 с.
  5. Конвенция о правах ребенка / ПЭС. М.: Дрофа, 2008. – 528 с.
  6. Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев.  М.: Наука, 1969. -400 с.
  7. Сундуй Г.Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. – Кызыл: Тув.кн. изд-во, 2009. -169 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донгак Барыкаан- первая писательница Тувы (материал на тувинском языке)

В данном материале рассмотрена о жизни тувинской женщины, о истории письменности в ТАР, как Донгак Барыкаан начала писать стихи....

Статья "«Традиции класса как живая нить к единству классного коллектива»

В статье я делюсь накопленным опытлм работы с классным коллективом, рассказываю о формах работы с классом, методах и приемах сплочения классного коллектива, традициях класса.работа с родителями....

ОЛИМПИАДА У ЖИВОГО ОГНЯ ТРАДИЦИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ "У ЖИВОГО ОГНЯ ТРАДИЦИЙ" СРЕДИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИ...

Проект "Сагаалган. У живого огня традиций"

     1. Тема проекта: «Сагаалган. У живого огня традиций»      2. Актуальность проекта: Каждый народ является неотъемлемой частью человечеств...

ДЛИТЕЛЬНАЯ ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА «ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ»

Досуговая программа "Живые традиции " разработана для учащихся и родителей Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга.Популяризация совместного творчества детей и родит...

Сетевой образовательный модуль "Живая традиция"

Тема «Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора»....