Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.
статья по теме

Паплевина Наталья Николаевна

       Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти  или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого?  Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_sfery_detey.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Из опыта работы

                                                                    учителя-дефектолога ГБОУ №1892,  Паплевиной Н.Н.,

Развитие  познавательной  сферы детей с ДЦП через формирование  мелкой  моторики  рук.

                                                                        Чем  больше  уверенности в движении детской руки,

                                                                            тем ярче речь ребенка,

                                                                               чем больше мастерства  в детской руке,

                                                                                   тем ребенок умнее.

                                                                                                                       В.А.Сухомлинский

       Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти  или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого?  Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?  

Опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 1-7 лет   показывает, что коррекционно-развивающая работа  по развитию познавательной сферы детей с ДЦП может быть достаточно продуктивной, если формирование мелкой моторики  рук  строить  с применением вариативных форм .

К ним я отношу биоэнергопластику,  кинезиологию,  су-джок  терапию, тактильно-кинестетическую стимуляцию.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА

   Биоэнергопластика – это  соединение  движений  артикуляционного  аппарата  с  движениями  кисти  руки.  

                                                                                         

    По  данным  Ястребовой А.В.  и  Лазаренко О.И.  движения  тела, совместно  с  движениями  руки  и  артикуляционного  аппарата, если  они  пластичны, раскрепощены  и  свободны, помогают  активизировать  естественное  распределение  биотоков  в  организме. Это  оказывает  чрезвычайно  благотворное  влияние  на  активизацию  интеллектуальной  деятельности  детей, развивает  координацию  движений  и  мелкую  моторику.  

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

К биоэнергопластике мы относим такие упражнения, как:

-Дома мы сварим из яблок варенье.

Вот какое! (Большой палец вверх, с улыбкой облизать верхнюю и нижнюю губу.)

- В гнезде птица.

Она то вылетит (пальцы в стороны, язык высовываем вперед),

То вернётся в гнездо (большие пальцы прижаты ко дну ладоней, язык спрятан за сжатыми зубами).

И так далее…

Элементы  биоэнергопластики  можно  найти  и  в  системах  развития  интеллекта  методами  кинезиологии. Это  еще  один  аргумент  в  пользу  применения  биоэнергопластики. Поскольку  под  влиянием  кинезиологических  тренировок  отмечены  положительные  структурные  изменения  в  организме: синхронная  работа  полушарий  головного  мозга, развиваются  способности, улучшаются  внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность  и  пластичность  нервных  процессов  осуществляется  на  более  высоком   уровне. Совершенствуется  и  координируется  роль  нервной  системы.  

Исходя из опыта работы можно констатировать  развитие  межполушарной  специализации  и  улучшение  межполушарного  взаимодействия  в  результате  систематического  выполнения  комплексов  кинезиологических  упражнений

КИНЕЗИОЛОГИЯ

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение.

     Направлена,  на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, речью  и т.п.

Пример кинезиологических упражнений:

На полянке дом стоит, (руки ставим домиком перед глазами)

Но  а к дому  путь закрыт.(руки сомкнуты перед грудью)

Мы ворота открываем, (руки разводим в сторону (как можно шире))

В этот домик приглашаем.(руки ставим домиком над головой)

или:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки. ( поочередно перебираем руками по столу)

Рано утром умывались,( выполняем движения согласно тексту)

Полотенцем растирались,( выполняем движения согласно тексту)

Вправо-влево наклонялись,(наклон головы вправо-влево)

И в болото возвращались.( поочередные хлопки руками по столу)

СУ-ДЖОК  ТЕРАПИЯ

  Следующей вариативной формой коррекционной работы  по формированию мелкой  моторики и развитию познавательной сферы детей с ДЦП,

является Су –Джок терапия. 

      На кистях рук  располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.              

