Главные вкладки

    ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    статья по литературе по теме

    Гендерный подход, на наш взгляд, таит в себе широчайшие возможности для проведения оригинальных исследований в области литературы с целью выявления проблематики произведения и определения  авторской позиции по вопросам половых взаимоотношений, стереотипов поведения, гендерных ролей, выполняемых мужчинами и женщинами в обществе вообще, и в современном обществе в частности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gendernyy_podhod_v_literature.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    Колупаева О.В.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия №18 г.Томск

    Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.  

    Категория "гендер" только со II половины 1990-х гг. проникает в отечественную филологию. Было бы преувеличением говорить о том, что гендерный подход уже успел получить распространение в российской науке, но очевиден интерес к нему [1].

     Следует отметить, что гендерный подход в изучении истории литературы ХIХ в. выполняет корректирующую функцию, так как, выявляя недостаточность традиционных установок и подходов, он:

    - стимулирует внимание к литературному творчеству женщин;

    - разрушает сложившиеся интерпретационные стереотипы, заставляет по-новому взглянуть на художественные тексты, в том числе и широко известные;

    - корректирует гендерные стереотипы, транслируемые через художественные тексты.

    Репрезентация женского литературного творчества
              История русской литературы XIX века, возможно, даже ярче, чем истории других европейских литератур выявляет дискриминационное отношение к женщине-писательнице, которая, по словам Е. Ган, воспринималась общественным сознанием как "выродок женского рода". Имена русских писательниц XIX века и в наше время остаются малоизвестными современному читателю. У большинства сложилось устойчивое представление о том, что до Ахматовой и Цветаевой писательниц в России вовсе не было. Этому способствует среднее школьное образование. Например, при проведении гендерного анализа учебника литературы Зинина и Сахарова для 10кл.было выявлено, что  из имен женщин-писательниц XIX века упоминается только Авдотья Панаева, но только в связи с творчеством Н.А. Некрасова. Ссылаясь на восприятие личностей писателей их современниками–мужчинами (например, Некрасов, Л.Толстой, Фет о Тютчеве), авторы учебника не приводят  примеры из «Воспоминаний» Панаевой, видимо придерживаясь известного мнения К.И. Чуковского, который дал следующую характеристику мемуаристке: «Она ведь была не мадам де Сталь, не Каролина Шлегель, а просто Авдотья, хорошая, очень хорошая русская женщина, которая почти случайно оказалась в кругу великих людей…»

     Следует отметить, что даже не все специалисты-филологи могут похвалиться тем, что знакомы с творчеством известных им по именам Надежды Дуровой, Каролины Павловой или Юлии Жадовской по той простой причине, что это не предусмотрено программой обучения на филологическом факультете. Но эта ситуация сейчас исправляется, и в интернете можно найти программу специального курса "Женщины-прозаики в русской литературе XIX века". Таким образом, использование гендерного подхода стимулирует исследовательский интерес учащихся  к творчеству женщин-писательниц.

    Разрушение стереотипов интерпретации. 
                 Гендерный подход способствует пересмотру известных программных текстов и новому их прочтению.   Например, гендерный подход помог по-новому осмыслить образ Кукшиной, героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», выявить возможные причины авторской к ней неприязни и сделать общие выводы о тургеневском взгляде на современных ему женщин. В результате исследования, ученица, автор исследовательской работы «К вопросу о разрушении стереотипов интерпретации образа эмансипированной женщины в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» П. Чубарь, пришла к выводу о том, что «Тургенев – сторонник консервативных взглядов на женщину, который видит в ней только «чистейшей прелести чистейший образец» и не может признать её равенство с мужчиной. Эта тенденция отражается в образе Кукшиной: если женщина не будет следовать своей природе и займется мужской сферой деятельности, из неё выйдет лишь жалкая пародия на человека!» По ее мнению, причиной авторской иронии и скепсиса по отношению к героине-нигилистке является типично мужской, патриархатный взгляд: женщина – существо второго сорта, которое не должно вставать в один ряд с мужчиной. Судя по всему, продолжает исследовательница, Тургеневу были не по душе образованные, умные женщины. Он воспринимал женщину только как идеал, которому следует поклоняться и который необходимо возносить, а всё, что не входит в понятие «женственности», он с презрением осмеивал. «Свободно мыслят между женщинами только уроды!»...

    Осмысление гендерных стереотипов, транслируемых через классические литературные произведения

    Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли (стереотипы). Гендер конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).

    Сама типология характеров мужчин и женщин, созданная русской классической литературой и изученная литературоведами, привлекает современных гендерологов. Они рассматривают художественный текст скорее как отражение в нем уже сформированных в социальной жизни норм, чем как факт того, что культура насаждает такие нормы. Однако, по мнению исследовательницы И. Тартаковской, распространение, социальное освоение этих норм, ценностей и идей, несомненно, происходит с помощью художественной культуры, литературы, которая очень долго играла значительную роль в российской идеологии [2].

    Следовательно, классическая литература, изучаемая в школе, с одной стороны, становится проводником определенных традиционных гендерных стереотипов, а с другой, - демонстрирует их непостоянство, изменения. А также дает возможность выявить коренные причины современной гендерной ситуации.  Таким образом, гендерный подход дает возможность исследования литературной классики как проводника определенных маскулинных и феминных стереотипов. Классические литературные произведения признаются обществом как безусловная ценность. Соответственно сильно воздействие транслируемых через художественные тексты гендерных стереотипов на подростков.

    Итак, гендерный подход, на наш взгляд, таит в себе широчайшие возможности для проведения оригинальных исследований в области литературы с целью выявления проблематики произведения и определения  авторской позиции по вопросам половых взаимоотношений, стереотипов поведения, гендерных ролей, выполняемых мужчинами и женщинами в обществе вообще, и в современном обществе в частности.

    Список литературы

    1. Строганова Е. Категория “гендер” в изучении истории русской литературы // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально– гуманитарных дисциплин: Материалы науч. конф.– Тверь, 2000.– С.32–37.

    2. Тартаковская И. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Гендерные исследования. 2000. N 4. С. 246–265.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в школе с углублённым изучением иностранного языка

    Исследовательская деятельность на билингвальной основе в области литературы позволяет систематизировать обучение, создать условия максимальной творческой свободы и познавательного выбора на основе зна...

    Использование деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Использование деятельностного подхода в обучении географии   учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

    Научно-исследовательская деятельность учащихся по литературе

       В современной школе организации научно - исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность ...

    Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

       Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

    Использование межпредметных задач в исследовательской деятельности учащихся

    Развитию исследовательских умений учащихся способствует обращение к нестандартным и практико-ориентированным задачам межпредметного характера. Поэтому одним из важных видов учебно-исследовательской ра...