"Вечной памятью живы" коррекционно - развивающее занятие по развитию познавательной сферы, приобщению к истории и значимым патриотическим традициям России.
план-конспект занятия по теме

Хинкус Елена Вячеславовна

«Вечной памятью живы» коррекцинно-развивающее занятие по познавательной сфере                                        

                                      «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова».

Коррекционные цели:  воспитание национальной память подростков. Приобщение к истории и патриотическим традициям России. Активизация познавательной деятельности. Расширение кругозора, развитие речи. Формирование эмоционально-волевой сферы через участие в драматизации, декламации стихотворений, прослушивании и исполнении песен военных лет. Развитие коммуникативных качеств личности, сплочение коллектива.

 

Оборудование и материалы: экран, магнитная доска, живые цветы, свеча, пилотки, плакат с именами детей – героев, плакат с изображением немой карты России, флажки с названиями городов-героев, элементы костюмов для драматизации.

 

Оформление. Накрытый белой скатертью стол, на нём горит свеча, лежат красные гвоздики, солдатская пилотка, оформленный детьми журнал «Летопись Великой Отечественной…»

 

I. Вступление

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово. Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок.

Сценка.

На сцене кружится в вальсе выпускник и выпускница.

Появляется фотограф: Внимание! Внимание! Снимаю!

Исторический момент. Запомним: 21 июня 1941 года, 204 я школа, наш 10  «а».

Выпускница (1): Нас 35. 17 девочек, 18 мальчиков.

Выпускница (2): Через пять лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

Доносится гул самолётов. Раздаётся голос Б.Левитана с сообщением об объявлении войны. Выпускники слушают и уходят. Звучит 1-й куплет песни «Священная война» (муз. А.Александрова, слова В. Лебедева Кумача.)

 

Выходят две девочки. Одна в пилотке, другая в санитарном платке. Читают стихотворение.

Я ушла из детства

                В грязную теплушку.

В эшелон пехоты,

                 В санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал

                 И не слушал

Ко всему привыкший,

                  Сорок первый год.

 

Я пришла из школы

                В блиндажи сырые,

От прекрасной Дамы

                В «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе,

                Чем «Россия»,

Не могла сыскать.

                                     Ю.Друнина «Я ушла из детства в грязную теплушку…»

Фотограф: Статистика тех лет говорит, что из призывников 1941 года назад не вернулся почти никто….

II. Открываем журнал «Летопись Великой Отечественной…» Первая страница «Опалённое детство»

В годы Великой  Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах, в партизанских отрядах и в тылу. Наряду со взрослыми ваши ровесники работали, воевали, учились и просто выживали.

-Давайте вспомним их имена… (Таня Савичева, Марат Казей, Гуля Королёва, Валя Котик, Лёня Голиков, Зина Портнова, Володя Дубинин, Олег кошевой,  Серёжа Тюленин).

-Ваши ровесники выполняли своё задание и оставались детьми. Об одном эпизоде из жизни Зины Портновой расскажут ребята.

Драматизация

Автор: Однажды командование партизанского отряда послало Зину установить связь с подпольщиками. Возвращаясь обратно, Зина угодила в засаду. Её привели к начальнику обольской полиции Экерту.

Экерт: Кто такая?

Зина: Мария Козлова. Работница кирпичного завода.

Экерт: Так, так… Мария Козлова…

Входит предатель: А, Зинаида Портнова, давно ли ты переменила фамилию?

Экерт: фройлен нужно молёко, маслё,хлеб, шоколят. Фроёлен любит  шоколят?

Зина Портнова молчит.

Экерт: Так, так, не желайшь сказать…Нитшево. Это всё мельотчи. Один небольшой услюга – и ты идёшь домой. Скажи, кто твой товарищь, твой руководители?

Зина молчит.

Офицер достаёт из кобуры пистолет, поворачивает в руках и кладёт на стол.

-Ну-с, фройлен, здесь есть маленький патрон. Одна пуля может поставить точку в твоей  жизни. Тебе не жалько жизнь?

Подходит ближе. Ну, я жду. Что ты мольчишь? Я уверен Портнова, что ты не комсомолька.

Зина: Ошибаетесь, господин палач, я была пионеркой, теперь я комсомолка.