В коррекционной  работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в сочетании с речеслуховой гимнастикой,  а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, так как на занятиях я использую  речевки, отражающие тематику  интегрированного занятия.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ 

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Следующий прием это: Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж  до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ СТИМУЛЯЦИЯ (ТКС)

    У здорового ребенка много возможностей изменять напряжение своих мышц; оно меняется, когда ребенок злится, радуется или безразличен. Ребенок с церебральным параличом ограничен в своих возможностях. Неправильные позы и патологические реакции приводят к перенапряжению и повышению мышечного тонуса. Особенно это характерно для мышц конечностей.
            

 В своей работе с детьми с ДЦП при развитии познавательной сферы и формировании мелкой моторики рук  я использую еще один метод - тактильно-кинестетическую стимуляцию (ТКС) с применением массажных ковриков и массажных мячей.

      Тактильная кинестетическая стимуляция  в этом случае,   способствует привлечению внимания ребенка к своему телу, в данном случае –  рукам. При этом дети становятся более расслабленными, развивают собственную активность и благодаря интенсивной физической стимуляции получают новые двигательные возможности. К тактильно-кинестетической стимуляции мы подключаем и речеслуховую гимнастику, превращая занятие  в эмоциональную игру.

Пример тактильно-кинестетической стимуляции:

с применением массажного мяча

Ёжик в горку бежит- бегом, бегом, бегом (массируем руку от кисти к плечу, прерывистыми движениями)
А с горы- кувырком, кувырком, кувырком (круговые вращения  от плеча к ладони)

или:

Этот мячик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно мяч катать по кругу,

Перекидывать друг другу!

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора и отдыхать!  (движения соответствуют тексту)

с применением массажного коврика

Поем песенки: А-О-У-И-Ы

 (правая рука лежит на массажном коврике, левой поочередно нажимаем на  кончик каждого пальца  пропевая «песенку», затем меняем руки)

А- (большой палец)

О- (указательный палец)

У- (средний палец)

И- (безымянный палец)

Ы- (мизинец)

  или:

ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ (поочередно нажимаем на  кончик каждого  пальца, пропеваем  по одной нотке. На последние две ноты ЛЯ и СИ нажимаем на всю ладонь)   

   или:

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах! Какие же они,

Острые  у кошки. (Имитируем движения кошки, поочередно перебираем  руками

                                      по коврику)

Ах! Какие у неё маленькие лапки (руки вытянуты вперед, поочередно гладим свои ручки)

В этих лапках иногда,(руки вытянуты вперед, ладошки открыты)

Прячутся царапки! (руки вытянуты вперед, крутим кулачками)

    Многолетний опыт работы показывает, что выстраивая  занятия   с использованием вариативных методов, позволяет,  не только более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов, формировать  мелкую  моторику рук, но  и развивать познавательную активность ребенка.  Такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности  мышц, уменьшению гиперкинезов,  при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях.

 Также, и, на мой взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе коррекционной работы   решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

     Очень важным, на мой взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как родители  радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

   

Используемая литература:

Архипова Е.Ф. Медицинские рекомендации по коррекционно-логопедической работе с детьми, стирающими церебральным параличом, на ранней стадии болезни /К.А. Семенова.-Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–Т.: Медицина, 1979.

Мастерс Р. Телесное осознание. Психофизические упражнения. «София»: 2006

Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. Игры с пальчиками. М, 2002 г.

Сиротюк А.Л.. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002 г.

Шубина Е. Основы телесной терапии. Изд.: «Наука и техника», 2007.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

ВАРИАТИВНОСТЬ

БИОЭНЕРГО-ПЛАСТИКА

КИНЕЗИОЛОГИЯ

ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕС-КАЯ СТИМУЛЯЦИЯ (ТКС)

СУ - ДЖОК  ТЕРАПИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция м развитие речи у детей с ОВЗ через театрально - игровую деятельность.

Коррекция и развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность....

Развитие устной и письменной речи у детей с ОВЗ, через введение национально-регионального компонента.

Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение да...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через творческий час

Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личн...

Воспитание патриотизма у детей с ОВЗ через работу школьного детского объединения «Радуга»

У подростков должно быть своё социально-значимое дело, выполняя которое, они могут чувствовать себя уверенно, свободно, видя, что их работа востребована, и выполняя которую они могут...