Гендерная психология
методическая разработка на тему

Степаненко Анжела Сергеевна

Материал к родительскому собранию, посвященному психологическим различия детей разного пола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernaya_psihologiya.pptx481.96 КБ
Файл gendernye_osobennosti_malchikov_i_devochek.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в пятом классе Гендерные различия в обучении и воспитании

Слайд 2

Цели: Ввести понятие « гендер » Рассмотреть распространённые стереотипы воспитания мальчиков и девочек Показать основные различия психологии обучения и восприятия противоположных полов Доказать, как важно учитывать гендерные различия в воспитании и обучении.

Слайд 3

Понятие « гендер » Ге́ндер ( англ. gender , от лат. genus «род») — социальный пол , определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Слайд 4

Распространённые стереотипы Часто родители, учителя, воспитатели руководствуются в воспитании не здравым смыслом, а некоторыми стереотипами, навязанными им с детства… А чтобы узнать насколько мы им подвержены, пройдём небольшой тест…

Слайд 5

Тест (поставьте «+» рядом с тем вопросом, на который вы ответите утвердительно) 1. Девочки более послушны, чем мальчики. 2. Девочки лучше относятся к природе. 3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически. 4. Мальчики испытывают большее желание отличиться. 5. Мальчики более одарены в математике. 6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание. 7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли. 8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая. 9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве. 10. Мальчики агрессивнее.

Слайд 6

11. Девочки менее активны. 12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей. 13. Девочки более ласковы. 14. Девочки легче подпадают под чужое влияние. 15. Мальчики более предприимчивы. 16. Девочки более трусливы. 17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности. 18. Девочки реже соперничают между собой. 19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. 20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Слайд 7

А как на самом деле? + - - + - - + 8. - 9. + 10. - 11. - 12. - 13. - 14. - 15 . - 16. - 17. - 18. - 19. - 20. -

Слайд 8

Самые любимые фразы: «Не реви, ты же мальчик!» «Зачем тебе машинка, ты же девочка!» «Мужчины ничего не боятся!» «Девочки должны вести себя тихо!»

Слайд 9

Основные различия: Физиология Мальчики Дальнее зрение До 8 лет слышат лучше С 7 лет формируется окончательно С рождения выше, чем у мальчиков Девочки Ближнее зрение После 8 лет слышат лучше Недостаточно сформировано Менее чувствительная, чем у девочек Зрение Слух Пространственное мышление Тактильная чувствительность

Слайд 10

Основные различия: Обучение Мальчики На получение информации 15-20 минут Визуальное, реакция на изменение интонации Эксперимент, практика, точно поставленные сроки, мозговой штурм Девочки На социальное взаимодействие 2-3 минуты Аудиальное , важна смысловая сторона вопроса Привержены к теории, предпочтительны задания с неограниченным сроком выполнения Направленность Время вхождения в урок Восприятие Тип учебных задач

Слайд 11

Основные различия: Эмоции Мальчики 1.Реагируют только на оценку значимого человека 2.Переключаются на другое занятие (не слышат) 3.Кратковременно и ярко 4.Устают физически Девочки 1.Реагируют остро (начинать только с хорошего!) 2.Реагируют 3.Нарастающая, повышенный эмциональный фактор 4.Устают эмоционально 1.Реакция на оценку взрослого 2.Реакция на негативные эмоции 3.Острота переживаний 4.Утомляемость

Слайд 12

Важность гендерного подхода в воспитании Проблема №1: Непонимание своего предназначения Мужчина Женщина Материнство Экспериментатор, двигатель прогресса

Слайд 13

Важность гендерного подхода в воспитании Проблема №2: Смешение половых признаков в современном мире Внешний вид Черты характера Профессиональный выбор Роль в браке

Слайд 14

Результат проблем: Андрогины Андрогинность - явление, при котором в человеке проявляются и мужские и женские качества. Такому человеку не подходит ни одна гендерная роль. Сверхчеловек или человек, находящийся между мужчиной и женщиной.

Слайд 15

Наша цель: Быть примером женственности для девочек и мужественности для мальчиков Научиться доступно объяснять, почему именно такая одежда или такое поведение может иметь негативные последствия в жизни Самому хорошо разбираться в психологии мальчиков и девочек.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 17

Использованные ресурсы: « Мальчики и девочки — два разных мира» В.Д.Еремеева , Т.П.Хризман « Гендерная психология», М. Берн http://www.gender.ru/ http://ket-met.ru/gender/



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Гендерные особенности мальчиков и девочек

Учитель: Степаненко А.С., МАОУ СОШ №9 г. Холмска, классный руководитель 5Г класса

Цели:

  1. Ввести понятие «гендер»
  2. Рассмотреть распространённые стереотипы воспитания мальчиков и девочек
  3. Показать основные различия психологии обучения и восприятия противоположных полов
  4. Доказать, как важно учитывать гендерные различия в воспитании и обучении.

