Занятия по развитию познавательной сферы
план-конспект занятия по психологии (6, 7 класс) на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Игровые методики для развития познавательных способностей подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_6.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые занятия  с подростками

по развитию познавательной сферы

в рамках спецкурса психологии «Гимнастика для ума» для 6-7 классов

Занятие 1.

  1. Циферблат

Описание

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Смысл упражнения

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

  1. "Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Допустим, стихотворцу задают рифму "тишина - весна". Ненемало подумав, тот сейчас же выдает двустишие:

  Вмиг пропала тишина:

По земле пошла весна!

Придумайте собственные буриме на рифмы: "роса - небеса"; "пес - принес"; "краски-сказки".

  1. Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковое их число. (Два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относиться сразу к двум стенам.)
  2. Интеллектуальное упражнение "25 букв"

Предназначение.
  Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв.

Качества. Беглость мышления. Зрительная память

Содержание
  Участникам на 30 секунд показывается следующая таблица:
   25 букв
  Ведущий отворачивает табличку, оставляя ее в руках. Задача участников - зрительно представить эту таблицу, после чего найти слова, которые можно составить из букв, находящихся рядом. То есть, передвигаясь от одной букве к соседней, находящейся справа, слева, сверху или снизу, потом дальше, можно найти новые слова, кроме тех пяти, которые помогают запомнить таблицу.
  Можно привести пример:
  - Вот в слове "АРЕНА" есть буква "Н". Двигаясь вниз, а потом влево, мы получим слово "НОС".
  По условиям к одной и той же букве можно возвращаться несколько раз. Поэтому можно получить такое длинное слово как "НОСОРОГ" (про это слово лучше не говорить участникам).
  Если участники длительное время затрудняются назвать новые слова, можно снова им показать таблицу секунд на пять. Участники могут переговариваться между собой.
  В конце можно еще раз продемонстрировать таблицу, чтобы участники могли найти слова, уже опираясь на непосредственный зрительный образ.

Рефлексия. Что удавалось легче всего? Что было трудным?

Занятие 2.

  1. Хлопок по коленям

Описание

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

Смысл упражнения

Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

Обсуждение

Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

  1. "Буриме": "ветерки-мотыльки"; "у реки - глубоки"; "в лесу - принесу"; "колдуны - не страшны".
  2. "Аналогия не доказательство"

На карточках (на доске) участники должны написать три понятия (из одного или нескольких слов). На первой карточке надо написать что-то, что можно увидеть и потрогать. На второй карточке - то, о чем можно прочитать в газете или на новостном сайте. На третьей карточке - то, что можно использовать в своей работе или учебе. Эти понятия могут быть или какими-то предметами, или какими-то явлениями. Далее ведущий случайным образом вытягивает по две карточки и оглашает их содержание. Задача участников - найти все возможные аналогии между этими двумя понятиями, установить в чем они похожи.
  Ведущий подсказывает, что самые интересные и забавные аналогии можно найти:
  - по строению или структуре предмета, явления,
  - по алгоритмам работы или особенностям поведения.
  Упражнение в целом проводится в режиме мозгового штурма, то есть с минимумом критики. Однако, если какая-то аналогия слишком грубая, натянутая или даже неприличная, то ведущий может дать такой аналогии негативную оценку.
  В конце можно провести небольшое обсуждение:
  - какие аналогии показались самыми забавными?

4. «Змейки»

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки или карандаши для каждого участника.

Один из участников называет имя существительное из пяти букв. Все остальные записывают это слово и за десять минут пытаются вспомнить наибольшее количество слов с таким расчетом, чтобы первая буква начального слова по одному разу встречалась во всех последующих словах и располагалась определенным образом – «змейкой».
Например,
ковер
у
кроп
бе
кон
пал
ка
сачо
к
бел
ка
за
каз
с
кала
крест
Затем ведущий предлагает нескольким участникам прочитать свои варианты.

Рефлексия. Что удавалось легче всего? Что было трудным?

Занятие 3.

  1. «Будни и выходные»

Игра способствует:

  • развитию внимания;
  • созданию благоприятной атмосферы.

Продолжительность игры: 5 минут.

Два дня недели назначаются выходным, а все остальные – буднями.
Ведущий начинает перечислять дни в беспорядке. Задача участников: внимательно следить за названием дней и хлопать в ладоши лишь в том случае, если ведущий называет рабочие дни.
Если кто-то ошибается и хлопает тогда, когда ведущий называет выходной день, то он выбывает из игры и отдает фант. Затем за этот фант победитель придумывает какое-нибудь задание для выбывшего игрока.

  1. «Кто я?»

Игра способствует:

  • развитию мышления, внимания;
  • развитию умения задавать вопросы;
  • развитию умения планировать свою деятельность.

Материалы и оборудование: скотч на бумажной основе (малярная лента), несколько маркеров или ручек.

Описание игры.
Каждый игрок выбирает любого известного всем участникам игры политического деятеля, героя сказки/мультфильма, звезду эстрады, историческую личность и т.п., пишет его имя (фамилию) на полоске скотча большими буквами, а затем приклеивает эту полоску на лоб любого участника, не показывая ему надпись. Таким образом, у каждого участника на лбу будет находиться полоска скотча с надписью. Задача каждого игрока: отгадать, чье имя написано на полоске, которая приклеена ему на лоб.
Отгадывание осуществляется следующим образом: каждый участник по очереди задает вопросы, на которые остальные участники могут отвечать только «да» или «нет». Если игрок получил на свой вопрос ответ «да», то он задает следующий вопрос, если же – «нет», то ход переходит к следующему участнику.
Игра продолжается до тех пор, когда последний участник догадается о том, чье имя написано у него на полоске.

  1. Способы применения предмета. Придумать как можно больше способов применения заданного предмета.
  2. Рефлексия. Что удавалось легче всего? Что было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы у дошкольников

В настоящий момент остро стоит проблема социального сиротства, а именно, возрастает число детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации или остаются без попечительства родителей. Все э...

Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.

Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. ...

Семинар-практикум: «Развитие познавательной сферы учащихся в рамках физминуток и динамических пауз на уроках»

Особенности явления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (распределений психических функций между полушариями). Два полушария одного мозга ведут себя как два различных мозга. Осно...

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

3 класс (четвертый год обучения) Психокоррекционный модуль «Формирование и развитие познавательной сферы» (подгрупповые занятия) 22 учебная неделя. Тема: «Найди общее, найди различия».

Тема: «Найди общее, найди различия».Цель: формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных признаков.Задачи.Образовательные:- развитие пространственных...