Экерт: Нет, я не буду тебя стреляйт, Портнова, я буду тебя вешать.

 

Автор. Зина бросается к столу и хватает пистолет. Она наводит его на Экерта и стреляет, убивает и следующего вбежавшего офицера. Зина выскакивает в коридор, за ней гонятся немецкие солдаты. Зина нажимает на курок, но в обойме закончились патроны.

            Зину Портнову расстреляли фашисты 13 января 1944 года, под Полоцком. Зине посмертно присвоено звание Героя Советского Союза…

Фотограф: На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожжённых, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

III. Следующая страница «Песни ВОВ»

С первого дня войны и до победного салюта песня была рядом. Она помогала преодолевать трудности на фронте, в тылу, сплачивала людей,  не покидала в минуты радости и грусти.

Битва под Москвой  - первое победоносное сражение ВО войны. Здесь родилась знаменитая песня Константина Листова, на слова поэта А.Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь». Эту песню любили исполнять на привале, в минуты затишья.

Весной 1942 года режиссёр Леонид Луков снимал фильм «Два бойца». А Никита Богословский и  поэт Владимир Агатов удачно написали песню к фильму «Тёмная ночь». Песня понравилась всем.

На фронте среди солдат очень популярны были весёлые, шуточные песни. Песни о любимых. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы жизни. Очень распространённой была песня М.Блантера на слова И. Исаковского «Катюша».

Отгремели залпы победных салютов. Ушёл в историю май 1945 года, но продолжают сниться фронтовикам военные дороги и друзья-однополчане.  «Где же вы теперь, друзья – однополчане?» (муз. Соловьёва-Седого, сл.Фатьянова.)

IV. Третья страница носит название «Города-герои ВОВ»

Сколько всего таких городов? (13)

-Давайте попробуем выбрать города-герои из данных и правильно распределить их на немой карте. Подойдите к карте, выберите флажки и распределите их.

Прочитайте по очереди вслух: Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, Брест.

Почему же эти города – герои? (Оказывали яростное сопротивление врагу, и жители и защитники встали на   борьбу с врагом.)

Резюме: города становятся героями лишь тогда, когда становятся героями их защитники. Мир помнит несгибаемое мужество тех, кто защищал их на передовой и в тылу.

V. Следующая страница посвящена «Военной поэзии»

Для того чтобы выстоять, воюющему народу нужна была правда о войне, о трудностях, которые пришли в каждый дом, в каждую семью.

Ребята декламируют подборку стихов.

1.Казалось, было холодно цветам,

   И от росы они слегка поблёкли.

   Зарю, что шла по травам и кустам,

   Обшарили немецкие бинокли.

   Цветок, в росинках весь, к цветку

                                           приник,

    И пограничник протянул к ним

                                                 руки.

    А немцы, кончив кофе пить, в тот

                                                  миг,

    Влезали в танки, закрывали люки.

    Такою всё дышало тишиной,

    Что вся земля ещё спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Всего каких-то пять минут

                                           осталось!     С.Щипачёв 

2. Война – жесточе нету слова,

    Война – печальней нету слова,

    Война – святее нету слова

    В тоске и славе этих лет.

    И на устах у нас иного

    Ещё не может быть и нет.

                                       А.Твардовский «Война - жесточе нету слова…»

3. Поклонимся великим тем годам,

    Тем славным командирам и бойцам,

    И маршалам страны, и рядовым.

    Поклонимся и мёртвым и живым.

    Всем тем, которых забывать нельзя,

    Поклонимся, поклонимся, друзья.

    Всем миром, всем народом,

                                      всей землёй.

    Поклонимся за тот великий бой.

                                      М.Львов «Поклонимся великим тем годам».

VI. Поздравление ветеранов

Сегодня на нашей встрече присутствует ветеран ВОВ. (представление). Мы очень рады видеть Вас и хотим попросить рассказать  немного о себе, поделиться воспоминаниями…Мы от всей души поздравляем вас с наступающим праздником великой Победы и благодарим Вас за ваш подвиг. Ребята вручают подарки. 