Многие родители обращают внимание на то, что их девочки развиваются быстрее, чем мальчики того же возраста. Некоторые родители настораживаются, но это явление нормальное до определенного момента. Давайте разберемся, почему так происходит?

Мозг у девочек взрослеет быстрее, чем у мальчиков, считают специалисты университета Ньюкасла в Великобритании. Как пишет The Daily Mail, специалисты связывают этот факт с разницей в развитии мальчиков и девочек в подростковом возрасте. В исследовании, которое проводил университет, приняли участие 121 человек в возрасте от 4 до 40 лет. В ходе него было получено большое количество четких снимков мозга.

Как выяснилось, некоторые части человеческого мозга по мере взросления уменьшались, а ненужные связи между клетками убирались. Это отражение того, как в нормальном режиме протекает процесс обучения, заявляют специалисты. Такая «чистка» у девочек начинается примерно в возрасте 10 лет. В то же время эти процессы у мальчиков начинаются не раньше достижения ими 20-летнего возраста.

Кроме того, результаты исследования показали, что критически важные, длинные связки между зонами мозга все же сохранялись. А вот очистка от других связей позволяла получить более работоспособную систему. После такого очищения сеть реорганизуется более эффективно, а мозгу становится проще фокусироваться на действительно важной информации.

Когда возникают различия?

Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Когда рождаются мальчики, то они крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Безусловно, имеются индивидуальные различия, но мы будем говорить о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают немного позже примерно на 2-3 месяца, и говорить начинают на 4-6 месяцев позже.

Нейропсихологи в роддоме, записывая биотоки мозга новорожденных детей, выявили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает по-разному.

Примерно до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, они утомляются от него быстрее. У девочек гораздо выше и тактильная чувствительность, они больше чувствительны к телесному дискомфорту и в то же время девочки более восприимчивы к прикосновениям, поглаживаниям.

При играх девочки чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, пуговички на ограниченном пространстве, тряпочки, бусинки, им всегда хватает маленького уголка. Мальчики же применяют дальнее зрение: их игры в основном опираются на охват большого пространства, они бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам, чтобы получить полноценное психическое развитие требуется большее пространство, нежели девочкам. Если горизонтальной плоскости им недостаточно, то они осваивают вертикальную: бегать по спинкам диванов, начинают залезать на шкафы, висеть на наличниках дверей... Освоенное пространство у каждого ребенка отражается в рисунках по-разному. Мальчики, воспроизводя в рисунках окрестности своего участка, показывают больше домов, дворов, площадей, улиц, чем девочки. Альбомы девочек заполнены принцессами и автопортретами, а альбомы мальчиков - машинами и военными баталиями.

Замысел природы?

Как же так получается, что развитие у девочек и мальчиков различное? Ученые полагают, что это «хитроумности» природы. В эволюции всегда сражаются две противоположные тенденции:

Первая:

природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему необходимы, передать по наследству именно их и, то есть, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей.

Вторая:

 прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых будет тот, который даст возможность виду приспособиться к изменившимся условиям, расширить среду обитания.

 Эти две тенденции воссоединяют в себе мужское и женское начало.

Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол легко утрачивает старые навыки и приобретает новые - что-то из этих приобретений обязательно пригодится в будущем, когда возникнут экстремальные условия.Чтобы продолжить вид, необходимо большое количество представительниц женского пола.

Природа оберегает женскую половину человечества, а мужской пол позаботится о себе сам. На представителях мужского пола отрабатываются все новшества эволюции. Именно поэтому мужчины обладают количеством полезных мутаций практически равным вредным генетическим мутациям. Например, глухих мальчиков рождается несколько больше, чем девочек с таким же дефектом. Дальтонизм так же чаще встречается у представителей мужского пола. Среди детей с дислексией, косоглазием, заиканием, задержкой психического развития в несколько раз больше мальчиков.

Мужской мозг крупнее, он более продвинут в развитии, но менее надежен и более раним. Мужчины больше реагируют на любые изменения как природные, так и социальные. Но природа наградила их поисковым поведением: чтобы они могли выжить, найдя другое место обитания, где теплее и можно найти корм. Именно поэтому мужчины, и мальчики в том числе, имеют склонность к освоению неосвоенных пространств, различным рискованным поступкам, они быстро соображают в сложных ситуациях и умеют принимать нестандартные решения.

Кто в чем сильней?

