Главные вкладки

    Развитие устной и письменной речи у детей с ОВЗ, через введение национально-регионального компонента.
    учебно-методический материал по теме

    Белова Алёна Николаевна

    Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx26.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие устной и письменной речи у детей с ОВЗ, через введение национально-регионального компонента.

    Белова А.Н. – учитель начальных классов, заместитель директора по УВР, МБОУ коррекционная школа-интернат №8 г. Саяногорска.

    Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.

    Речь детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую удовлетворяет потребности повседневного общения, но нередки грубые нарушения лексики и грамматического строя, им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. В речи нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

    Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. Именно развитию речи уделяется особое внимание на всех уроках в коррекционной школе. Введение национально-регионального компонента, нередко оказывает значительное влияние на развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. вызывает у детей интерес к языку, приобщает их к истокам языка, традициям. Введение новых слов, образных выражений хакасского языка, акцент на национальный колорит в ходе уроков выполняет образовательную, корригирующую и воспитывающую функции.

    Так на уроках русского языка, одним из элементов является словарная работа. При знакомстве с правописанием названий месяцев большой интерес у детей вызывает их название на хакасском языке, а так же перевод и лексическое значение данных названий. Дети с удовольствием дают и свои объяснения названиям месяцев.

    Декабрь – алай-ай – месяц исторжения воплей из-за большого мороза. (В декабре стоят сильные морозы).

    Январь – кюрген-ай – месяц Плеяд. (Плеяды это группы звёзд, или созвездия. В январе созвездия более видны на небосклоне).

    Февраль – пёзиг-ай – месяц высокого восхождения солнца. (В феврале прибывает день).

    Для детей интересно и составление календаря  с названиями месяцев по хакаски:

    Сентябрь – улгерай;
    ноябрь – хырласай;
    октябрь – кичкерай;
    январь – кюрченай;
    декабрь – алайай;
    февраль – пёзигай;
    апрель – хосхарай;
    март – хаанай;
    май – силкер ай;
    июль – отайы:
    июнь – тосайы;
    август – оргахайы

    Дети  с ограниченными возможностями здоровья не умеют образно выражать свои мысли, впечатления, переживания. Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

    Использование на уроках русского языка хакасских и русских пословиц позволяет не только находить смысл пословицы, но и проводить аналогию между  пословицами русского и хакасского народа.

    На уроке детям предлагается прочитать хакасскую пословицу, дать её объяснение. К предложенным пословицам нужно подобрать похожие по смыслу русские пословицы.

    1. Грамотный человек подобен солнцу, неграмотный человек подобен темной ночи.

    Ученье – свет, а не ученье – тьма.

    1. Работа, сделанная вовремя, полезной бывает.

    Делу время – потехе час.

    1. Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя голова в грязи.

    Труд кормит, а лень портит.

    Использование регионального компонента на уроках русского языка помогает решить проблему создания положительной мотивации. Основными мотивами становятся: стремление к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, интерес к культуре родного края, народа, проживающего на его территории. Дети всегда проявляют живой интерес к раскрытию значений слов. На уроках русского языка использую этот интерес и мотивирую их к раскрытию значений географических названий. Большинство географических названий Хакасии довольно-таки легко объясняются.

    При изучении темы: «Правописание имён собственных» обращаюсь к мифам и легендам Хакасии. В одной из легенд говорится, что давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан (аба). Он обитал вблизи одного из аулов, уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь одолеть друг друга. Аба, собрав последние силы, пытался бежать от юноши, но богатырь от него не отставал. И где ранил его в ногу, появилось место с хакасским названием Абаза (Аба аза) медвежья лапа. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец.  Смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан (медвежья кровь) - так стали называть эту реку местные жители.

    В другой  легенде сказано, что река Аскиз названа по имени девушки, которая спасала сестер, погибла от голода и превратилась в каменное изваяние на берегу реки.

    Не менее интересно и происхождение названий сёл Аскиз, Таштып и др. Так оно описывается в одной из легенд: « Если я попаду ему в подбородок, то пусть то место, где пробегает волк называется ОК, то место, где я попаду волку в спину, называется Сыр, там, где я попаду волку в горло, назову Асхыс, где раню его в горло, назову Таштып, где разобью ему губы – Ибич. На том месте, где я ударю его в спину – Табат. А там, где я убью волка, назовется “Черным камнем”. С тех пор места, где Тахчын стрелял в волка, народ называет именами, которые дал им Тахтын».

    Работа с художественной литературой местных писателей и поэтов помогает развить чувство слова, языковое чутьё, создать языковую индивидуальность ученика. На уроках чтения часто включаю стихи хакасских поэтов.  Чтение этих произведений развивает стремление к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, интерес к культуре родного края и родного народа.  Да как не полюбить этих людей, которые вложили в свои стихи всю свою душу! С большой теплотой и выразительностью ребята читают стихи Николая Доможакова, Ивана Котюшева, Михаила Аршанова, Бориса Забелина, Михаила Кильчичакова. Знакомясь с авторами, разучиваем их произведения, озвучиваем доступные младшему школьнику песни, тахпахи, стихи, пословицы, поговорки.

    Среди богатств хакасского фольклора сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве хакасского народа. По содержанию хакасские сказки можно разделить на волшебные, в основе которых лежит народная мечта о победе человеческого разума и воли над стихийными силами природы («Алтын-Арчол», «Как мальчик заставил смерть на себя работать»); на исторические предания о борьбе племени пастухов-хакасов с монгольскими захватчиками («Очен Матур», «Кунари»); на сказки-анекдоты, в которых высмеивается шаманство («Чванливый шаман»), на сатирические сказки («Два брата», «Как бедняк с богатым судился»); на сказки о животных и легенды («Птенец Турпана»). Особенность работы с данными сказками при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что для восприятия содержания эти сказки сложны. Изучение хакасских сказок лучше проводить в сопоставление со сходными русскими сказками, такое сопоставление поможет лучшему восприятию и усвоению хакасской литературы.  При осуществлении работы над сказками, используя приём сравнения, дети без труда воспринимают новые слова и содержание произведений.

    Таким образом, применение на уроках русского языка и чтения национально-регионального компонента позволяет разнообразить уроки, привить интерес к языку, способствует развитию речи, приобщает их к истокам языка, традициям.

    Список литературы:

    1. Алтын хыс. Хакасские народные сказки (на русском и хакасском языках). – Абакан: Хак. Издат., 1992. – 80 с.
    2. Зажги свою звезду: краткие очерки о литературе и искусстве. – Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1975.
    3. Карамашева В. Творчество хакасских писателей в школе. Учебное пособие. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1995.
    4. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе “Культура, литература и история родного края”. Пособие для учащихся 1 – 2-х кл. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2001. – 208с.
    5. Старших будешь слушать, долгими будут дни твои. Пословицы и поговорки. На хакасском и русском языках /Составитель Ачитаева Л.К. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004. – 32 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе

    Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...

    Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского

    "Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского"...

    Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости

    Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталость...

    Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".

    Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....

    Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

    Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...

    Развитие устной и письменной речи учащихся через использование проектной технологии на примере создания проекта "Описание интерьера русской избы".

    Развитие речи -длительный процесс,развиваться и обогащаться речь может только в деятельности.Проектная технология - один из способов развития речи учащихся, так как ученик погружается в образовательну...