VII. Заключение

Чем больше проходит времени с той поры, когда весь мир ликовал под звуки победного салюта, тем более далёкими кажутся события той страшной войны. Но мы всегда должны помнить подвиг людей, без колебания отдавших свою жизнь, чтобы спасти родину от захватчиков. Нельзя забывать об этом, ибо, как говорится: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова» (слова произносятся под песню «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»)   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vechnoy_pamyatyu_zhivy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вечной памятью живы

устный журнал

                                                                                                           Воспитатель Хинкус Е.В.

                                                              Энгельс, 2010.

«Вечной памятью живы» коррекцинно-развивающее занятие по познавательной сфере                                        

                                      «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова».

Коррекционные цели:  воспитание национальной память подростков. Приобщение к истории и патриотическим традициям России. Активизация познавательной деятельности. Расширение кругозора, развитие речи. Формирование эмоционально-волевой сферы через участие в драматизации, декламации стихотворений, прослушивании и исполнении песен военных лет. Развитие коммуникативных качеств личности, сплочение коллектива.

Оборудование и материалы: экран, магнитная доска, живые цветы, свеча, пилотки, плакат с именами детей – героев, плакат с изображением немой карты России, флажки с названиями городов-героев, элементы костюмов для драматизации.

Оформление. Накрытый белой скатертью стол, на нём горит свеча, лежат красные гвоздики, солдатская пилотка, оформленный детьми журнал «Летопись Великой Отечественной…»

I. Вступление

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово. Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок.

Сценка.

На сцене кружится в вальсе выпускник и выпускница.

Появляется фотограф: Внимание! Внимание! Снимаю!

Исторический момент. Запомним: 21 июня 1941 года, 204 я школа, наш 10  «а».

Выпускница (1): Нас 35. 17 девочек, 18 мальчиков.

Выпускница (2): Через пять лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

Доносится гул самолётов. Раздаётся голос Б.Левитана с сообщением об объявлении войны. Выпускники слушают и уходят. Звучит 1-й куплет песни «Священная война» (муз. А.Александрова, слова В. Лебедева Кумача.)

Выходят две девочки. Одна в пилотке, другая в санитарном платке. Читают стихотворение.

Я ушла из детства

                В грязную теплушку.

В эшелон пехоты,

                 В санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал

                 И не слушал

Ко всему привыкший,

                  Сорок первый год.

Я пришла из школы

                В блиндажи сырые,

От прекрасной Дамы

                В «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе,

                Чем «Россия»,

Не могла сыскать.

                                     Ю.Друнина «Я ушла из детства в грязную теплушку…»

Фотограф: Статистика тех лет говорит, что из призывников 1941 года назад не вернулся почти никто….

II. Открываем журнал «Летопись Великой Отечественной…» Первая страница «Опалённое детство»

В годы Великой  Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах, в партизанских отрядах и в тылу. Наряду со взрослыми ваши ровесники работали, воевали, учились и просто выживали.

-Давайте вспомним их имена… (Таня Савичева, Марат Казей, Гуля Королёва, Валя Котик, Лёня Голиков, Зина Портнова, Володя Дубинин, Олег кошевой,  Серёжа Тюленин).

-Ваши ровесники выполняли своё задание и оставались детьми. Об одном эпизоде из жизни Зины Портновой расскажут ребята.

Драматизация

Автор: Однажды командование партизанского отряда послало Зину установить связь с подпольщиками. Возвращаясь обратно, Зина угодила в засаду. Её привели к начальнику обольской полиции Экерту.

Экерт: Кто такая?

Зина: Мария Козлова. Работница кирпичного завода.

Экерт: Так, так… Мария Козлова…

Входит предатель: А, Зинаида Портнова, давно ли ты переменила фамилию?

Экерт: фройлен нужно молёко, маслё,хлеб, шоколят. Фроёлен любит  шоколят?

Зина Портнова молчит.

Экерт: Так, так, не желайшь сказать…Нитшево. Это всё мельотчи. Один небольшой услюга – и ты идёшь домой. Скажи, кто твой товарищь, твой руководители?

Зина молчит.

Офицер достаёт из кобуры пистолет, поворачивает в руках и кладёт на стол.

-Ну-с, фройлен, здесь есть маленький патрон. Одна пуля может поставить точку в твоей  жизни. Тебе не жалько жизнь?

Подходит ближе. Ну, я жду. Что ты мольчишь? Я уверен Портнова, что ты не комсомолька.