Как такие особенности устройства мужского мозга сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки гораздо быстрее соображают нежели мальчики. Речевой аппарат девочек развит лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики склоны мыслить нестандартно и с интересом, но оттого, что они молчат, их внутренний мир мы не можем увидеть.

Безусловно, это не означает, что ни одна девочка не разработает новой идеи, но все-таки основные новые задачи гораздо лучше решают представители сильной половины человечества. А девочки придают больше внимания тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик чаще находят нестандартное решение математической задачи, но часто делают ошибки в вычислениях, что приводит к плохим результатам. Девочки более склонны к выполнению однотипных или шаблонных заданий, но они очень тщательно прорабатывают детали.

Речь девочек более беглая, они быстрее читают и у них красивее почерк, но та сторона речи, которая связана с поиском (решение кроссвордов, подбор ассоциаций) лучше дается мальчикам.

Мальчики обладают более развитым пространственным представлением, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. С этим связано то, что мальчики намного быстрее девочек решают геометрические задачи: они могут мысленно поворачивать фигуры и накладывать их одна на другую. А представительницы женской половины обозначают углы и стороны буквами, а далее оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.


Памятка родителям

Если вы заметили, что ваш сын гораздо медленнее осваивает учебу, чем это удавалось его старшей сестре, плохо пересказывает и неаккуратно пишет в прописи, не впадайте в панику, это особенность мужского ума. Важно заметить, что детство мальчиков длится немного дольше. Врачи говорят, что к 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на год.

Мальчики имеют свой путь взросления, но так как они больше их сверстниц ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Мать при обучении сына не должна сравнивать его с собой в детском возрасте, в силу таких возрастных отличий. Если вы ругаете мальчика, то свои пожелания изложите кратко и лаконично. Это необходимо для того, чтобы не перегружать мальчика эмоционально, потому что мальчики очень тяжело переносят эмоциональные нагрузки. Если вы его долго и нудно ругаете, то его мозг отключает слуховой канал, в результате чего ребенок перестает усваивать то, что вы хотите до него донести.

Интересно

Как показывает практика мальчиков, даже еще совсем крошечных, родители реже берут на руки и чаще ругают, нежели их сверстниц девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, дай, принеси, сделай, перестань...». А с девочками, даже еще совсем маленькими, родители разговаривают о чувственных состояниях: «Кто это грустный? Мне нравится... Ты любишь?...»

Тест для родителей: стереотипы воспитания мальчиков и девочек.

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики более одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль,

страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

А как на самом деле?

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. -Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности, однако к подростковому периоду девочки также могут быть очень агрессивными и даже больше чем мальчики.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непре менно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.


Раздаточный материал

Гендерный подход в обучении и воспитании

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то, полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д

Тест на стереотипы:

1.         11.

2.         12.

3.        13.

4.        14.

5.         15.

6.         16.

7.         17.

8.         18.

9.         19.

10.          20.

Основные различия:

Факторы

Мальчики

Девочки

Зрение

Общая картина

Ближнее зрение

Слух

До 8 лет слышат лучше

После 8 лет слышат лучше

Пространственное мышление

К 7 годам формируется окончательно

Недостаточно сформировано

Тактильная чуствительность

0-7 лет отец, 7-12 лет мать

5-11 лет отец, 12-18 мать

Направленность

На получение информации

На социальное взаимдействие

Время вхождения в урок

15-20 минут

2-3 минуты

Восприятие

Визуальное, реагируют на изменение интонации

Аудиальное, важна смысловая сторона вопроса

Тип учебных задач

Эксперимент, практика, чётко поставленные сроки, мозговой штурм

Привержены к теории, предпочтительны задания с неограниченным сроком выполнения

Реакция на оценку взрослого

Реагируют только на оценку значимого человека.

Реагируют остро (начинать только с хорошего!)

Реакция на негативные эмоции со стороны

Переключаются на другое занятие (не слышат)

Реагируют

Острота переживаний

Кратковременно и ярко

Нарастающая, повышенный эмоциональный фактор

Утомляемость

Устают физически

Устают эмоционально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный анализ урока

Презентация посвящена особенностям восприятия учебного материала девочками и мальчиками. Создана по книге Н.Ю.Ерофеевой "Гендерный анализ урока"...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Гендерный подход, на наш взгляд, таит в себе широчайшие возможности для проведения оригинальных исследований в области литературы с целью выявления проблематики произведения и определения  авторс...

Проблема гендерных различий в современной психологии.

Данная работа освещает гендерные различия в коммуникации современной молодёжи...

Психология гендерного подхода к развитию музыкального потенциала учащихся ДШИ.

Гендерное описание психологического портрета развития музыкальности школьников ДШИ....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии.

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществеи то, как это поведение воспринимается. Это то...