Зина: Ошибаетесь, господин палач, я была пионеркой, теперь я комсомолка.

Экерт: Нет, я не буду тебя стреляйт, Портнова, я буду тебя вешать.

Автор. Зина бросается к столу и хватает пистолет. Она наводит его на Экерта и стреляет, убивает и следующего вбежавшего офицера. Зина выскакивает в коридор, за ней гонятся немецкие солдаты. Зина нажимает на курок, но в обойме закончились патроны.

        Зину Портнову расстреляли фашисты 13 января 1944 года, под Полоцком. Зине посмертно присвоено звание Героя Советского Союза…

Фотограф: На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожжённых, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

III. Следующая страница «Песни ВОВ»

С первого дня войны и до победного салюта песня была рядом. Она помогала преодолевать трудности на фронте, в тылу, сплачивала людей,  не покидала в минуты радости и грусти.

Битва под Москвой  - первое победоносное сражение ВО войны. Здесь родилась знаменитая песня Константина Листова, на слова поэта А.Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь». Эту песню любили исполнять на привале, в минуты затишья.

Весной 1942 года режиссёр Леонид Луков снимал фильм «Два бойца». А Никита Богословский и  поэт Владимир Агатов удачно написали песню к фильму «Тёмная ночь». Песня понравилась всем.

На фронте среди солдат очень популярны были весёлые, шуточные песни. Песни о любимых. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы жизни. Очень распространённой была песня М.Блантера на слова И. Исаковского «Катюша».

Отгремели залпы победных салютов. Ушёл в историю май 1945 года, но продолжают сниться фронтовикам военные дороги и друзья-однополчане.  «Где же вы теперь, друзья – однополчане?» (муз. Соловьёва-Седого, сл.Фатьянова.)

IV. Третья страница носит название «Города-герои ВОВ»

Сколько всего таких городов? (13)

-Давайте попробуем выбрать города-герои из данных и правильно распределить их на немой карте. Подойдите к карте, выберите флажки и распределите их.

Прочитайте по очереди вслух: Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, Брест.

Почему же эти города – герои? (Оказывали яростное сопротивление врагу, и жители и защитники встали на   борьбу с врагом.)

Резюме: города становятся героями лишь тогда, когда становятся героями их защитники. Мир помнит несгибаемое мужество тех, кто защищал их на передовой и в тылу.

V. Следующая страница посвящена «Военной поэзии»

Для того чтобы выстоять, воюющему народу нужна была правда о войне, о трудностях, которые пришли в каждый дом, в каждую семью.

Ребята декламируют подборку стихов.

1.Казалось, было холодно цветам,

   И от росы они слегка поблёкли.

   Зарю, что шла по травам и кустам,

   Обшарили немецкие бинокли.

   Цветок, в росинках весь, к цветку

                                           приник,

    И пограничник протянул к ним

                                                 руки.

    А немцы, кончив кофе пить, в тот

                                                  миг,

    Влезали в танки, закрывали люки.

    Такою всё дышало тишиной,

    Что вся земля ещё спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Всего каких-то пять минут

                                           осталось!     С.Щипачёв  

2. Война – жесточе нету слова,

    Война – печальней нету слова,

    Война – святее нету слова

    В тоске и славе этих лет.

    И на устах у нас иного

    Ещё не может быть и нет.

                                       А.Твардовский «Война - жесточе нету слова…»

3. Поклонимся великим тем годам,

    Тем славным командирам и бойцам,

    И маршалам страны, и рядовым.

    Поклонимся и мёртвым и живым.

    Всем тем, которых забывать нельзя,

    Поклонимся, поклонимся, друзья.

    Всем миром, всем народом,

                                      всей землёй.

    Поклонимся за тот великий бой.

                                      М.Львов «Поклонимся великим тем годам».

VI. Поздравление ветеранов

Сегодня на нашей встрече присутствует ветеран ВОВ. (представление). Мы очень рады видеть Вас и хотим попросить рассказать  немного о себе, поделиться воспоминаниями…Мы от всей души поздравляем вас с наступающим праздником великой Победы и благодарим Вас за ваш подвиг. Ребята вручают подарки.  

VII. Заключение

Чем больше проходит времени с той поры, когда весь мир ликовал под звуки победного салюта, тем более далёкими кажутся события той страшной войны. Но мы всегда должны помнить подвиг людей, без колебания отдавших свою жизнь, чтобы спасти родину от захватчиков. Нельзя забывать об этом, ибо, как говорится: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова» (слова произносятся под песню «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»)  

Выпускница (1): Нас 35. 17 девочек, 18 мальчиков.

Выпускница (2): Через пять лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

1.Я ушла из детства

                В грязную теплушку.

В эшелон пехоты,

                 В санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал

                 И не слушал

Ко всему привыкший,

                  Сорок первый год.

2.Я пришла из школы

                В блиндажи сырые,

От прекрасной Дамы

                В «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе,

                Чем «Россия»,

Не могла сыскать.

                                     

1.Казалось, было холодно цветам,

   И от росы они слегка поблёкли.

   Зарю, что шла по травам и кустам,

   Обшарили немецкие бинокли.

   Цветок, в росинках весь, к цветку

                                           приник,

    И пограничник протянул к ним

                                                 руки.

    А немцы, кончив кофе пить, в тот

                                                  миг,

    Влезали в танки, закрывали люки.

    Такою всё дышало тишиной,

    Что вся земля ещё спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Всего каких-то пять минут

                                           осталось!     С.Щипачёв  

2. Война – жесточе нету слова,

    Война – печальней нету слова,

    Война – святее нету слова

    В тоске и славе этих лет.

    И на устах у нас иного

    Ещё не может быть и нет.

3. Поклонимся великим тем годам,

    Тем славным командирам и бойцам,

    И маршалам страны, и рядовым.

    Поклонимся и мёртвым и живым.

    Всем тем, которых забывать нельзя,

    Поклонимся, поклонимся, друзья.

    Всем миром, всем народом,

                                      всей землёй.

    Поклонимся за тот великий бой.

Автор: Однажды командование партизанского отряда послало Зину установить связь с подпольщиками. Возвращаясь обратно, Зина угодила в засаду. Её привели к начальнику обольской полиции Экерту.

Экерт: Кто такая?

Зина: Мария Козлова. Работница кирпичного завода.

Экерт: Так, так… Мария Козлова…

Входит предатель: А, Зинаида Портнова, давно ли ты переменила фамилию?

Экерт: фройлен нужно молёко, маслё,хлеб, шоколят. Фроёлен любит  шоколят?

Зина Портнова молчит.

Экерт: Так, так, не желайшь сказать…Нитшево. Это всё мельотчи. Один небольшой услюга – и ты идёшь домой. Скажи, кто твой товарищь, твой руководители?

Зина молчит.

Офицер достаёт из кобуры пистолет, поворачивает в руках и кладёт на стол.

-Ну-с, фройлен, здесь есть маленький патрон. Одна пуля может поставить точку в твоей  жизни. Тебе не жалько жизнь?

Подходит ближе. Ну, я жду. Что ты мольчишь? Я уверен Портнова, что ты не комсомолька.

Зина: Ошибаетесь, господин палач, я была пионеркой, теперь я комсомолка.

Экерт: Нет, я не буду тебя стреляйт, Портнова, я буду тебя вешать.

Автор. Зина бросается к столу и хватает пистолет. Она наводит его на Экерта и стреляет, убивает и следующего вбежавшего офицера. Зина выскакивает в коридор, за ней гонятся немецкие солдаты. Зина нажимает на курок, но в обойме закончились патроны.

        Зину Портнову расстреляли фашисты 13 января 1944 года, под Полоцком. Зине посмертно присвоено звание Героя Советского Союза…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов ( памяти, внимания , мышления, восприятия)

Программа коррекционно-развивающих занятийДля развития психических процессов( памяти, внимания , мышления, восприятия)...

Занятия по развитию познавательной сферы

Игровые методики для развития познавательных способностей подростков...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Цели программы-  Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...

Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...

Коррекционное – развивающее занятие Тема: «Развитие слухового восприятия и памяти» 3 класс.

Тема: Развитие слухового восприятия и памяти.Цель: обучающая – совершенствование   слухового  восприятия; чувства ритма; слухоречевой памяти.развивающая – развитие фонематич...

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обучающимися с легкой умственной отста...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обу...